ЕВРОКОМИССАР ПАСКАЛЬ ЛАМИ: «ГЛАВНЫМ ПРИОРИТЕТОМ ДЛЯ УКРАИНЫ ДОЛЖНО БЫТЬ ВСТУПЛЕНИЕ В ВТО»

Поделиться
В минувший вторник во время очередного, седьмого, заседания Совета по вопросам сотрудничества Украина—ЕС, стороны, похоже, вновь расставили разные акценты в этом самом сотрудничестве...

В минувший вторник во время очередного, седьмого, заседания Совета по вопросам сотрудничества Украина—ЕС, стороны, похоже, вновь расставили разные акценты в этом самом сотрудничестве. Евросоюз, как сказано в заключительном документе по результатам заседания, придает большое значение проведению прозрачных и честных президентских выборов в Украине и подчеркивает роль независимых СМИ в освещении предвыборной кампании.

Команда же украинских евроинтеграторов, недавно отказавшаяся от «евроромантизма», во главе с премьером Януковичем пыталась решать в Брюсселе «очень принципиальные» вопросы, в частности, подготовку плана действий Украина—ЕС, предоставление Украине статуса страны с рыночной экономикой, смягчение визового режима для украинцев и др.

Часть этих вопросов «ЗН» задало члену Европейской комиссии, комиссару по вопросам торговли Паскалю ЛАМИ.

— Господин Лами, на этой неделе Брюссель посетила высокая украинская делегация во главе с премьер-министром Виктором Януковичем. Состоялось очередное заседание Совета по вопросам сотрудничества Украина—ЕС. Его, в общем-то, можно считать знаменательным, поскольку это была первая встреча на высоком уровне между Украиной и расширенным Евросоюзом, включающим теперь 25 государств. Как известно, официальный Киев приветствовал расширение ЕС, которое в перспективе должно положительно повлиять на его новых соседей, тем не менее украинская сторона продолжает выражать обеспокоенность по поводу негативных экономических последствий расширения, ожидаемых в ближайшие два-три года. Например, как утверждают украинские официальные лица, на протяжении этих лет вследствие расширения будет ограничен доступ украинских товаров на рынки стран-членов ЕС, что можно наблюдать уже сейчас. Насколько известно, оценки негативных последствий, приводимые украинской стороной, отличаются от информации Брюсселя. Проводилась ли совместная оценка этих последствий, на которые указывает Киев, и если нет, то настроен ли Брюссель на проведение такой работы? Что конкретно сделано Еврокомиссией в этом направлении?

— Прежде всего разрешите подчеркнуть, что мы придаем большое значение нашим отношениям с Украиной, которая после недавнего расширения ЕС является не только его соседом, но и важным торговым партнером.

В течение всего периода подготовки к расширению ЕС 1 мая Европейская комиссия работала в тесном сотрудничестве с украинским правительством над тем, чтобы Украина смогла извлечь выгоду из непосредственного соседства с ЕС. В качестве соседей мы также заинтересованы в том, чтобы новая внешняя граница ЕС не превратилась в барьер для торговли. Мы рады, что достигли согласия с Украиной о расширении действия Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Европейским Союзом на все 25 государств — членов ЕС. Расширенный ЕС уже стал самым крупным торговым партнером Украины. На наш взгляд, для Украины большое значение имеет общая перспектива ведения торговли с самым большим в мире единым рынком, которая компенсирует любые потери в отдельных отраслях. Позвольте мне объяснить, почему мы считаем, что результат расширения будет положительным.

Во-первых, ставка внешней таможенной пошлины ЕС в целом будет ниже ранее применяемой новыми членами ЕС. Согласно нашим подсчетам, после расширения ЕС средневзвешенный показатель ставки пошлины на экспортные товары из Украины снизится (с 8,9 до 3,43% на промышленные товары). Оцениваемая нами выгода Украины от сокращения пошлины (на сельскохозяйственную продукцию включительно) составит приблизительно 60 миллионов евро.

Во-вторых, мы предполагаем, что близость самого большого в мире единого рынка с единой бизнес-средой, едиными правилами торговли и едиными административными процедурами будет выгодна Украине. Все это должно облегчить жизнь украинских экспортеров.

И наконец, в среднесрочной перспективе ожидается, что расширенный ЕС будет иметь более высокие темпы экономического роста. А это подразумевает рост спроса на импорт и, вполне вероятно, перетекание прямых торговых инвестиций. Прежде всего это будет выгодно таким странам, как Украина, которые являются соседями расширенного ЕС и с которыми в ближайшие годы будут укрепляться наши торговые и экономические отношения.

Конечно же, Украине необходимо многое сделать для максимального использования перспектив, раскрывающихся перед ней в результате расширения. Этому будут способствовать структурная реформа и улучшение инвестиционного климата, а также гармонизация законодательства Украины с законодательством ЕС. Этот процесс уже начался, и мы ожидаем, что далее он разовьется в ходе реализации европейской политики соседства.

Что касается конкретных практических проблем, затронутых украинской стороной, то мы вели интенсивный диалог и пытались найти их решение, и я считаю, что мы значительно продвинулись в этом вопросе. Например, Украина была обеспокоена тем, что торговые защитные меры ЕС будут распространяться на украинский экспорт в страны, ставшие его новыми членами. Мы согласились пересмотреть ряд антидемпинговых мер в тех случаях, где в связи с расширением могли измениться обстоятельства, и экспортеры пострадали бы от «шока расширения». Единственная существенная проблема связана с торговлей сталью, но мы надеемся до конца месяца заключить новое соглашение о торговле сталью, основанное на традиционных торговых потоках из Украины в присоединившиеся страны. Но при всем том применение Украиной пошлины на вывоз металлолома продолжает создавать проблемы. Нам бы хотелось получить твердое обещание того, что вывозная пошлина, которая препятствует свободной торговле металлоломом, будет постепенно устранена.

— Украинская сторона также обращает внимание Евросоюза на определенные сложности, возникающие в сфере торговли в связи с расширением на новые страны-члены Евросоюза технических норм и стандартов ЕС: технических, экологических, относительно экспорта аграрной продукции, правил защиты прав потребителей и т.п. Каким образом ЕС оценивает эти сложности и имеет ли намерения содействовать Украине в их ликвидации?

— Вот уже в течение нескольких лет мы работаем с украинскими властями, в частности, по программе Tacis, чтобы помочь Украине привести свою систему стандартов и оценок в соответствие с системой ЕС. Это значительно упростит торговлю между Украиной и ЕС. Процесс приведения нормативов в соответствие с европейскими является одним из главных аспектов европейской политики соседства.

Что же касается промышленных стандартов, то тут мы не ожидаем никаких отрицательных последствий для украинского экспорта. Украина уже значительно продвинулась в сфере гармонизации законодательства. Более того, новые члены Евросоюза применяют систему стандартов ЕС на промышленную продукцию уже в течение длительного времени, и, что интересно, украинский экспорт в эти страны значительно возрос (в 1999—2003 гг. средний годовой рост составил 22,2 %). Поэтому вступление новых членов в ЕС не повлечет за собой никаких существенных изменений в системе стандартов на промышленную продукцию.

В области сельского хозяйства после 1 мая произошли определенные изменения, касающиеся товаров народного потребления. Однако, как свидетельствуют результаты нашего анализа, эти изменения затрагивают лишь незначительную часть украинского экспорта (менее 1% от всего экспорта в ЕС в 2003 г.). Тем не менее нам известно, что Украина обеспокоена этим вопросом, и мы специально разработали проект в рамках Taсis, чтобы помочь Украине привести свои санитарные и фитосанитарные нормы в соответствие с нормами ЕС, и решить эту проблему.

— Украина уже долгое время говорит ЕС о необходимости сохранения ее традиционных торгово-экономических отношений с новыми государствами-членами Евросоюза. В частности, объемов поставок украинской продукции в эти страны, прежде всего производимой предприятиями металлургической и химической отраслей. Официальный Киев убежден, что залогом решения этой проблемы может быть предоставление Украине статуса страны с рыночной экономикой. Этот вопрос, как известно, приобрел особое звучание в отношениях Украины и ЕС. Проблема сугубо технического характера, как все время подчеркивает Брюссель, получила политическое звучание. Киев неоднократно упрекал ЕС в том, что к некоторым другим государствам Евросоюз был намного больше благосклонен. Украинская сторона утверждает, что на сегодня нет весомых оснований затягивать решение этой проблемы. В этой связи, как вы оцениваете перспективы предоставления Украине статуса страны с рыночной экономикой в ближайшей перспективе?

— Я знаю, что Украина придает большое значение вопросу предоставления ей статуса страны с рыночной экономикой с целью защиты от антидемпинговых расследований. Позвольте мне пояснить с самого начала: статус страны с рыночной экономикой не влияет на количество проводимых расследований и не гарантирует снижения демпинговой маржи. Данный статус лишь определяет методику подсчета этой маржи. Необходимо также учитывать то, что лишь небольшая доля украинского экспорта в ЕС подпадает под меры ограничения торговли (всего 0,3% в 2003 г.).

Недавно мы направили правительству наши выводы по поводу просьбы Украины о предоставлении ей статуса страны с рыночной экономикой. Они были сделаны в результате всестороннего и взвешенного анализа, основанного на четких критериях. Европейская комиссия рассмотрела как информацию, поданную Украиной, так и основные документы, предоставленные международными организациями и нашими внутренними источниками. В своих выводах мы признаем и приветствуем значительный прогресс, достигнутый Украиной на пути выполнения условий для получения статуса страны с рыночной экономикой. Тем не менее, определен ряд нерешенных вопросов в двух областях: вмешательство государства в ценообразование и банкротство.

Во-первых, мы отметили недавние случаи вмешательства вашего правительства в ценообразование на рынках металлов и удобрений. Нас это беспокоит, поскольку вмешательство государства в ценообразование на внутреннем рынке может искажать стоимость экспорта.

Во-вторых, мы считаем, что необходимо адаптировать законодательную базу, чтобы для всех компаний, в том числе государственных, действовали единые приемлемые правила банкротства. Мы опасаемся, что нынешнее положение дел может привести к дискриминации частных предприятий, на которые не распространяются определенные исключения из правил банкротства, и к дисбалансу между себестоимостью и ценой в ситуациях, когда фактически обанкротившаяся компания может продолжать экспортировать свою продукцию.

Мы наметили шаги, которые необходимо предпринять для достижения прогресса в решении этих вопросов. Хотя общий вывод гласит, что мы еще не готовы. Я заверяю: Европейская комиссия, как и прежде, намерена пересмотреть свои оценки и предоставить Украине статус страны с рыночной экономикой, если ее власти предпримут указанные нами конкретные меры. Поверьте, я твердо убежден, что сегодняшнее положение дел не будет длиться бесконечно.

И, наконец, я хочу развеять некоторые заблуждения. Прежде всего, должен подчеркнуть: данные выводы никоим образом не связаны с расширением ЕС. Во-вторых, следует отметить, что Европейская комиссия подходит к каждой заявке на предоставление статуса страны с рыночной экономикой сугубо индивидуально. Стоит также напомнить, что отдельные украинские компании уже могут претендовать на то, чтобы к ним применялись правила рыночной экономики.

— Еще один вопрос, который, по мнению официального Киева, может служить примером дискриминации по отношению к Украине, — отказ предоставить ей право использовать преимущества Генерализированной системы преференций ЕС. Эта проблема является менее резонансной для широкой общественности, чем переговоры между Киевом и Брюсселем по поводу статуса страны с рыночной экономикой. Поэтому, не могли бы вы пояснить, в чем ее суть и справедливы ли, на ваш взгляд, претензии Киева?

— Что касается просьбы Украины о ее поощрении в вопросе законодательства по охране труда в рамках Генерализированной системы преференций, то было бы преждевременно говорить об «отказе». Европейская комиссия изучает ситуацию в Украине, решение еще не принято. Просьба Украины, как и трех других стран СНГ (России, Грузии и Узбекистана), рассматривается на основе прозрачных и объективных критериев, которые изложены в регламенте Генерализированной системы преференций. Никакой дискриминации, конечно же, нет. Все страны, подавшие заявки, находятся в равных условиях.

Процесс оценки — техническая процедура. Он включает в себя глубокое и тщательное изучение трудового законодательства страны, подавшей заявку, и эффективность его выполнения в плане соблюдения основных стандартов. Все заинтересованные стороны, в том числе украинские власти и те, к кому применимы трудовые стандарты, соответствующие комитеты МОТ и международные профсоюзные органы, могут высказать свое мнение. Окончательное решение Европейская комиссия будет принимать на основе этих источников информации.

Недавно мы передали украинскому правительству дополнительные материалы, в которых излагалась позиция международных профсоюзных органов относительно прав профсоюзов и свободы объединений в Украине, и мы надеемся продолжить наш диалог по данному вопросу с правительством Украины.

— Как известно, наша страна настойчиво стремится как можно скорее добиться полноправного членства во Всемирной торговой организации. Каким образом Европейский Союз поддерживает Украину на этом пути?

— Мы всецело поддерживаем стремление Украины стать членом ВТО. Мы считаем, что ваша страна приложила немало усилий для того, чтобы соответствовать требованиям членства в этой организации. В марте 2003 г. ЕС первым из членов ВТО завершил переговоры о членстве с Украиной.

Однако Украина еще должна решить ряд вопросов, чтобы привести свой режим торговли в соответствие с правилами ВТО. На данный момент эти нерешенные вопросы являются предметом многостороннего переговорного процесса в Женеве. Однако по этим вопросам мы также провели прямые детальные консультации с украинскими властями на техническом уровне и будем рады продолжить такую совместную работу с целью скорейшего их решения.

Став членом ВТО, ваша страна сможет пользоваться благами мировой системы торговли. Членство в этой организации также будет способствовать продвижению начатых реформ, что дополнит процесс реализации нашего Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС).

— Тогда еще один вопрос. Как известно, создание зоны свободной торговли между Украиной и Европейским Союзом предусмотрено как раз Соглашением о партнерстве и сотрудничестве, первый десятилетний срок действия которого завершается. Учитывая тот факт, что Украина уже приблизилась к финишной прямой на пути в ВТО, насколько реальными могут быть надежды на близкую перспективу создания зоны свободной торговли Украина—ЕС?

— Как вы правильно отметили, возможность переговоров по созданию Зоны свободной торговли содержится в СПС. Мы всегда утверждали, что главным приоритетом для Украины должно быть вступление в ВТО. Процесс вступления, который, как я уже говорил, подразумевает проведение глубоких реформ, наряду с реализацией Соглашения о партнерстве и сотрудничестве поможет Украине создать структуры, необходимые для выгодного участия в зоне свободной торговли. Когда Украина станет членом ВТО, мы сможем обсудить вопрос о льготных условиях торговли.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме