Европа - Украина - Россия - это и цепочка, целостно охватывающая весь Евразийский континент, и конструкция, на которой завязываются крупнейшие международные проблемы и проекты, и «любовный» треугольник, в котором бушуют сугубо человеческие страсти и ярко проявляются любовь и разлука, ревность и подозрение. И, пожалуй, только разобравшись в хитросплетении возникающих в этом треугольнике двусторонних и многосторонних отношений, можно рассчитывать на понимание путей европейского развития.
Европа многолика и «многослойна». В качестве целостных ее компонентов выступает Запад и Центр с их особыми социокультурными традициями. Европа - это и ряд самобытных национальных государств, большинство из которых в свое время занимали господствующее положение в мире или на континенте и в которых бережно хранятся и передаются из поколения в поколение традиции и память былого величия. Европа - это СЕ, ЕС, ЗЕС, НАТО, ОБСЕ - каждая со своим норовом, притязаниями. Европа - это еще и система элитарных клубов, стать членами которых - заветная мечта многих стран, а особенно их лидеров.
В этом контексте Россия - не Европа, а исторически воспринимается даже как анти Европа (некоторые геополитики и формирование европейской цивилизации увязывают, прежде всего, с попытками противостоять нашествиям с Востока). Но Россия активно присутствовала в европейской политике в течение последних трех столетий, и это присутствие ознаменовалось ее серьезными попытками синтезировать новую систему континентальной безопасности. И хотя на протяжении последних полутора веков такого рода попытки прерывались серьезными конфронтационными вспышками, интеграционные планы возникали, как феникс, на, казалось, уже почти «выжженном» политическом пространстве. Последнее десятилетие как раз и ознаменовало собой именно такой подъем.
Но этот процесс ныне в достаточной степени многозначный в силу того, что Россия политически неоднородна. Есть Россия президентско-премьерская, есть парламентская, есть губернаторская и национально-автономная. Есть Россия партийных лидеров, есть Россия финансово-промышленных магнатов, есть Россия империй масс-медиа. И каждая из этих частичек России пытается стать самостоятельным субъектом международных отношений.
Украине еще предстоит Европой стать. Процесс «реанимации» своего статуса на континенте достаточно длителен, и не следует питать иллюзий, что Западная Европа вспомнит кого-либо из киевских или галицких князей. Былые воспоминания вряд ли здесь помогут, хотя западный человек весьма благосклонен иметь дело с теми, кто бережет свои национальные традиции. Да и основные волны украинской эмиграции по большей части «захлестывали» Американский континент. Украине придется утверждаться в Европе в нынешнем ее статусе и в рамках той системы ценностей, которые сейчас приняты на континенте.
Для того чтобы адекватно выглядеть в глазах Европы, Украине и России предстоит пройти целый ряд трансформаций, и уверенно говорить о готовности их к этому пока что не приходится (взять хотя бы процесс отмены смертной казни). И проблема даже не в отсутствии политической воли лидеров - просто еще сами государственные системы не готовы к таким «броскам». По другим направлениям, особенно в законодательных сферах, ситуация еще сложнее и запутаннее.
Для того чтобы полнее осознать значение Европы для наших государств необходимо ясно представлять то, что влечет Украину и Россию на запад континента. В большинстве своем, вероятно, это стремление лично прикоснуться к тому уровню человеческой жизни, о котором советский гражданин 70 лет только «научно» мечтал, но так и не реализовал своих мечтаний. В этом россияне и украинцы, пожалуй, едины. Правда, первые самостоятельные «выходы» в Европу после открытия «железного занавеса» имели эффект «срыва крышки перегретого парового котла» - каждый стремглав двигался по непредсказуемым траекториям.
Но такого рода «большой взрыв» социалистической системы, в следствие которого наши страны стали «горячими частицами», был только следствием эпохальных геополитических и геоэкономических потрясений. Более того, на них наложились и процессы глобализации, которые неотвратимо меняют лицо планеты. Но в периоды глобальной нестабильности тянет к очагам устойчивости, одним из которых и оказалась Западная и, в определенной мере, Центральная Европа.
Украина и Россия хотя и находятся в зоне нестабильности, где продолжают доминировать дезинтеграционные процессы, тем не менее подвержены «инстинкту глобализации». Их тянет в Европу, но при этом вхождение в Цивилизацию приобретает свои национальные оттенки.
Так существует ли особый европейский фактор в украинско-российских отношениях? В этой связи хотелось бы выделить ряд обстоятельств.
1. Европа «поведена» (в самом что ни есть положительном смысле) на внутренней социально-экономической и политической стабильности, а также предсказуемости внешнеполитического поведения и очень внимательно следит за тем, чтобы ее партнеры отвечали этим параметрам. И она готова помогать тем, кто к этому стремится. Желающие же присоединиться к «европейскому клубу» безоговорочно принимают предложенные «правила игры». Мир уже был свидетелем реальных процессов, когда в стремлении повысить имидж в глазах Европы снимались территориальные притязания к соседям, активно улаживались внутренние межэтнические конфликты и пр.
В этом контексте взаимоотношения Украины с Россией являются той лакмусовой бумажкой, которая сигнализирует об их способности проводить сбалансированную внешнюю политику, а значит, и получить «право на доступ» в Европу. Ведь для западноевропейца родственные отношения святы, а россиян и украинцев они традиционно считают именно «родственниками». И похоже, что цивилизованное европейское влияние не заставило себя долго ждать и реально было представлено в сфере украинско-российских отношений (на примере хотя бы участия миссии ОБСЕ в решении крымских проблем).
2. Феномен «расширения НАТО на Восток» фактически обозначил еще одну грань явления, обусловленного стремлением центральноевропейских государств к стабильности. И не нужно в этом явлении на современном этапе искать каких-либо конфронтационных замыслов - Центральная Европа желает дружить с Западной отнюдь не против Восточной. «Югославский синдром» сделал всех едиными в стремлении любыми средствами, вплоть до военных, подавлять в своих и близких странах зарождающиеся очаги гражданской войны.
И в этом контексте для современного Запада угрозы, исходящие из России, связаны, прежде всего, с потенциальной опасностью вооруженных конфликтов на ее территории (по типу чеченского). Мирные предложения Российской Федерации относительно сокращения вооруженных сил или ядерных боеголовок, похоже, мало могут повлиять на такого рода ситуацию. Украина подобного рода «охлаждение чувств» со стороны Запада ощутила сразу после своего ядерного разоружения. России - это еще предстоит осмыслить.
3. В контексте «восточного вектора НАТО», похоже, проявляется и другая тенденция - будучи приоритетно сориентированной на Западную Европу (именно там шли поиски «противоядия» от расширения НАТО) Россия «охладела» к странам Центральной Европы и даже в чем-то перестала их понимать (хотя бы в том же их упорстве в вопросе о присоединении к НАТО).
Украина же активно расширяла свои центральноевропейские контакты и в ряде случаев весьма в этом преуспела. Украинские приграничные регионы (прежде всего Закарпатье, Львовщина) активно втягиваются в экономические и культурные связи с западными соседями. Именно отсюда пошли первые в Украине мощные инициативы развития регионального сотрудничества в Центральной Европе. В интересах России присоединиться к этим инициативам и конкретным проектам, прежде всего исходящим из Закарпатья, где к России испытывают традиционно дружеские чувства, а процветание экономики края в значительной степени основывается на транспортных услугах, участии в кооперации с российскими предприятиями, а также использовании трудовых ресурсов края на российских промыслах.
4. Европа демонстрирует реальные положительные образцы разумного поведения в политической, социально-экономической, национально-этнической, экологической и др. сферах общественной жизни. Стремление перенять приемлемые для наших стран формы будет все ближе подвигать к тому, чтобы и межгосударственные отношения подходили к европейским стандартам. По крайней мере членство в европейских структурах к этому обязывает. Замечено, что в европейском контексте и отдельные обострения украинско-российских отношений смягчались.
Примеры цивилизованного поведения постепенно трансформируются и на внутриполитическую ситуацию. Оказалось, что в Европе и русские, и украинские «красные» становятся «розовыми», а некоторые даже приобретают центристскую социал-демократическую «окраску». На европейские комиссии кое-кто уже намерен уповать, не найдя защиты у своих правительств...
5. О цивилизационных различиях между Россией и Западом и об Украине как «расколотой» стране после С.Хантингтона говорилось достаточно. Вот только Украина не очень-то демонстрирует феномен «нарастания фундаменталистских настроений». Более того, в ряде регионов, в частности таких как Закарпатье, проявляется определенное «исключение из правила». Это заставляет надеяться на реализацию «неразрушительного» сценария взаимодействия двух цивилизаций.
В связи с этим особо хотелось бы остановиться на положительных образцах поведения, которые демонстрирует Европа в сфере межэтнических отношений и языковой политики. И Закарпатье является одним из немногих в СНД мест, где представлены образцы европейских норм, реализованных на бытовом уровне. Неплохо было бы изучить, описать или вербализировать этот опыт. Задача не из легких, т.к. сложившаяся в регионе ситуация - результат глобальных исторических процессов. Об этом свидетельствует хотя бы то, что только в ХХ веке Закарпатье с начала столетия входило в состав Австро-венгерской республики, с 1918 г. - Венгрии, 1919 г. - Чехословакии, в 1938 - 1939 г.г. краткосрочно было оккупировано хортистской Венгрией, а с 1949 г. вошло в состав Украины.
Но что действительно необходимо делать, так это периодически погружать наших политиков в своеобразную социокультурную атмосферу такого рода «оазисов» национально-этнической стабильности. Возможно, что такого рода чувственный, иррациональный опыт сможет также благоприятно влиять на их реальные политические шаги и действия.