Советская власть ветвью больше не считается
Украинский парламент принял-таки Закон о власти. Принял за полгода и один день. Создалось впечатление, что от законопроекта устали все — и его авторы, и его оппоненты. В результате созревший документ в муках, с трудом, но все же превратился в Закон.
Процедура его принятия доказала достоинства кропотливой работы во фракциях, а действо в сессионном зале парламента своей быстротечностью напомнило присоединение Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия.
Работа во фракциях и с фракциями по своей эффективности значительно превзошла любые силовые методы. Одно совещание с их лидерами с успехом заменяет, как показал опыт, матроса Железняка и массированный штурм законодательного органа.
Свершившееся полностью соответствовало украинскому народному характеру, который, как известно, отличается от всех остальных своим миролюбием и спокойствием.
Украина спокойно и миролюбиво сделала первый и решительный шаг к отказу от советской власти.
Что принято
219 голосами «за» принят закон «О государственной власти и местном самоуправлении».
Согласно Закону, в частности, «народ осуществляет государственную власть через референдум и систему государственных органов». При этом законодательная власть осуществляется непосредственно народом через референдум и Верховный Совет Украины.
Исполнительная власть осуществляется Президентом Украины через созданное им правительство — Кабинет министров — и систему центральных и местных органов государственной исполнительной власти.
Судебная власть в Украине осуществляется системой независимых общих и арбитражных судов. В Украине, говорится в Законе, действует Конституционный суд Украины.
Верховный Совет Украины, говорится в Законе, среди прочего, издает законы по вопросам осуществления прав и свобод граждан; определения основных направлений внутренней и внешней политики Украины. Парламент утверждает государственный бюджет; устанавливает налоги; осуществляет контроль за предоставлением Украине кредитов, экономической помощи иностранным государствам; определяет порядок организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; административно-территориального устройства Украины; регулирует имущественные отношения, предпринимательство, труд, социальное обеспечение, а также другие отношения, требующие законодательного регулирования.
ВС увольняет и назначает по представлению Президента председателя правления Нацбанка Украины и Генерального прокурора страны.
В полномочия парламента также входит одобрение программы сформированного президентом правительства и вынесение вотума недоверия правительству, что влечет за собой его отставку.
Парламент также имеет право вето в отношении указов Президента в случае несоответствия их Конституции и законам Украины с одновременным обращением в Конституционный суд Украины.
Президент Украины является главой государства и главой исполнительной власти в Украине, для чего формирует Кабинет министров. Премьер-министра, а также министров в правительстве назначает Президент, теперь уже без согласования с парламентом.
В случае несогласия с законом, принятым Верховным Советом, Президент может использовать в отношении этого закона право вето и вернуть его на повторное рассмотрение парламента. Однако если при повторном рассмотрении парламент снова принимает этот закон большинством в 2/3 голосов от конституционного состава, президент Украины в 10-дневный срок должен его подписать и передать для опубликования.
Органами государственной власти в областях и районах (кроме районов в городах) являются областные и районные государственные администрации, которые возглавляются главами этих администраций, избранными гражданами Украины.
Органами местного самоуправления в городах, районах в городе, поселках и селах являются соответствующие Советы.
Председатель Совета избирается гражданами Украины и является одновременно председателем исполнительного комитета. Решения Советов, их председателей и исполнительных комитетов по вопросам местного самоуправления могут быть приостановлены распоряжением главы областной, Киевской и Севастопольской городских администраций, если они противоречат Конституции и законам Украины с одновременным обращением в суд относительно признания их недействительными.
Решения глав районных администраций могут быть отменены главами областных, Киевской и Севастопольской городских администраций.
В случае неоднократного нарушения законодательства Украины, указов и распоряжений Президента Украины, постановлений и распоряжений Кабинета министров полномочия глав областных, Киевской и Севастопольской городских администраций могут быть досрочно прекращены Президентом Украины по представлению Генерального прокурора.
Депутаты с трибуны
В своем выступлении на заседании лидер парламентской фракции коммунистов Петр Симоненко заявил, что расценивает законопроект о власти как «попрание Конституции, которое открывает дорогу государственному перевороту». «Этот закон только усилит власть криминальных и мафиозных структур», — считает он.
«Где, в каком государстве бывшего СССР президентская структура оправдала себя? — заявил он. — Везде льется кровь и народы натравливаются друг на друга».
Один из лидеров фракции Народного руха Украины Александр Лавринович в своем выступлении призвал депутатов принять законопроект о власти во втором чтении. «Это позволит сделать важный шаг по выходу из экономического кризиса», — заявил он.
По мнению А.Лавриновича, принятие этого законопроекта «позволит размежевать исполнительную и законодательную ветви власти и построить четкую вертикаль исполнительной власти в государстве».
«В то время, когда над независимостью Украины нависла угроза, обе ветви власти занимаются перетягиванием каната вместо того, чтобы заниматься выполнением своих обязанностей», — заявил в своем выступлении представитель нефракционных депутатов Степан Хмара. По его мнению, парламенту «навязан этот провокационный закон».
Представитель социалистической фракции парламента Владимир Марченко заявил: «Тот, кто надеется, что порядок будет наведет авторитарным путем, пусть не обольщается — авторитаризм никогда не будет заботиться о людях труда».
В то же время, по мнению представителя межрегиональной депутатской группы Григория Самохвалова, «единственный выход для нас — усиление авторитарной власти».
Что не принято
Формулировка, позволяющая Президенту распускать парламент, а парламенту — объявлять импичмент Президенту. Депутаты так и не поверили Президенту, поклявшемуся, что не будет их распускать. Президент решил недоверчивых депутатов не пугать и согласился статьи снять.
Призрак референдума с предсказуемым концом, объявленного Президентом о доверии парламенту, заставил депутатов настоять на том, чтобы Президент объявлял референдумы только о принятии новой Конституции.
Все остальное принято.
Что должно быть принято
Парламент принял 18 мая Закон, противоречащий 60 статьям украинской Конституции, ничего с Конституцией в тот день не сделав.
Тем самым парламент нарушил Закон, еще раз доказав справедливость крылатой фразы Ивана Степановича Плюща: «Верховна Рада може все!».
Для приведения законодательства в порядок требуется принять конституционным большинством закон, приостанавливающий вышеупомянутые статьи Конституции, что было бы естественно, но совершенно невозможно. Все-таки в парламенте есть 94 коммуниста и несколько социалистов, которые не поддаются работе во фракциях.
И тогда ряд народных депутатов достанут из папки конституционное соглашение между ними и Президентом и предложат его подписать всем желающим.
А по этому соглашению, именно Законом о власти руководствуются все государственные органы в своей повседневной работе. Те депутаты, которые соглашение подписали, продолжают работать. Те, кто не подписал, могут продолжать, а могут и не продолжать — это их дело. За ними, в то же время, сохраняются все льготы и материальные блага, положенные народным депутатам.
А для того, чтобы освободить парламент от нудной и неинтересной работы по принятию новой Конституции, создается Конституционная ассамблея, которая и готовит ее для вынесения на общенародный референдум.
Парламент в это время может заняться подготовкой необходимых народу экономических законов, а Президент и правительство — осуществлять оперативное руководство страной. В итоге довольны все, кроме тех, кто не может поступиться принципами.
Президент ранее, как говорят депутаты, согласился подписать этот договор после принятия Закона.
Что может быть потом
Эксперты допускают, что те народные избранники, которые избранны преимущественно от Коммунистической и Социалистической партий, не согласятся с тем, что их обыграли несложной комбинацией в два-три хода. И теперь они оказались меньшинством, которое потеряло власть, так и не получив ее, несмотря на радужные ожидания годичной давности.
Все же, думается, многие из них поступятся принципами. Этот вывод можно сделать, представив себе среднестатистического депутата-коммуниста, который все же не похож на комиссара времен гражданской войны. Депутат живет полнокровной жизнью и часто имеет непосредственное отношение к ее коммерческой стороне.
Будут, безусловно, те, кто не поступится ничем, кто не хочет жить полнокровной жизнью и держит маузер под подушкой. Они, безусловно, пойдут поднимать народ на восточноукраинских предприятиях и бороться против «антинародной» политики властей.
Вопрос в том, встанет ли народ. Вряд ли. Потому что подавляющее большинство наших людей уже поняли, что выживание является сугубо индивидуальным занятием, и повышают свое благосостояние сами — кто созданием материальных благ, кто торговлей ими, а кто вообще, перейдя на натуральное хозяйство, себя всецело посвятит работе на приусадебном участке. В конце концов, если гуси спасли Рим, то почему колорадские жуки не могут спасти Украину?