Кто не знает домов высокой моды Кристиана Диора, Ива Сен-Лорана, Пьера Кардена и других. За приобщение к клубу избранных ведутся яростные сражения, ареной которых служит весь мир. А ведь термины «высокая мода» и «высокие технологии» не только созвучны, но, как это ни парадоксально, имеют общие важнейшие признаки. Мы попробуем это показать на примере такого, казалось бы, прозаического продукта, как технические масла.
Рождение элитарного производства в Дрогобыче
Роднит высокую моду и высокие технологии прежде всего элитарность. Не каждое государство может себе позволить роскошь иметь наукоемкие технологии, ибо последние требуют огромных материальных затрат и высокого интеллектуального потенциала общества. Поэтому должен пройти определенный исторический период, чтобы сложились школы высокой моды и технологии, а также соответствующая производственная база.
Как бы ни относились мы к бывшему Союзу, но одно от него отнять нельзя: ценой огромных усилий и жертв в нем был создан колоссальный военно-промышленный технопарк, вобравший в себя лучшие умы и руки, которые создали, в свою очередь, уникальные технологии и технику. Вершиной деятельности ВПК и его визитной карточкой стали ракетно-ядерный и космический комплексы. Но вряд ли бы этот монстр «холодной войны» состоялся, не опирайся он на тысячу и одну мелочей, сработанных на уровне «лучших мировых образцов».
В 1965 году в Дрогобыче при Первом нефтеперерабатывающем заводе была создана экспериментальная база ВНИИ нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, расположенного в Киеве и ставшего впоследствии сердцевиной всесоюзного научно-производственного объединения «МАСМА». В 1967 году база получила статус завода, и с той поры он становится важным инструментом технического перевооружения целого ряда отраслей народного хозяйства СССР.
Дело в том, что технологический комплекс страны остро нуждался в высококачественных смазочных материалах разного назначения, которые до того времени приходилось ввозить из-за рубежа. Среди этих потребителей числились и производимые во все возрастающих количествах новейшие образцы сверхзвуковых истребителей, мощных военно-транспортных самолетов, атомных подлодок, танков и тому подобных «движущихся целей». Естественно, что «щит Родины» не мог зависеть от иностранных поставок таких «мелочей», как смазочно-охлаждающие жидкости, эффективные присадки, растворители, антиоксиданты и т.д.
И именно перед коллективом Дрогобычского опытного завода ВНПО «МАСМА» была поставлена задача «смазать» означенный щит, а точнее, разработать и внедрить в производство технологию изготовления указанных видов продукции и выдать исходные данные для проектирования промышленных установок. Молодое предприятие, как было принято писать в те незабываемые времена, «с честью справилось с ответственным заданием партии и правительства».
По его разработкам были пущены в эксплуатацию производства присадок на Ново-Куйбышевском нефтехимическом комбинате, Ново-Полоцком нефтеперерабатывающем заводе и других предприятиях нефтяной отрасли. Всего же по разработкам завода и головного института ВНПО «МАСМА» освоены в производстве более 140 сложнейших в научном и техническом отношениях видов продукции, большинство из которых было передано на другие предприятия. Тем самым, помимо чисто военных приложений, была обеспечена нормальная эксплуатация продукции таких промышленных гигантов бывшего Союза, как АвтоВАЗ, КамАЗ, ЯАЗ, АЗЛК, ХТЗ.
Но настал 1991 год со всеми вытекающими обстоятельствами. Распалась не только «связь времен», но и практически все производственные и научные связи. Ведь потребителями продукции завода были все республики «нерушимого», причем
80 % «экспорта» шло в РСФСР. Из последней же поступало в основном и сырье. Ситуация в общем-то типичная для большинства предприятий «осколка империи». Дальнейшая судьба Дрогобычского завода, в конечном счете, определилась тем обстоятельством, что огромный украинский рынок технических масел, в отличие от сливочного, остался без местного поставщика: до «августовской революции» потребность в них полностью «закрывалась» той же РСФСР. Дабы лучше понять возникшую ситуацию, краткая справка о том
Как можно маслом испортить кашу?
Внешне процесс изготовления технического масла напоминает приготовление борща. В большую «кастрюлю» заливают выполняющие роль воды высокоочищенные базовые масла и добавляют к ним разные «специи», роль которых выполняют в данном случае легирующие присадки - сложные продукты тяжелого органического синтеза. Далее происходит их перемешивание при определенных физико-химических условиях.
Качество борща, как известно, зависит в не малой степени от свойств воды, но главным образом - от характеристик и набора специй. С техническим маслом та же история: стоит вам ошибиться в подборе базового масла и присадок, а также режиме их смешивания - и весь ваш труд приобретает все признаки сизифова времяпровождения. Правда, некоторые умельцы с коммерческой жилкой умудряются сбывать и малосъедобные борщи, но долго этот гешефт продолжаться не может. Ибо «каша», роль которой в нашем случае исполняет тот или иной двигатель, начинает сильно «кашлять» до того, как истечет гарантийный срок службы масла. Естественно, что в следующий раз моторовладелец искомый пищеблок будет обходить «дорогой дальнею».
Что же такое хорошо и что такое плохо в современной масломоде?
В строго научном контексте «хорошо» - это когда во время гарантийного срока службы присадки сохраняют те или иные свои свойства, связанные с поддержанием работоспособности двигателя. С этой точки зрения крик сегодняшней моды - синтетические масла, где гарантируется длина пробега 20 тыс. км. Но оные применимы не везде. Скажем, в дизельном двигателе или в двигателях с форсированным режимом работы лучше применять органические масла. Они-то в бывшем СССР и пользуются наибольшей популярностью. В моторном варианте хорошим тоном считается гарантированный пробег в 5-10 тыс. км. Все, что ниже, - уже моветон. Причем с 1 января с.г. в Украине введен еще один признак плохого тона - отсутствие сертификата качества.
И вот тут-то оказалось, что наибольшее количество сертифицированных масел выпускает Дрогобычский завод, причем из 40 рецептур со «знаком качества» 70% разработаны самим предприятием. Как это произошло и есть тема следующего раздела нашего повествования.
Три богатыря украинского маслобизнеса
Когда украинских потребителей технических масел отлучили от российских «сосцов», немедленно нашлась масса новых «мамаш», готовых удовлетворить эту естественную потребность движущейся туда-сюда техники. Благо купить соответствующее оборудование не представляет труда - то ли в России, то ли на Западе.
И вот флажки с изображением маслобоен запестрели по всей карте Украины - от Фастова до Стебника, что подле того же Дрогобыча. Здесь с подачи Госнефтегазпрома был возведен маслозавод, который недавно дал первую продукцию - солидол - и... успешно затоварил все свое складское хозяйство. Да и как могло быть иначе, коль у юного изготовителя нет ни единого сертификата качества и даже производственных мощностей для выпуска хотя бы одной партии масла. Тем не менее реклама извещает, что сей новый дом масломоды делает самые элегантные смазочные аксессуары в Европе.
Если же говорить о производстве масла в цивилизованном понимании этого слова, то бишь на основе ТУ, ГОСТов и прочих нормативных документов, то в Украине его могут сегодня осуществлять три завода: Дрогобычское АО «Галол», Кременчугское АО «Укртатнефть» и Бердянское АО «АЗМОЛ».
Бывший Бердянский завод смазок лишь недавно построил у себя маслоблок. Не имея столь богатого опыта в маслобиении, как Дрогобыч и Кременчуг, он обладает другим преимуществом - близостью к морскому порту. Это немедленно использовала известная итальянская посредническая фирма «Каструл» для крупного заказа на поставку турбинных масел для теплоходов. Делает он и известное моторное масло М-10Г2К для двигателей типа «КамАЗ». Однако, если судить по более чем высоким ценам на продукцию, технологический цикл производства там явно не отработан.
На бывшем Кременчугском НПЗ в советские времена был установлен хороший маслоблок, но в те же времена его и довели «до ручки». Сегодня завод производит довольно широкий спектр масел при сравнительно невысоких ценах. Высококачественные же масла он способен выпускать лишь при условии ежемесячной поставки 100-150 тыс. т уральской нефти. Однако «взамен» поступает преимущественно высокосернистая татарская нефть. Что касается необходимых присадок, то завод пытался наладить их производство, да так и не сумел, что вынуждает его закупать их. Причем ввиду низкого качества нефти и присадки приобретаются соответствующего уровня. В итоге через 500-1000 км движки начинают отстукивать чечетку.
Дрогобычский же завод был в изначально выигрышном положении. Будучи в свое время «грандом» ВПК, он обладал соответствующей научно-производственной базой и высококвалифицированным персоналом. Поэтому полное перепрофилирование его в 1992 году на производство моторных, гидравлических, трансмиссионных, индустриальных, специальных и прочих типов технических масел прошло почти безболезненно, если не считать значительных затрат на реконструкцию, разработку новых рецептур, сертификацию и внедрение в производство новых видов продукции.
Здесь, думается, сработал другой общий признак высокой моды и высоких технологий - широкий подход к реализации имеющихся возможностей. Ведь для всех домов моды характерно многообразие продукции и предоставляемых услуг: парфюмерное производство, сопутствующие товары, театральные костюмы, выставки и многое другое. Чтобы воплотить в жизнь эти заложенные в дрогобычские гены характеристики, требовалось стать настоящим хозяином своей судьбы. Это и случилось в 1994 году, когда на базе опытного завода было создано открытое АО «Галол». И его первым председателем правления был избран прежний директор, человек, стоявший у колыбели одного из лучших высокотехнологических производств Украины, отдавший много сил для того, чтобы его «воспитать» и «вывести в люди», - Ярослав Гарун.
Плавание
в рыночных водах
Сегодня Европа переходит на более совершенную и жесткую систему квалификации и оценки качества моторных масел по сравнению с прежней системой показателей API SAE-CCMC. Согласно новому стандарту, высококачественные моторные масла должны обладать хорошими низкотемпературными свойствами (запуск двигателя при морозе), высокой сопротивляемостью против окисления и образования низкотемпературного шлама, способностью сохранять вязкость в процессе эксплуатации, гидравлической стабильностью и т.п. Однако во всех этих свойствах покупатель может убедиться лишь в процессе собственно эксплуатации двигателя. Поэтому в момент приобретения товара он вынужден верить тому, что написано на этикетке, т.е. иметь доверие к фирме-изготовителю.
Чтобы отвечать новым требованиям и конкурировать на отечественном рынке с зарубежными поставщиками масел для все возрастающего в стране парка автобилей всемирно известных фирм типа «Мерседес», «Шевроле», «Рено», «БМВ», «Фольксваген» и др., АО «Галол» проводит ныне переоценку качества и сертификацию своей продукции. При этом главный его козырь - высокое качество за более низкую цену. Самое любопытное, что знаменитое изобретение эпохи развитого социализма - комплексная система управления качеством продукции - действует на заводе не только на бумаге, но и в действительности.
Свидетельством тому служит присваиваемый заводу уже второй год подряд «Европейский приз за качество продукции», установленный Европейским клубом лидеров торговли, находящимся в Мадриде. Последний, Х юбилейный приз был вручен «дрогобычским маслятам» 28 октября нынешнего года. Такого признания не удостаивалось ни одно предприятие нефтяной отрасли в странах СНГ.
Этот факт еще раз подтверждает принадлежность АО «Галол» к домам высокой моды. Ибо последние не могут обойтись без ежегодных демонстраций своих новых коллекций. Блистать на мировых подиумах - это сердцевина их политики выживания в остроконкурентной борьбе. Вот и высокие технологии для поддержания реноме требуют постоянной демонстрации своих элитарных качеств. Тогда это - на самом деле «high technology»!