ЦЕНА ОДНОЙ «ГОЛОВЫ»,

06 декабря, 1996, 00:00 Распечатать Выпуск № 49, 6 декабря-13 декабря 1996г.
Отправить
Отправить

или Игольное ушко для налового-бюджетной революции Стоит ли голова А.Мороза провала налоговой революции?..

или Игольное ушко для налового-бюджетной революции

Стоит ли голова А.Мороза провала налоговой революции? Очевидно, для Л. Кучмы - да, если при этом парламент станет ручным, бюджет «реальным», а власть в стране - единоличной. Похоже, только чтобы избавиться от спикера - умеренного лидера неумеренного левого движения в Украине, Президенту Кучме пришлось затевать целый бюджетный кризис. Искусство власти тоже требует жертв, а поскольку даже претензии конституционного характера оказались неэффективны, приходится жертвовать и бюджетом, и налоговой реформой...

1 декабря о явном посягательстве неназванных сил на власть Президента было заявлено непосредственно народу. В том обращении Л.Кучма как-то старался избегать упоминания о референдуме. Может быть, невзлюбив это слово после того, как Лукашенко украл и гораздо более эффективно для себя использовал сие излюбленное мероприятие Леонида Даниловича.

За неделю до праздничной даты 1 декабря Президент заявил, что не намерен укорачивать жизнь парламенту, но зато готов удовлетвориться лишением А.Мороза его нелегитимных полномочий. А поскольку решить судьбу своего главы может только сам парламент, ему предлагают уже многократно испытанный стимул - заведомо невыполнимую задачу, после погребения которой виновник ставится перед простым и понятным выбором... Сделать выбор, естественно, помогают: во-первых, проводят несколько очевидных акций блокирования работы ВРУ, во-вторых, дают старт самым откровенным своим сторонникам начать открытую кампанию, а в-третьих, и главных - готовят жертве замену. К 6 декабря акции блокады сессии уже насчитывают 3-4 случая (с непременным участием одних и тех же лиц как со стороны коммунистов, так и со стороны Руха), обращение Чорновила к депутатам о смещении Мороза уже распространено. Что касается нового претендента, то как раз и для его «подбора» бюджетный кризис вполне пригоден...

Конечно, для Украины бюджетный кризис не представлял бы ничего особенного, если бы не его нарочитая искусственность. Известно, что пакет налоговых законопроектов давным-давно разрабатывался небольшой группой всем известных реформаторов, которые никогда, по большому счету, не покидали не только Кучму, но и правительство. Естественно, меняющиеся условия требовали корректировки этих проектов, но не написания же с чистого листа. А именно последняя причина как бы приводится в оправдание того, почему только в конце ноября парламенту был предложен не устный, а письменный, да и то не совсем полный пакет, будто бы содержащий в себе и налоговую революцию, и реальный бюджет, и стабилизацию, и развитие..

В конце концов, парламент привык, что ему, как Золушке, предлагают на ночь задание: выполнить всю грязную работу в доме, озеленить территорию, сшить наряды для всех королей и при этом непременно познать самое себя. Но парламент, прямо скажем, не Золушка, на счастливый брак с принцем не надеется, а самое себя познал так, что президентской администрации еще работать и работать... Познал парламент заодно и стиль работы своего партнера...

Например, парламент уже никогда не даст купить себя на простейший прием: принятие бюджета под откровенным давлением исполнительных структур. В принципе, пожелай правоцентристы поддержать новый бюджет и налоги, им мало что помешало бы набрать на этот случай простое большинство голосов. Но не пожелали. Возможно, справедливо предвидя, что после этого левые мигом соберут три миллиона подписей под требованием референдума, но не за отставку одного президента, а за отставку еще и парламента, и Президент просто вынужден будет такой референдум провести. Но вернее другое - правоцентристы не только нашли совершенно справедливые юридические и экономические провалы и недоработки в поданном проекте, не только не пожелали унижаться, но и совершенно точно знали, что даже второй вариант бюджета ,не окончательно согласован между Президентом и правительством. И тут - не ошиблись. После первых же пикетов Президент накинулся на КМ за то, что тот посягнул на неотъемлемые конституционные социальные права беззащитных категорий граждан. Хотя вновь повторил, что нереального бюджета не подпишет. Только вот как понять степень реальности, которой требует Президент, если сам он по содержанию налоговой реформы ни словом не обмолвился, а по части популизма уже перегнал самых левых из левых...

Поэтому приученный к подобным испытаниям законодатель всех оттенков в панику не впадает. Он просто прикидывает варианты. Сначала - социально-экономические последствия. Например, такие.

Если парламент не примет бюджет, то Украина лишится самого крупного кредита МВФ и другой международной помощи, в результате чего не сможет сократить перед Россией свой долг и , как несостоятельный должник, может даже оказаться перед проблемой политических уступок по ЧФ, Севастополю и т.д... Пахнет национальной изменой...

Если парламент примет бюджет вместе с пакетом законопроектов, ему предшествующим, социальный взрыв неминуем, а кроме того, будет разрушено правовое поле, латать которое придется очень и очень долго, да некому...

Если парламент примет бюджет и только часть пакета, вся реформа (как не устает повторять В.Пинзеник) потеряет смысл, бюджет опять окажется нереальным, а теневая экономика просто доконает «световую» за ближайших несколько месяцев...

Если парламент отклонит первоначальный проект бюджета и приступит к неторопливому принятию предложенных законопроектов, придется открыть финансирование издержек, которое продлится неизвестно сколько времени и приведет к злоупотреблениям чиновников, то есть к «запусканию щуки в речку». Стоит ли продолжать?

Как же избежать подобных неприятностей? Парламент имеет основания утверждать, что предложенный вариант бюджета и пакет законопроектов не отвечают одобренной программе правительства. Ну, хоть по части аграрной реформы, которая из программы исключена, а в пакет опять же включена... Отозвать постановление об одобрении программы и принять резолюцию недоверия Кабмину? Нет такой процедуры ни в Конституции, ни в ранее принятых постановлениях. Просто отклонить бюджет - подвергнуть премьера немедленной угрозе отставки со стороны Президента? И то и другое - правительственный кризис при непринятом бюджете по вине именно парламента. Не годится. Очень хорошо только для коммунистов. Это значит - подтвердить логику Президента об угрозе прихода к власти левых сил в случае непроведения реформ... Тогда Президент сможет нарушить слово о сохранении парламента и воздержаться от назначения новых выборов. Все ради спасения нации от антигосударственных сил...

Значит, все-таки принимать, согласовывая каждый шаг с правительством, которому тоже по большому счету некуда деваться. Но тогда начинается торг, полномасштабный, долгий, с политическими последствиями. Что значат для левых хоть минимальные уступки идеям В.Пинзеника? На выборах, даже в 1998 году, костей не соберешь. А вдруг и впрямь ликвидация лишних льгот и расширение налоговой базы снимут со временем социальное напряжение? Ну, и как отдать эти фонды-кормильцы... Для правых тоже не сахар. Тем более, что все проекты признаны действительно неполноценными, и эксперты УСПП и даже НБУ на этом настаивают. И потом, те же фонды-кормильцы, ведь не одни же левые ими пользуются. А льготы для экспортеров, а для аграриев, а...И кто вообще сказал, что в ВРУ есть сильное промышленное лобби (которому дорог приоритет отечественного товаропроизводителя), а не посредническо-коммерческое и не государственно-монополистическое, приученное только проедать иностранные кредиты и бюджет...

Тем не менее торг, как обычно, начинается, и дело идет к тому, что окажется опять прав никто иной, как А.Мороз, предупредивший: никаких налоговых революций. Но в результате торга нельзя ожидать ничего иного, как очередного «нереального» бюджета. Если ВРУ и КМ все же попытаются уложиться в конституционные сроки. А если погонятся за реалистичностью бюджета, то догонят его не раньше весны, в лучшем случае. Между прочим, похоже, как раз на тот случай, чтобы парламент с правительством вдруг да не проскочили в «игольное ушко», подобно конституционной ночи, и выставлены требования Президента насчет совмещения «реалистичного» бюджета с сохранением социальных льгот...

Так что Президенту, уже пообещавшему парламент не трогать, найдется, за что карать в конце года Кабмин, что безошибочно спрогнозировал П.Лазаренко, вдруг заговорив о неизменности непопулярных задач любого нового правительства. И карать не потому, что у Президента какие-то противоречия с премьером (как недавно сказано, они если и есть, то только тактические). А потому, что либо будет нарушена Конституция, либо сорвана уникальная возможность провести новую, решающую фазу реформ! И из-за этого потеряно так много, что даже политические уступки по Севастополю и ЧФ как-то неотвратимо надвигаются...

И вот Павел Иванович, как и его предшественник, становится депутатом. События развиваются столь стремительно, что похоже - к тому моменту Киевский горсуд едва ли успеет принять решение о лишении его депутатских полномочий. А уж тогда...

Да, все некогда пропремьерские, а теперь просто пролазаренковские силы ВРУ просто обязаны начать «процесс» против А.Мороза. Благо, проблема полного отсутствия нового претендента на эту должность снята. Она была частично снята, еще когда в ВРУ «спустили» Е.Марчука, и тема смены спикера открыто обсуждалась на летних брифингах в администрации Президента. Но тогда шел «девятый вал» конституционного процесса, а главное, пропрезидентское большинство не вполне понимало, как оценить Марчука и хорошо или плохо в действительности относится к нему Президент. Ведь и с ним у Кучмы никогда не было обнародованных противоречий. Теперь же... Кажется, есть некая связь между тем, что предсказал Павел Иванович о своей возможной отставке, и тем, когда Рух приступил к инициированию смещения Александра Александровича. Это не значит, что Президент стремится иметь Лазаренко спикером, но ведь и его отставка как бы не является личной прихотью Президента. И Рух может не очень любить нынешнего премьера, но на этом уровне его уже никто слушать не станет. И разве плохо Президенту, если еще и Лазаренко с Марчуком попытаются побороться за пост главного законодателя? Правда, у Лазаренко поддержка обеспеченная, а Марчук может, при желании, возглавить новую парламентскую «оппозицию». Это будут уже совсем не левые и правые, а вполне как бы цивилизованный центристско-центристский парламент... Не совсем ручной, конечно, так ведь у нас же не Белоруссия...

Если еще немного пофантазировать, то можно предсказать, что самым интересным сюжетом во всей этой истории чуть попозже станет назначение нового премьер-министра. Как уже многим известно, список претендентов (не в последнюю очередь благодаря некоторым СМИ) уже сформирован. Вот и поглядим, как П.Лазаренко будет давать согласие на утверждение А.Кинаха («человека будущего», но отказавшегося сотрудничать с П.И.) Или В.Ющенко, не соглашавшегося давать кредиты. А хорошо ли О.Демина с губернаторства срывать? А как там у нас формулируется статья о назначении премьера в новом законе о Кабмине?.. Ну довольно об этом...

Фантастичность описанной ситуации, увы, вытекает из самой фантастичности идеи провести налоговую революцию в течение двух недель. И в не меньшей степени - из того очевидного факта, что драгоценная для Украины идея избавления от гнета налогов открыто и цинично использована как грубое орудие борьбы за власть. С последующей неотвратимой дискредитацией самой идеи. Это было кому-то непонятно? Или это - тоже одна из целей всей настоящей кампании?

Закон «благих намерений» неумолим. Против здоровой реформаторской идеи выставлена вся традиционная «тяжелая артиллерия» тоталитарного режима: доведение до абсурда, дискредитация с помощью некачественного исполнения, сознательная организация мощного «народного» противостояния. Можно только удивляться, как авторы идеи - В.Пинзеник и компания - согласились участвовать в заведомом разгроме своего детища, вернуться к которому, возможно, больше уж и не придется. Может быть, поспешая написать свой пакет (а скорее - напихивая его положениями, которые придется сдавать парламенту во время торга), они искренне заблуждались? Впрочем, они - солдаты Президента, хотя и утверждают, что «революция» организована правительством, а в случае победы «контрреволюции» будут виноваты коммунисты...Насчет побед говорить рано, а вот прогноз Лазаренко о неотвратимости непопулярных мер нового правительства совсем не означает, что в числе этих непопулярных мер опять окажется снижение налогового пресса, а не полицейский «грабеж награбленного».

Самые трезвые политики в парламенте полагают, что если Президент желал бы провести быструю и эффективную налоговую реформу с одновременным принятием реалистичного бюджета, то он сам обязан именно в обращении к народу сделать политическое заявление о необходимости резкого сокращения социальных программ. У Президента есть время, проведя реформу грамотно и организованно, добиться успеха, который впоследствии резко поднимет его рейтинг и обеспечит второй президентский срок. Риск, полностью входящий в полномочия президента в демократическом мире. Риск благородный, позволяющий вести открытый, честный диалог с любыми оппонентами. Почему так не поступает наш Президент? Почему, обвиняя в популизме коммунистов, сам с не меньшим рвением бросается на защиту льгот, по каждому поводу - раздачи десятков наград? Не потому ли, что торопится теперь же раскрутить на полную мощность свою избирательную кампанию? Или чтобы просто прослыть «отцом нации», то есть «бацькой»?

Известно, что гласно поставленные Л.Кучмой цели, как правило, все эти годы давали если не обратный, то побочный результат. Труднее всего бывает просчитать, какой именно. Если сегодня единственная внятно сформулированная цель - убрать с дороги А.Мороза, то, может быть, Президент просто искренне желает дать главе Соцпартии возможность заняться наконец формированием в стране цивилизованной социал-демократии? Но в том-то и парадокс, что будь в Украине социал-демократия, а не деструктивная антигосударственная коммунистическая «оппозиция», то и сам президент-реформатор едва ли появился бы на политической арене. А сейчас именно с помощью «налоговой революции» Президент на глазах реанимирует уже выдохшихся в конституционном процессе оголтелых большевиков...

Кстати, со своей стороны большевики в парламенте еще могут оказать Президенту некоторые услуги. Например, «вступиться» за А.Мороза, заблокировав вместе с Рухом парламентскую работу. Тогда вообще у Кучмы не окажется проблем. Обещал не обещал, а разгонять парламент придется... Так что версия насчет спикерства Лазаренко еще как бы под вопросом. Но, с другой стороны, зачем коммунистам бороться за этого социал-демократа, когда можно такой могучий блок с аграриями и Лазаренко соорудить, какого весь постсоветский СНГ не видывал. Коммунисты, кстати, даже когда с налоговой революцией борются, ни словом премьера не поминают, по Пинзенику бьют очень аккуратно, чтоб Лазаренко не задеть. Да и он под их огонь не очень-то лезет... Так что, пожалуй, на защиту Мороза им идти незачем, даже для начала лучше «скушать» его, не защищенного спикерством, чтоб покончить с социал-демократическими утопиями раз и навсегда в назидание потомкам. А потом - устроить в стране такой народный подъем, для укрощения которого Президенту может понадобиться и не один дополнительный срок правления... Вот это будет услуга так услуга...

Замкнутый круг, в который борьба за абсолютную власть вгоняет страну, сужается до размеров известного игольного ушка. Не будем злоупотреблять аллегориями: вся Украина в это «царствие небесное» не проскочит. А верблюды - может быть, но не все...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК