19 января Верховная Рада Украины 246 голосами уволила Ивана Плачкова с должности и.о. министра топлива и энергетики Украины, а также и.о. министра юстиции Сергея Головатого. Кроме того, депутаты выразили недоверие председателю правления НАК «Нафтогаз України» Алексею Ивченко. К чему может привести такое решение в «газовом» контексте и что из этого следует - попробуем разобраться.
Дважды уволенные - чтоб наверняка
Уже порядком запутавшиеся в законности политического решения об отставке правительства во главе с премьером Юрием Ехануровым сограждане, наверное, тем более были обескуражены «повторным увольнением» И.Плачкова и С.Головатого. (О законодательных нюансах - читайте в статье С.Рахманина в этом же выпуске «ЗН».) Разбираться в этой коллизии, конечно, должен Конституционный суд. Но даже если допустить, что депутаты уволили И.Плачкова законно, они мало приблизились к «захоронению» «газового» соглашения от 4 января 2006 года. Если, конечно, увольняя его, они действительно преследовали цель изменить ход событий в российско-украинских отношениях в газовой сфере. И даже выражения недоверия председателю правления НАК «Нафтогаз України» Алексею Ивченко для этого мало.
Дело в том, что из проекта постановления «О неквалифицированных действиях органов исполнительной власти по обеспечению населения Украины природным газом» депутаты изъяли пункт, где предлагалось «признать наличие достаточных оснований считать Соглашение об урегулировании отношений в газовой сфере, подписанное 4 января 2006 года между НАК «Нафтогаз України», ОАО «Газпром» и компанией «РосУкрЭнерго АГ», противоречащим действующему законодательству Украины и совершенное с целью, противоречащей интересам государства и общества».
Таким образом упомянутое «газовое» трехстороннее соглашение, заключенное тремя хозяйствующими субъектами 4 января в Москве, вроде как остается в силе (правда, непонятно - в какой и в чьей?). Хотя бы по той причине, что подписал его не уволенный (а тогда еще действующий министр топлива и энергетики Украины) Иван Плачков, а пока еще возглавляющий НАК «Нафтогаз України» Алексей Ивченко. А он сразу же после выражения ему недоверия парламентариями заявил, что считает, что Верховная Рада не может инициировать его увольнение.
Согласно действующему законодательству, А.Ивченко может уволить только Кабмин и только после того, как председатель правления «Нафтогазу України» напишет заявление с просьбой его уволить. Глава НАК добавил, что никаких правовых последствий решение Верховной Рады иметь не будет. То есть на развитие «газового» соглашения от 4 января это никак не повлияет.
Повлияет или нет - вопрос спорный. Но указы о назначении и снятии главы НАКа подписывал до сих пор президент Украины.
Многие депутаты, выразившие недоверие Алексею Ивченко как главе НАК «Нафтогаз України», объясняют свое решение не как империческое, а как рекомендательное для Кабмина. Мол, теперь правительство должно сделать выводы и инициировать отставку председателя правления «Нафтогазу». Если же Кабмин никак не отреагирует на рекомендацию об отставке А.Ивченко, парламентарии обещают найти другой законный механизм смещения его с командного мостика «Нафтогазу». Но какой – пока никто не говорит.
ВР пытается поставить «Нафтогаз» под контроль
В постановлении парламента «О неквалифицированных действиях органов исполнительной власти по обеспечению населения Украины природным газом» Счетной палате поручено до 15 февраля текущего года провести комплексную проверку финансово-хозяйственной деятельности НАК «Нафтогаз України» за период 2004-2005 годов и в 2006 году - ее отношений с компанией «РосУкрЭнерго».
Генеральной прокуратуре предлагается рекомендовать провести проверку и дать правовую оценку подписанному 4 января с.г. «газовому» соглашению и действиям тех должностных лиц, которые принимали участие в его подписании, а также принять неотложные меры по обеспечению интересов государства.
В связи с увольнениями Верховная Рада рекомендовала Кабмину срочно утвердить новый состав наблюдательного совета НАК «Нафтогаз України» для усиления контроля над деятельностью компании на предмет соответствия национальным интересам страны.
Впрочем, не факт, что такое постановление парламента остановит правительство и НАК «Нафтогаз України» от подписания детализирующих «газовое» соглашение документов.
Ведь еще в среду, 18 января, когда делегация «Нафтогазу» согласовывала в Москве детали предстоящих сделок, нисколько не напуганный угрозой отставки Иван Плачков спокойно заявил, что 21 января планируется подписание всех контрактов, предусмотренных газовым соглашением от 4 января.
По словам И.Плачкова, до 21 января должен быть подготовлен проект распоряжения Кабмина о создании «Нафтогазом» и компанией «РосУкрЭнерго» совместного предприятия, которое, вероятнее всего, будет называться «Газэнерго». Распоряжение Кабмина готовилось срочно, чтобы, по словам И.Плачкова, в субботу уже решить «все организационные вопросы и подписать контракты на поставки необходимого объема газа как в 2006-м, так и до 2010 года». Так что не исключено, что когда вы будете читать этот материал, обещания И.Плачкова уже материализуются в соответствующие документы.
Парламент против,
но СП с «РосУкрЭнерго» создается?
Говоря 18 января о предстоящем создании СП и подписании межправительственного протокола, Иван Плачков выразил уверенность, что соглашение о поставках газа по цене 95 долл. за 1000 кубометров будет подписано на пять лет. (Напомню, что в соглашении от 4 января сумма в 95 долл. за 1000 кубометров газа для Украины обозначена только на первое полугодие 2006 года.)
По его словам, гарантиями Украины станет контракт, где будут предусмотрены объемы, цена и сроки поставок газа. Цена на газ будет зафиксирована в контракте непосредственно между хозяйствующими субъектами - созданным СП и «РосУкрЭнерго», уточнил И.Плачков.
Надо понимать, что таким образом гарантия России на межправительственном уровне (как это делалось прежде) согласно международному праву аннулируется? Но чем будет гарантировать обязательность поставок газа для Украины компания-посредник «РосУкрЭнерго»? Этого пока никто не удосужился объяснить.
Из краткого тезисного описания И.Плачковым будущего СП «Газэнерго» следует, что в настоящее время договаривающиеся стороны рассматривают возможность создания такого предприятия в форме закрытого акционерного общества. Однако многие эксперты, с которыми нам удалось поговорить на эту тему, высказывают опасения, что, как и в случае с подписанием газового соглашения от 4 января, украинская сторона просто согласится на предложенный партнерами вариант создания СП.
Одно совместное предприятие с «Газпромом» НАК «Нафтогаз України» уже создала - в форме ООО «Консорциум по управлению и развитию газотранспортной системы Украины», согласно соглашению между правительствами Украины и РФ от 7 октября 2002 года. Но через этот газотранспортный консорциум «Газпрому» пока не удалось получить свободный доступ к газотранспортной системе (ГТС) Украины. Не исключено, что создание СП «Газэнерго» стоит рассматривать как попытку номер два в процессе завладения украинской ГТС.
Деятельность СП будет заключаться в следующем: оно будет покупать газ по цене 95 долл. (у «РосУкрЭнерго») и поставлять этот газ потребителям Украины, сообщил И.Плачков. По его словам, СП будет зарегистрировано в Украине и будет работать по законодательству Украины.
Но это еще не факт.
Плачков уточнил, что участие «Нафтогазу» в уставном фонде СП предусмотрено только в денежной форме, никаких других активов, основных средств вносить в уставный фонд не планируется. Размер уставного фонда СП еще окончательно не определен.
При этом Плачков выразил уверенность, что Антимонопольный комитет Украины даст согласие на создание данного совместного предприятия. «Считаю, что этот контракт полезный и его нужно подписывать», - сказал он.
Одна надежда на АМК, который за несколько часов до увольнения И.Плачкова парламентом заявил, что Комитет не получал официальных документов и заявлений для получения разрешения на создание совместного предприятия при участии НАК «Нафтогаз України» и «РосУкрЭнерго». Об этом сообщила пресс-служба АМКУ.
Глава Антимонопольного комитета Алексей Костусев сказал: «...Со своей стороны, мы хорошо понимаем общегосударственное значение этого вопроса и готовы рассмотреть его в соответствии с законодательством и в максимально сжатые сроки. Мы готовы обеспечить беспрерывную работу специалистов Комитета - вывести людей на работу в выходные, лишь бы ни на миг не задерживать рассмотрение вопроса о выдаче разрешения. Однако невозможно принимать решение по сути без заявления и необходимых документов».
Впрочем, не исключено, что в угоду «политической необходимости» АМКУ может и поторопиться.
К слову, в российском варианте проекта межправительственного «газового» протокола на 2006 год, с текстом которого знакомо «ЗН», в статье 4 всего-навсего говорится: «Стороны поддерживают инициативу НАК «Нафтогаз України» и ОАО «Газпром» о создании в 2006 году на взаимовыгодных условиях хозяйственного общества, которое будет закупать природный газ на границе РФ и Украины для организации поставок и реализации газа субъектам хозяйствования - промышленным предприятиям Украины.
Стороны будут содействовать созданию общества с тем, чтобы оно начало свою деятельность с февраля 2006 года.
Российская сторона гарантирует поставку для общества природного газа в рамках объемов, указанных в статье 2 настоящего протокола».
Статья 2 еще лаконичнее: «В 2006 году российская сторона гарантирует поставку 17 млрд. кубометров природного газа российского происхождения для обеспечения баланса Украины».
Заметим, что в цитируемом варианте протокола такая компания, как «РосУкрЭнерго», «завбачливо» даже не упоминается… Как нет ни одной ссылки на «газовое» соглашение от 4 января 2006. Разве что объем обещанного российского газа совпадает. Но кому он обещан, какие гарантии, при чем здесь «РосУкрЭнерго» - не указано.
А тем временем эксперты Всемирного банка прогнозируют, что Украина вследствие нового газового соглашения потеряет около 2% роста ВВП в 2006 году. До объявления об увеличении цен на газ Всемирный банк прогнозировал рост ВВП в пределах от 3,5% до 5,5%. Сейчас по его оценке он составит приблизительно 1,5-3,5%.
Вместе с тем эксперты банка увеличили прогнозы дефицита бюджета на этот год для Украины – если раньше он был 3,5-4% ВВП, то сейчас 4,2-4,7% на год, если не будут предприняты корректирующие меры.
Так что первые плоды газового соглашения Украина уже пожинает.