К сожалению, практически аксиома: несоответствие национальной инфраструктуры Украины современным транспортным системам Европы снижает потенциал экономического развития нашей страны, мешает становлению единой Европы, что как бы отделяет значительную территорию в центре континента от общей схемы транспортно-грузовых потоков. Ученые нашли путь практического решения этой проблемы…
В Крыму состоялась IV международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы развития инновационной деятельности в государствах с переходной экономикой», организованная Госкомитетом Украины по делам науки и технологий, НАНУ, Советом министров Крыма и другими организациями, занимающимися инновационной деятельностью. В конференции приняли участие 175 ученых из Украины, России, Беларуси, США, Германии, других стран. Участники конференции выдвинули несколько научно-обоснованных идей, которые смогли бы сыграть важную роль в интеграции Украины в общеевропейское экономическое пространство. Одна из них — формирование новых транспортных магистралей, которые бы способствовали и экономическому, и культурному единству Украины с другими странами Европы. А.Башта и А. Бельский предложили проект образования современной скоростной магистрали Е-50: Брест—Париж—Прага—Ужгород—Умань—Керчь—Баку, которая бы являлась естественным продолжением Великого шелкового пути. Сейчас сотрудники научно- исследовательского комплекса Таврического национального университета и Крымского научного центра НАН Украины ведут работы по проектированию украинско-кавказской части этого пути.
Современные скоростные магистрали и транснациональные коридоры обходят Украину. Севернее нашей страны транспортные потоки направляются коридором через Польшу—Беларусь— Россию на Кавказ и далее, а южнее — через Венгрию—Сербию—Болгарию—Турцию. Через Украину проходят всего несколько магистралей, которые имеют вспомогательное значение по отношению к стратегическим дорогам Европы. Это приводит к тому, что Украина находится в состоянии естественной изоляции в системе международной транспортной инфраструктуры и международного разделения труда. Между тем, есть довольно несложный путь включения Украины в единые транспортные потоки Европы.
Исследования ученых показывают, что строительство современной магистрали от Мукачева до Керчи, являющиейся фактически продолжением сверхскоростного транснационального коридора Е-50, практически меняет все транспортное положение Украины. Основная ось этого коридора проляжет через Украину и свяжет всю Европу с регионами Передней Азии и Ближнего Востока по оси Голландия— ФРГ—Польша—Украина (включая Крым)—Россия—Грузия—Армения—Азербайджан—Турция—Иран— Ирак—Сирия и так далее.
В то же время ось не является моноствольной, а представляет собой вариант «транснационального магистрального дерева». Его равнозначные «ветви» проходят: одна через Норвегию—Швецию—Данию, другая из Швейцарии в Словакию через Австрию, Чехию, Венгрию. Другие ветви «растекаются» по направлениям Финляндия—Эстония—Латвия—Литва—Беларусь, Болгария— Румыния—Молдова—Украина—Россия—Грузия—Турция. В Украине «ветви» проходят через Ковель— Луцк—Ривне—Житомир—Умань, а также по линиям Чоп—Умань, Киев—Умань и дальше: Умань— Первомайск—Николаев—Херсон—Сиваш—Джанкой—Феодосия—Керчь.
Таким образом, пять или даже шесть европейских магистралей объединяются в три украинские, которые сходятся в Умани в единую ось, которая далее пролегает через Крым и Россию, а потом она может расщепляться на четыре кавказские магистрали, которые входят в страны Передней Азии и Ближнего Востока. Для удобства основную ось этого коридора от Чопа до Керчи следовало бы назвать Е-50, потому что она является ее естественным продолжением по территории нашей страны и ведущим на Юг и на Восток.
Экономическая эффективность образования такого коридора очевидна. Сравним расстояния. Путь из Варшавы через Брест на Северный Кавказ (г.Кропоткин, Краснодарский край) по коридору Е- 30 севернее Украины составляет 2386 километров. Из Кракова через Львов на тот же г. Кропоткин уже 2017 километров. Из Кракова через Львов—Тернополь на Северный Кавказ — только 1597 километров. Еще выгоднее этот путь проложить по железной дороге этой магистрали. Этому пути соответствует и мощный воздушный коридор, имеющий перспективы в связи с наличием удобных аэродромов, способных принимать самолеты типа «Руслан», как, например, в Багерово в Восточном Крыму. Железнодорожный транспорт может преодолевать территорию Украины по этим магистралям при скоростях 150—600 километров в час за 2—8 часов, автомобильный транспорт за 8—16 часов. Морской транспорт на этом коридоре сможет эксплуатировать порты Севастополь, Ялта, Феодосия, Керчь, которые связаны внутрикрымской магистралью Севастополь—Бахчисарай—Симферополь—Белогорск— Феодосия—Керчь.
Конечно, многие узлы этого транспортного коридора требуют совершенствования. Главное из них — строительство современного мостового перехода через Керченский пролив в районе Керчи вместо нынешней переправы, о чем «Зеркало недели» писало еще несколько лет назад, в 1994 году. Скорее всего, этот переход должен строиться силами двух государств и об этом уже подписаны несколько межгосударственных и межрегиональных соглашений, создана компания по проектированию этого строительства. Образование этого коридора тем актуальней, что на нескольких саммитах глав государств СНГ уже поднимались предложения о восстановлении Великого шелкового пути, создававшего единство евроазиатского пространства в прошлом. Проблема состоит в том, чтобы возобновить его на современном уровне техники и технологии.