В ваших руках, уважаемый читатель, пятисотый номер «ЗН». Когда в начале октября 94-го мы выпускали первый, только в душах самых закоренелых редакционных оптимистов теплилась надежда на то, что эту газету будут читать в 2004-м.
С одной стороны, тогдашний Госкомиздат не успевал проштамповывать свидетельства о регистрации тысяч новых изданий. Умудренная опытом начальница торгового управления Минсвязи предложила нам пари: «Ваша газета не протянет и года». Пари мы заключили, хотя на одной чаше весов был многолетний опыт, а на другой — не подкрепленная никакими маркетинговыми исследованиями уверенность: такая газета нужна Украине.
С другой стороны, над свободой слова уже витали тогда еще пушистые снежинки первых заморозков и у видавших виды газетчиков начало «ломить кости на перемену погоды»...
И все же мы рискнули, оставив насиженные места в других вполне успешных газетах. Что придало нам силы и веру в успех «ЗН»? Мы верили в себя? Несомненно. Но главное — мы верили в вас, изначально уважая тех, кому адресовали свои раздумья и надежды. Нам кажется, вы это почувствовали. А получив ответный «вотум доверия», мы не могли вас предать.
Когда садишься за написание материала, должен изначально уяснить — кому адресовано твое послание? Отсюда — производные: язык изложения, аргументация, предполагаемый уровень информированности, способность к самостоятельному анализу и т.д. Кстати, по этим критериям не только издания ищут своих читателей, но и читатели ищут свои издания. Недаром говорят: «Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу — кто ты».
Когда в свет выходит газета не специализированная, не региональная и не «возрастная», очертить круг потенциальных читателей можно простым способом. Как в песне: «Если я тебя придумала — стань таким, как я хочу». И мы вас придумали. Мы рассчитывали, что вы прежде всего — социально активны, неравнодушны. Что выше всего вы цените свободу личности как условие свободы общества. Вы ничего не принимаете на веру, не вникнув в суть различных позиций по данному вопросу. Вы стараетесь объективно оценивать действия и власти, и оппозиции. Вы — патриот своей страны. Для вас нет «старших» и «младших» братьев, вы уважаете достоинство и право на свободное развитие всех народов. Вам надоело кормиться обещаниями лучшего будущего, вы хотите достойной жизни здесь и сейчас. А достичь ее вы намерены своими знаниями, умениями, инициативой. Если государство поможет вам в этом — спасибо ему, если будет мешать — вы будете бороться за свои права.
Несколько лет назад на встрече с читателями в Одессе меня спросили: «А какой тираж «Зеркала недели» вы считаете оптимальным?» Я ответил: «Тысяч шестьдесят—семьдесят». «А где вы наберете столько интеллигентов?» — поинтересовались мои собеседники.
Ответ, казалось бы, простой: да у нас только с вузовскими дипломами — миллионы граждан. Только вот две закавыки: далеко не всякий обладатель диплома — интеллигент и далеко не всякий интеллигент ощущает себя гражданином.
Так вот, за почти десять лет существования «Зеркала недели» мы несколько раз обращались к помощи социологов для выяснения основополагающего вопроса: кто наш реальный читатель? Некоторые результаты ответов мы могли сами легко спрогнозировать. Например, что почти у 70 процентов нашей читательской аудитории — высшее и неоконченное высшее образование (между прочим, среди читателей общественно-политической и деловой прессы этот показатель составляет 53 процента). Что подавляющее большинство читающих «Зеркало» — специалисты, но не чуждо оно и руководителям, и чиновникам, и бизнесменам, и пенсионерам. С достаточной уверенностью можно было предположить и то, что, учитывая цену газеты, ее читают люди с доходом выше среднего.
Но были и неожиданности. Предыдущие исследования социологов свидетельствовали о том, что наши основные читатели — мужчины «за тридцать». А вот свежий зондаж, проведенный в апреле—мае брэнд-консалтинговой компанией «Следопыт» и компанией GFK, дал свежую пищу для размышлений. Оказывается, нынче среди предпочитающих «ЗН» — «прекрасная половина» плюс один процент, а мужчин «только» 49 процентов. Да и позиции тех, кому за тридцать, тоже существенно потеснены более молодыми. И что сие значит? Ведь газета не стала легковеснее. Просто женщины и молодежь теперь больше интересуются жизнью общества.
Самое время подчеркнуть, что именно активная жизненная позиция, заинтересованность, по данным социологов, является отличительной чертой читателей «ЗН». То есть простая принадлежность к категории интеллектуалов еще не гарантирует чтения нашей газеты. Для этого надо быть прежде всего неравнодушным. А желание понимать происходящее, учиться, иметь адекватные знания является производным от главной особенности.
Вместе с тем, по мнению респондентов, читатель «ЗН» — человек подготовленный, эрудированный, а чтение такой газеты не каждому по силам. Поэтому, встречая человека с «Зеркалом», они чувствуют что-то похожее на сопричастность. Помните, как в «Маугли»: «Мы с тобой одной крови»?
Интересно, что немало читателей воспринимают информацию «ЗН» как инструкцию к действию. Другие считают ее газетой для тех, кто может принимать решения, влиять на общественные события. Третьи находят в «ЗН» единомышленника. Четвертые — оппонента. 500 бесед, откровений и споров — это наша с вами история.
И под конец. Опрос показал, что среди читателей общественно-политической и деловой прессы «ЗН» является любимым изданием для 22 процентов респондентов, а еще 13 процентов являются просто нашими читателями. Ну что ж, если нас с вами уже больше трети думающих, то вместе мы — сила. Вместе мы — доверие, небезразличие и действие.
С уважением
В.Мостовой