Год грядущий для промышленности

27 декабря, 2013, 19:45 Распечатать Выпуск №49, 27 декабря-17 января

Ситуация на отдельных машиностроительных подсекторах, таких, как вагоностроение, будет оставаться сложной в следующем году, но первые два кита украинской экономики могут рассчитывать на более оживленную динамику в 2014-м.

2013-й был непростым годом для украинской промышленности, принеся падение производства и прибыли. Особых подарков под Новый, 2014 год отечественным заводам и комбинатам ждать не приходится. Все те же проблемы останутся актуальными в металлургии, химии и машиностроении (за редкими исключениями в случае уникальной продукции) — избыток мощностей в мире, обостряющаяся конкуренция, слабый спрос со стороны потребителей. Однако для ключевых отраслей украинской промышленности — металлургии и химпрома — следующий год может стать годом начала восстановления после затяжного падения. Ключевым драйвером будет стабилизация внешних рынков.

Общие итоги

По итогам ноября промышленное производство в Украине упало на 4,7% по сравнению с ноябрем 2012 г. Темп падения за весь год будет близким к этому уровню, хотя уже сейчас видно, что дно падения пройдено. Так, снижение объемов в сентябре составило 5,6% к сентябрю прошлого года, а в октябре — 4,9%. Сокращение темпов производства было вызвано проблемами как на внешнем, так и на внутреннем рынках у большинства украинских производителей — у металлургических, химических и машиностроительных предприятий. Ситуация на отдельных машиностроительных подсекторах, таких, как вагоностроение, будет оставаться сложной в следующем году, но первые два кита украинской экономики могут рассчитывать на более оживленную динамику в 2014-м.

Металлургия

С точки зрения объемов падение производства в 2013 г. приостановилось после 7-процентного снижения в 2012-м до 32,3 млн т. За 11 месяцев выпуск стали в Украине даже подрос — на 1%, до 30 млн т, и, вероятно, этот показатель покажет такой же небольшой прирост по итогам года. Наибольший прирост производства продемонстрировали Алчевский меткомбинат (+9% за 11 месяцев 2013 г., до 3,8 млн т, контролируется группой российских акционеров, дружественных к государственному ВЭБ) и ДМЗ им. Петровского (+24%, до 0,93 млн т, входит в российскую группу "Евраз").

Увеличил загрузку до промышленных масштабов электросталеплавильный завод "Интерпайпа" (принадлежит Виктору Пинчуку), произведя 1 млн т за 11 месяцев, тогда как в прошлом году проходили испытания основного оборудования. Правда, "Интерпайп Сталь" в октябре-ноябре сократила объемы производства почти вдвое из-за проблем материнской компании со сбытом труб на российском рынке — до 60–65 тыс. т. Но другой электросталеплавильный завод — ДЭМЗ, наоборот, в октябре после почти годичного простоя вернулся на рынок. Это произошло после того, как российский бизнесмен Вадим Варшавский выкупил предприятие у группы "Мечел" и, согласно слухам, договорился с одним из украинских крупных поставщиков лома о регулярных закупках. Дефицит лома, обостряющийся на внутреннем рынке в Украине, являлся одним из препятствий для работы предприятия.

Остальные крупные металлургические предприятия, входящие в вертикально интегрированные группы, показывали относительно стабильные объемы производства — небольшое снижение или рост. Три сталелитейных предприятия "Метинвеста" (принадлежит Ринату Ахметову, Вадиму Новинскому и Владимиру Бойко) снизили производство за 11 месяцев на 1%, до 11,4 млн т, то есть фактически сохранили стабильную загрузку — снижение выпуска стали на ММК им. Ильича и "Азовстали" было в большей мере компенсировано ростом на Енакиевском метзаводе. В компании "Метинвест" также отмечали остроту дефицита металлолома на рынке, из-за чего меткомбинаты вынуждены работать на повышенном расходе чугуна. То есть в целом группа может продавать меньше железорудного сырья на экспорт.

Несмотря на относительно стабильное производство, цены на металлопродукцию на внешних рынках продолжали падать, что давило на рентабельность продаж. Оба традиционных сезона, когда рынок оживает, — март-апрель и октябрь-ноябрь — прошли как межсезонье. С начала года экспортная цена на квадратную заготовку снизилась на 7%, до 502 долл./т, а горячекатаный лист подешевел на 5%, до 531 долл./т.

В результате украинские метпредприятия экспортировали проката на 11,9 млрд долл. за период с января по октябрь, что составило 22% от всего отечественного экспорта. Но это ниже традиционных 25% экспорта, которые приносили украинские металлурги раннее. В среднем за рубеж продавалось продукции на 1,1 млрд долл. в месяц, то есть почти на четверть меньше экспортной ежемесячной выручки в прошлом году.

Однако ситуация может нормализоваться. Конечно, избыток мощностей на рынке и высокая конкуренция будут оказывать свое влияние, однако вполне возможно, что и продажи, и прибыли у металлургов в 2014 г. пойдут на поправку. В первую очередь, спрос может вырасти за счет восстановления экономики еврозоны, где прогнозируется рост ВВП на 1% в 2014 г. по сравнению с падением на 0,4% в текущем. Американская экономика будет продолжать уверенный стабильный рост, в то время как стимулирование со стороны ФРС будет постепенно снижаться.

Больших катаклизмов пока не предвидится и со стороны Китая, где в ноябре 2013 г. приняли программу реформ, направленных на качественный рост экономики. Более обширный доступ инвесторов на различные внутренние рынки, развитие среднего и мелкого бизнеса позволят постепенно снизить зависимость экономического роста в Китае от капитальных инвестиций, которые доходили до 50% в структуре ВВП. Это вселяет надежды, что жесткой посадки экономики Китая не будет в 2014-м, а значит, лавинообразной распродажи китайской металлопродукции не произойдет. Аналитики в своих прогнозах больше склоняются к ожиданию более медленного роста, чем к резкому падению. Если в 2013 г. производство стали в Поднебесной прибавит примерно 60 млн т, до 780 млн т, то прирост в следующем году, по предварительным ожиданиям, составит 20–30 млн т, что может быть переварено рынком за счет растущего спроса в мировом масштабе.

Химия

В химической промышленности, которая в Украине ориентирована на производство минеральных удобрений, ситуация осенью дошла до критической отметки. С одной стороны, цены на рынке снижались из-за перепроизводства, в том числе, со стороны китайских производителей. С другой — высокая себестоимость украинской продукции из-за дорогого газа не позволяла рентабельно работать. Поэтому в сентябре-октябре через временную полную или частичную приостановку мощностей прошли большинство химзаводов в Украине, что вовсе не поднимало настроения их собственникам, основной среди которых — Д.Фирташ.

Как стало известно в начале декабря, за девять месяцев текущего года экспорт украинского карбамида снизился на 17% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 2,2 млн т. Очевидно, что по итогам 10 и 11 месяцев статистика будет еще более удручающей. С января по октябрь химики принесли валютной выручки на 3,8 млрд долл., что составило 7,3% от всего экспорта из Украины (доля в 7,6% была за девять месяцев).

Однако уже с января, как и ожидалось, химические заводы будут переходить из состояния ремонтов к планомерному наращиванию загрузки. Этому будет способствовать как рост цены на удобрения, так и снижение стоимости природного газа после предоставления Россией скидки для Украины. Рост цен произошел после того, как ряд стран Ближнего Востока и Северной Африки ввели ограничения на экспорт удобрений. Ограничения коснулись производителей в Алжире, Ливии, Египте. В Египте, по сообщению украинского "Госвнешинформа", местное правительство установило специальные квоты поставок на внутренний рынок тем компаниям, которые хотят экспортировать. Как результат, это ограничит объем доступной продукции для поставок на внешний рынок и окажет поддержку для цен.

Мировые цены на карбамид уже оттолкнулись от дна, достигнутого в конце лета на уровне 300 долл./т, что примерно соответствует себестоимости у китайских производителей, которые работают на более дешевом угле. Цены на карбамид достигли 312 долл./т в ноябре, а в декабре добавили еще 20 долл./т. Рост спроса на удобрения в следующем году благодаря большей активности аграриев в ключевых регионах мира и в дальнейшем может способствовать движению цен вверх. Это позволит украинским химическим предприятиям восстановить объем поставок до прежних уровней.

Машиностроение

Динамика работы третьего столпа украинской промышленности — машиностроения — неоднородна. Однозначно кризисным был 2013 г. для вагоностроителей. Ключевой рынок для украинских полувагонов — российский — закрылся как из-за переговоров Украины относительно подписания Соглашения об ассоциации с ЕС, так и в связи с фактическим избытком вагонов на рынке РФ. Введение новых дополнительных мощностей вместе с падением спроса на грузовые перевозки привели к следующей ситуации: если еще недавно полувагон был в большом дефиците, то в 2013 г. по рынку пошли слухи, что бывшие в употреблении российские вагоны будут заполонять соседние рынки, в том числе украинский, чтобы разгрузить российский. И россияне начали отменять выданные ранее сертификаты для украинских вагоностроителей, что фактически блокировало поставки.

Шаг в сторону России  после отказа подписывать Соглашение об ассоциации с ЕС обернулся для украинских вагоностроителей обещанием отменить запрет на вагоны к февралю 2014 г. Произойдет ли это, и если произойдет, то насколько долгосрочным будет, еще предстоит увидеть, поскольку вопрос принимается больше в политической плоскости. И если спрос на сам товар снижается, директивно его долго не удержать, как доказала история.

Украинские автомобилестроители, занимающиеся сборкой авто, показывают совершенно противоположную динамику и уже даже сверстали оптимистичные планы на 2014 г. Причиной послужило введение спецпошлин на импорт автомобилей от 6,46 до 12,95% с апреля текущего года. А также утилизационного сбора, который вместе с пошлинами может составлять до 20% стоимости некоторых автомобилей. Такая разница особенно ощутима для покупателей автомобилей эконом-класса.

В результате, например, Кременчугский автосборочный завод (КрАСЗ), входящий в группу "АИС" Дмитрия Святаша и Василия Полякова, намерен в 2014 г. удвоить количество произведенных автомобилей, до 18 тыс. штук. Корпорация "Богдан" Олега Свинарчука планирует увеличить выпуск легковых автомобилей в 2,4 раза, до 21,5 тыс. штук. Остается надеяться, что автопроизводители действительно воспользуются введенными барьерами для импорта, чтобы не только увеличивать объемы сборки, но и наращивать долю локализации до требуемого в перспективе уровня в 50%.

Если подытожить ожидания того, как будет чувствовать себя украинская промышленность в 2014 г., то общие проблемы сохранятся. Тем не менее по отдельным секторам намечается возможность для восстановления, которая будет позитивно влиять на экономический рост и поступления валютной выручки в страну.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 2
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно