ЗАВИСТЬ БОГОВ

Поделиться
Если бы вдруг была составлена экономическая карта страны, то одной из самых крупных «горячих точек» на ней, несомненно, значился бы седьмой километр Овидиопольской дороги...

Если бы вдруг была составлена экономическая карта страны, то одной из самых крупных «горячих точек» на ней, несомненно, значился бы седьмой километр Овидиопольской дороги. Именно здесь, вдоль трассы, на семидесяти гектарах земли можно обнаружить яркий образчик нашей доморощенной теневой экономики, выпестованный за годы независимости. Раскинувшийся почти в открытом поле знаменитый одесский «толчок» прославился не только как самый огромный промышленный оптово-розничный рынок страны. За неполных 15 лет торговый городок со своими законами и порядками заработал массу заслуженных ярлыков. Это государство в государстве превратилось в сочную кормушку для богатых и торговый рай для бедных. Конечно, он дал множество рабочих мест учителям, врачам, инженерам и всем тем, кого государственные жернова туго работающей перестроечной машины перетерли и выбросили на улицу. Но речь сейчас не об этом спасительном чуде переходного этапа.

В этом зеркальном осколке нашей больной экономики можно увидеть всепоглощающего монстра, которого государство могло позволить вырастить, только намеренно заблудившись на пути к капитализму. Образ рынка как контрабандной дыры на теле государства, как вольной зоны «беспошлинной» торговли — вот нынешняя тема. Тема скользкая. Ибо не один человек, поведавший об известных в Одессе тайнах «Седьмого километра», не решился говорить открыто. Потому как от дел, которые проворачиваются, попахивает криминалом. Но главное — большими деньгами, которые любят тишину. Поэтому речь пойдет не об отдельных конкретных выявленных фактах, а о системе в целом, о механизмах, которые ни один год приводят в движение такую огромную махину, как рынок.

Проблема в том, что законы, по которым живет «Седьмой километр», да, собственно говоря, и другие крупные рынки страны, растущие нынче как грибы, устраивают всех: и верхи, и низы. Хотя на самом деле для последних это только кажущаяся выгода. То, что сильно бьет по государственному карману и внутреннему рынку, в конечном итоге больно ударяет по ее гражданам. Само существование в стране промышленных рынков объясняется якобы подавляющим числом бедного населения, которое может покупать лишь дешевые товары. К сожалению, это так. Но все дело в том, что определенным лицам в государстве очень выгодно пичкать граждан дешевым и мало качественным импортным ширпотребом. Например, китайским, которым и забит, в частности, «Седьмой километр». Ибо львиная доля доходов от поступающего в страну заморского товара оседает в их безразмерных карманах.

Черный контрабас

Промрынок «Седьмой километр» — самое крупное предприятие области. Здесь работает порядка 20 тысяч частных предпринимателей. Плюс 1 200 человек — штат рынка. В прошлом году ООО «Промтоварный рынок» (это его официальное название) перечислило в бюджет порядка 36 млн. грн. На его территории установлено свыше 8 тысяч контейнеров, которые являются собственностью предпринимателей, а также магазинчики и лотки. За каждое торговое место, а их свыше 10 тысяч, они платят рынку арендную плату от 125 до 500 грн. в месяц в зависимости от размера контейнера. Договора аренды заключаются на срок до 20 лет. Это данные администрации рынка. Сколько приносят казне частные предприниматели — неизвестно. Такая статистика, по информации налоговой, не ведется, поскольку каждый из них зарегистрирован по месту жительства. Предприниматели работают на едином налоге или фиксированном патенте и платят соответственно до 200 и 100 грн. в месяц. У тех, у кого есть наемные работники, отчисляют за каждого еще по 50 гривен.

По данным налоговой, годовой товарооборот каждого предпринимателя не превышает объемов, установленных для выбранной ими упрощенной системы налогообложения, то есть 119 и 500 тыс. грн. в год. Хотя те, кто владеет несколькими контейнерами, получают баснословные прибыли. Сколько на самом деле хозяев контейнеров, не знает никто. Многие оформляют документы на подставных лиц или реализаторов. Но зато ни для кого не секрет, что аренда одного контейнера для тех, кто его снимает, обходится в среднем в 1,5 тысячи долларов в месяц. А чтобы купить контейнер, надо выложить в среднем 70 тыс. долларов. И покупают. Как вы думаете, какими должны быть объемы продаж и доходы у торгующих при такой плате за торговое место? Не случайно одну из причин роста цен на жилье в Одессе связывают с увеличением доходов работающих на «Седьмом километре». Говорят, именно они вкладывают свою прибыль в строительство нового жилья.

Однако, как уверяет администрация промрынка, подавляющее большинство торгующих — это мелкие и средние предприниматели, закупающие товар на «Шестом километре». И таким образом зарабатывают себе на хлеб нелегким трудом. «Шестой километр» — это расположенные по соседству базы и склады, куда поступает товар, закупленный за границей. Тоже весьма интересное место для проверок СБУ, ГСБЭП, налоговой на предмет борьбы с контрабандой. Ну а что касается нелегкого труда, то действительно, кусок хлеба здесь — ох как потрудиться, чтобы заработать. Если розничная торговля на рынке начинается с раннего утра, то оптовая — с ночи. Но сами предприниматели не жалуются на режим работы. Главное, чтобы торговля шла. А вот зарабатывать с каждым годом становится непросто — конкуренция.

Засилье на рынке дешевого китайского ширпотреба и китайских и афганских граждан, которые, по словам одесситов, чувствуют себя хозяевами на рынке, вытеснило европейские товары. Предприниматели года два назад даже обращались к Президенту, в Кабмин, Верховную Раду по поводу китайского демпинга. Дело в том, что к китайскому товару применяются льготные ставки ввозной пошлины. Так как с Китаем Украина заключила торгово-экономические соглашения с предоставлением режима наибольшего содействия или национального режима. В конечном итоге их товар на «Седьмом километре» стоит дешевле, чем в самом Китае. По рассказам предпринимателей, китайцы занимаются и «переброской» валюты за границу для закупок товара. Арендуют контейнеры на подставных лиц. Торгуют вместе с вьетнамцами валютой в огромных объемах. И никто им не указ. В областном УМВД это поясняют тем, что после недавней отмены уголовной ответственности — административная, которая к ним применяется в виде протоколов и штрафов, ничего не дает. Однако торговля валютой с рук на «Седьмом километре» велась всегда. Понятно, если бы администрация рынка вместе с массой контролирующих и проверяющих пожелала бы навести в этом деле порядок, то навела бы.

В общем, о реальных доходах, которые приносит рынок своим хозяевам и торгующим здесь предпринимателям, можно только догадываться. По неофициальным данным, товарооборот «Седьмого километра» достигает порядка 10—20 млн. долл. в день. Поэтому у сильных мира сего рынок давно вызывает черную зависть. В Киеве он давно не дает покоя многим. Поэтому периодически предпринимаются попытки «проглотить» его целиком или частями. Но — увы. Можно назвать вызовом «Седьмому километру» появление и строительство подобных рынков в других городах. Теперь часть товара, которая раньше шла на одесский «толчок», прямиком из порта следует на эти рынки. Говорят, доставка товара на «Седьмой километр» и в Харьков стоит одинаково. Поэтому, если раньше на одесский «толчок» каждый день приезжало со всех уголков страны до 800 автобусов, то сейчас эта цифра достигает 600. Однако, как говорят одесситы, вряд ли кому-либо удастся «переплюнуть» рынок, соседствующий с крупными портами страны.

В чем же секрет его живучести и плодовитости наших промрынков? Ответ очень прост. Чтобы торговый бизнес на рынке был выгодным, необходимо иметь для продажи дешево закупленный и доставленный в страну товар. За многие годы для этого наработан целый ряд схем, которые, видоизменяясь, действуют и по сей день. Суть их сводится к одному — как можно с меньшими затратами провести товар через таможенную границу. Сделать это по правилам, открыто и прозрачно невозможно. Своими силами — тоже. Поэтому появились посредники — брокерские фирмы, которые и занимаются растаможкой груза. В результате чуть ли не весь заморский товар на «Седьмой километр» (да и на другие рынки, видимо, тоже) поступает «контрабасом». То есть контрабандным путем или с нарушениями таможенных правил. Так говорят все, с кем довелось беседовать на эту тему. На этот счет даже имеется одесский анекдот о том, как знаменитый Копперфилд приезжал на украинскую таможню показывать фокусы. Так вот, теперь знаменитый маг, как говорится, может отдыхать. Фокус, который освоили таможенники, называется «Черный контрабас». Это когда после удара печатью по бумагам обувь в контейнерах превращается в зеленый горошек, ручки — в карандаши, сигареты — в памперсы, игрушки — в пластилин и т. д. Набор всевозможных вариантов — огромен. Все зависит от работы брокерской фирмы, которая занимается растаможкой товара. От ее возможностей и веса, а он определяется тем, какие влиятельные лица за ней стоят.

Копперфилд может отдыхать

Рассказ брокера Андрея К.

Схема, по которой идет растаможка в портах, работает лет девять. Хозяева товара сами этим давно не занимаются. Дело в том, что ставки таможенных пошлин для юридических и физических лиц разные. Если товар везет частник, то ему придется платить пошлину в два раза выше. Поэтому по документам товар принадлежит юридическому лицу. Все так работают. Частный предприниматель загнан в угол, поэтому вынужден прибегать к помощи посредников. Если он будет работать открыто и прозрачно, то разорится. Данная же схема позволяет ему скрыть ввозимые объемы и уйти от налогов. Государство в результате получает копейки. Но всем остальным — выгодно. И покупателям — тоже. А зачем в два раза больше платить, если можно в два раза меньше? Скажем, официально растаможка контейнера с обувью стоит 30 тысяч долларов. А с помощью брокера — 12—17 тыс. Из них 3 тыс. идет государству, 3 тыс. — таможне, остальное — контролирующим, охраняющим, наблюдающим и брокеру за услуги. Конечно, один честный милиционер или таможенник всю эту кухню может поломать, но завтра он работать не будет.

Но растаможка бывает не только черная, но и белая, и серая. Отсюда — белые и черные брокеры. Цель тех и других — как можно больше снизить таможенные платежи. Но методы, которыми они действуют, разные. Можно, к примеру, сыграть на понижении ставок ввозной пошлины, не нарушая законодательства. Таможенные сборники это позволяют. В них нет всей номенклатуры товаров. Так работает белый брокер. То есть белая растаможка — это использование всевозможных лазеек и прорех в законодательстве. Серая — это замена одного кода товара на другой. Скажем, ткань натуральная, а по документам числится синтетическая. Это занижение реальной стоимости товара, декларирование меньшего количества, чем на самом деле завозится. А черная растаможка — это когда по документам значится один товар, а в контейнере находится совсем другой. Вместо кожаной обуви — комнатные тапочки или пластилин, который вообще не облагается пошлиной. Вместо шуб — телогрейки… У черного брокера, как правило, своя экспедиторская фирма, своя транспортная компания, своя фирма-получатель. Это называется «яма». Они готовят фальшивые контракты на поставку товара, поддельные товарно-сопроводительные документы. Частнику контракт не нужен. Но поскольку временно хозяином его товара становится некая фирма, то для этого готовятся необходимые документы. Конечно, есть риск. Были случаи, когда СБУ «хлопали» липовую фирму-получателя, и люди оставались без товара.

Доходы черного брокера могут достигать 5 млн. долл. в год. Поэтому между ними идет конкурентная борьба. Недавно была создана брокерская фирма представителями некоторых силовых ведомств. Она хотела стать монополистом. То есть отнять объемы у черных брокеров. Но ничего не вышло. Они скинулись и «разорвали» ее. Но может так случиться, что в самое ближайшее время останется один мощный брокер или два-три. Остальные будут «уничтожены». Каким образом? А им не дадут работать. Это делается так. Дается команда проводить досмотр всех контейнеров. Обычно таможня делает только выборочную проверку. И все: растаможка прекращается. Потому что в контейнерах не совсем то, что указано в документах. И груз застревает в порту. Время, как известно, — деньги. Товар лежит, хозяин волнуется и в конце концов идет к тому брокеру, который беспроблемно оформляет его товар. Так растаможка перетекает в руки определенных брокерских фирм. Кстати, по этой причине недавно одно судно с грузом болталось три дня в море. Была дана команда проверить все контейнеры на его борту. Вообще в последние месяцы проводятся усиленные проверки силовыми ведомствами автомашин, которые выходят с грузом, в частности из Ильичевского порта. И сейчас там наблюдается затор контейнеров. Идет таким образом «прибивание» мелких брокерских фирм. Говорят, команда поступила из Киева.

Мы все видим и все знаем...

Ни для кого не секрет, что оборот крупных теневых капиталов, происходящий на глазах у сотрудников СБУ, милиции, таможни, которые борются с отдельными случаями контрабанды, не посягая на систему в целом, приводит к тому, что они начинают действовать по принципу: чтобы «победить» правонарушителей, надо их возглавить. Поэтому за некоторыми посредническими фирмами, как уверяют сведущие люди, стоят не только сильные мира сего, но и отдельные сотрудники правоохранительных органов. В свое время одна из одесских газет даже указала фамилии. Тогдашнее руководство областного УВД подало в суд, но дело проиграло. Кстати, нашумевшее беспрецедентное убийство одного из сотрудников управления СБУ в Одесской области Е. Задорожного тоже, по одной из версий, связывали с растаможкой товара. Правда, в прошлом году, правоохранители сообщили, что его убили по ошибке. Случайное заказное убийство полковника СБУ! У знающих людей это сообщение вызвало только улыбку.

По данным, полученным из неофициальных источников, последние месяцы идет усиленная проверка сотрудниками областных УБОП, ГСБЕП и СБУ контейнеров, прошедших растаможку в Ильичевском порту. И вывоз контейнеров за проходную заметно сократился. Именно через этот порт основная часть товара, которая поступает из Юго-Восточной Азии, Китая, Турции, следует на «Седьмой километр». Ежедневно в порт прибывает до 400 контейнеров. По приблизительным данным, в 60—70 % из них — товар «Седьмого километра». Какова на самом деле эта доля, можно только гадать. Кстати, не весь груз проходит таможенный досмотр в порту. Иногда он следует для этой цели в другой город с тем, чтобы затем вернуться на «Седьмой километр». Как объясняли предприниматели, так растаможка обходится намного дешевле. К слову, для ускоренного прохождения контейнеров, в Ильичевском порту в прошлом году некая фирма «Алди» помогла портовикам (у самих видать духа не хватило) создать специализированный комплекс по организации быстрого таможенного, экологического, санитарного и других видов контроля. И теперь услуги этого созданного совместно с портом предприятия обходятся клиентам в 100 долларов. Экспедиторы уже назвали эти услуги узаконенными поборами.

Но вернемся к проверкам. Что же удалось обнаружить правоохранительным органам? Областное управление СБУ на вопросы корреспондента «ЗН» ответило глухим молчанием. В службе по борьбе с экономической преступностью УМВД в Одесской области не смогли ни подтвердить, ни опровергнуть их проведение. Однако заметили, что если сотрудники их службы станут под Ильичевским портом, то ни один контейнер оттуда не выйдет. «Таможенники просто-напросто не станут их досматривать, — поясняли они. — Когда такие проверки проводились, то контейнеры транзитом, с нерастаможенным грузом, под пломбами уходили в Харьков и Киев. Чтобы мы не могли их проверить.

Вообще, в последнее время растаможка в портах резко сократилась. К примеру, дорогую бытовую технику и электроаппаратуру досматривают в Киеве и Харькове. И вот что интересно. По данным Центра стандартизации и метрологии, в Украину завозятся только черно-белые телевизоры. То есть грузы с такой номенклатурой, как цветные телевизоры, не растамаживаются вообще. Точно так же как не растамаживается у нас ни одна банка с маслинами. Все маслины, которые продаются на территории Одесской области — на рынках, в супермаркетах, приобретены на Черновицком оптовом рынке».

По словам руководства ГСБЕП, цель подобных проверок может быть только одна — выявить тех, кто незаконно занимается «импортированием» товара. Ведь предприниматели, торгующие на «Седьмом километре», завозят его не на свое имя, а на фирмы-однодневки. «Что это за фирмы, — говорили они, — мы не знаем. Сведения о субъектах внешнеэкономической деятельности есть в таможне и налоговой. Однако Черноморская региональная таможня эти данные, несмотря на наши запросы, нам не выдает. Не выдает и сведения о количестве растаможенного груза. Нет совместной работы правоохранительных органов в этих вопросах. Предприниматели же нам говорят: мы товар купили на рынке, в соседнем контейнере. Они никогда не скажут, что приобрели его за границей. Им это невыгодно. Если они будут завозить товар официально, тогда будут видны его реальные объемы, которые намного превышают те, которые они показывают. И тогда — прощай единый налог. А так они уходят от налогообложения. Ведь некоторые люди скидываются и на 5 млн. долларов закупают в Китае товар, то есть целыми фабриками, так дешевле обходится. И чтобы его и здесь продавать недорого, предприниматель должен дешево его растаможить».

По данным ГСБЕП, в октябре прошлого года было задержано семь вышедших из порта грузовых автомобилей с 40-футовыми контейнерами, которые поступили из Китая на одно из предприятий в Ильичевске. При осмотре было установлено, что там находится 6600 картонных коробок с кожаной обувью и свыше 46 тыс. пар кожаных перчаток на общую сумму 2 млн. 500 тыс. грн. А по документам товар был заявлен на 38 тыс. грн. В целом за прошлый год и первый квартал этого выявлено 36 фактов нарушений, связанных с контрабандой и незаконным перемещением товаров, которые идут на «Седьмой километр». Заведено 18 уголовных дел по статье «контрабанда».

В Черноморской региональной таможне, которая и стоит на страже внутреннего рынка, на вопросы, связанные с поступлением контрабандного товара на «Седьмой километр», отреагировали так: посмотрите, сколько ЧРТ дает в бюджет? Почти 325 млн. грн. в первом квартале этого года. Это на 57,2 млн. больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И это несмотря на снижение товаропотока почти на 700 тыс. тонн. Платежи, дескать, говорят сами за себя. О каком потоке контрабанды может идти речь? При этом руководство таможни уверяло, что товары народного потребления, которые завозятся в страну через ЧРТ и могут реализовываться на «Седьмом километре», — это всего лишь 3 % от поступающего в страну импорта. То есть — мизер в сравнении с другими товарами. Как заявил один из руководителей таможни: «Что такое контейнер лаптей стоимостью в 12 тыс. грн. по сравнению с моторными яхтами в 300 тыс. долларов каждая, которые при ввозе в страну были заявлены на сумму 30 тысяч долларов?» Именно данный выявленный факт контрабанды, с их точки зрения, резонансный и представляет интерес. А не мелочевка в виде дешевого ширпотреба.

Разумеется, данный аргумент можно расценивать по-разному. Если ассортимент одесского «толчка» — капля в море, то он не особо влияет на таможенные платежи в бюджет, на которые ссылается руководство таможни. И поэтому — вне особого контроля. Это с одной стороны. Но с другой — яхты, автомобили, холодильники ввозят не каждый день, в отличие от ширпотреба, который течет на рынок нескончаемым потоком. Потребность населения в обуви и автомобилях или даже холодильниках не поставишь в один ряд. И потом: что такое статистика ЧРТ, если в контейнерах вместо одного товара значится другой? К тому же, на «Седьмой километр» поступает и бытовая техника, и продукция химической промышленности, и многое другое, которое не входит в 3 %. На рынке, к примеру, есть целый район под названием «Мылка», где продаются моющие средства.

В ЧРТ, конечно, привели не один факт выявленной контрабанды и нарушений таможенных правил при ввозе обуви и одежды. Подчеркнули, что им известны слабые места контрабандистов. Это подделка документов, направление грузов на несуществующие фирмы и от несуществующих отправителей, занижение стоимости товара, подмена кодов и т. д. И что их подразделение по борьбе с контрабандой работает в этом направлении. Однако приведенные факты лишь подтверждают информацию о наработанных схемах незаконного поступления в страну импортного товара. Что порождает вопрос: если о них известно всем — и таможне, и милиции, и СБУ, то почему они до сих пор действуют?

Думаю, после вышеописанного данный вопрос не требует ответа. Приведу лишь данные еще одной службы — Государственной налоговой администрации Украины, тоже призванной бороться с контрабандой и защищать внутренний рынок. И которая, несомненно, тоже в курсе того, как товар поступает в страну. Более того, совместно с таможней она призвана была создать систему контроля за движением импортных товаров по схеме «пересечение границы — поступление к конечному потребителю». Так велит Программа противодействия контрабанде и защите внутреннего рынка на 2002—2005 годы, утвержденная постановлением Кабмина от 23.08.2002 года. Так вот, недавно главное налоговое ведомство страны в ходе «отработки» Одесской области проверило «Седьмой километр». И вот результат: особых нарушений не обнаружено. Как заявил на совещании в Одесской облгосадминистрации первый заместитель главы ГНА Украины Виктор Жвалюк, на рынке в этом году наблюдается более-менее порядок. При проверке никто контейнеры не закрывал, не бросал, не убегал. Однако те одесситы, кто в это время отправился на «толчок» за покупками, рассказывали, что были вынуждены уехать. Потому что большинство контейнеров было закрыто…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме