Правительство Виктора Януковича ждут морально тяжелые времена. С высокой долей вероятности сначала оно лишится как минимум одного из своих членов. Главным претендентом на вылет является Валерий Хорошковский, давно вызывавший неудовольствие администрации Президента своей позицией «за» ВТО и «против» ЕЭП. Его возможная отставка не столько неприятна для него самого — не так уж плохо покидать власть за год до ее вероятной смены с имиджем человека, пострадавшего за убеждения, — сколько для премьер-министра. Ему опять продемонстрируют, что «мерседес» Виктора Медведчука длиннее. Дальше Кабинет министров ожидают вредные для рейтинга акции оппозиционных партий, которые будут критиковать цены на продовольственные товары, угроза нового роста цен на рынке нефтепродуктов и проблема отопления и освещения страны в зимние месяцы, способная закрепить за Кабмином имидж неудачника к моменту окончания первого года его работы. Это не означает, что у него не будет второго года. Обстановка, в которой находится правительство, сравнима с худшим образцом советской школы, где усталые учителя из года в год тянули серых учеников, не имея ни воли, ни возможностей на них повлиять.
Даже сам Янукович, долго карауливший свой шанс войти в большую политику, вряд ли оценивает свой старт хотя бы на «хорошо». На последнем заседании Кабмина, говоря о будущем подведении итогов выполнения правительственной программы, премьер грустным тихим голосом акцентировался на том, что нужно «откровенно и честно» посмотреть на недостатки. Основной показатель его успеха — возможность получить статус кандидата от власти на президентских выборах следующего года — выглядит вряд ли лучше, чем после назначения в декабре прошлого года, и точно хуже, чем в период первых успехов весной этого года. Ответ на вопрос, следует ли Януковичу идти на выборы, до сих пор не известен, что признает и его окружение. Это плохой симптом, который означает, что почти половина отведенного ему времени потрачена безрезультатно.
Правительство и его глава страдают от одного: отсутствия экономического рывка. Идя на пост премьера перед президентскими выборами, Янукович, который уступал Сергею Тигипко в навыках публичного политика, а Медведчуку — в искусности политика подковерного, совершенно оправданно сделал ставку на достижение результатов в экономике. Они должны были принести ему то, чего нет у первых двух и что важнее всего на выборах — симпатии населения. Но для этого результаты должны не просто быть — они должны быть внушительными и неоспоримыми.
Пока же экономические успехи кабинета Януковича похожи на табель успеваемости упомянутого ученика: хотя из школы исключать не за что, пятерка только по физкультуре. Склонность к силовым методам стала почерком работы правительства. Это дает некоторые плоды. К примеру, таковым является лучшее наполнение бюджета, обеспеченное жесткими административными методами работы Николая Азарова и Юрия Кравченко. Они позволили правительству немного повысить заработную плату служащим и минимально увеличить размер пенсий и стипендий. Но одновременно они ухудшили финансовое положение большой группы предприятий, испытавших на себе, что значит одновременное пребывание на посту министра финансов бывшего главы налоговой администрации, а на посту руководителя ГНА — экс-руководителя Министерства внутренних дел.
Вера, что лучшим регулятором является государство, а самым эффективным его средством — мощь карательных органов, резко сужает арсенал инструментов, которые использует правительство. Она стала одной из причин того, что кризис в аграрном секторе перерос в системный. Хотя правительство пролоббировало утверждение Верховной Радой целой группы либеральных по смыслу законов, которые теоретически могут способствовать повышению роли рынка в АПК, оно не сделало ничего для развития этого рынка практически. Хуже того, после июньского повышения цен на хлеб, сахар и крупы Кабмин самым бездарным образом раздавил ростки этого рынка, вместо того чтобы заняться их культивированием. Янукович неожиданно вернул в лексикон украинцев извращенное в советские времена значение термина «спекулянт», которым в рыночных экономиках в основном называют профессиональных игроков на валютных рынках.
Недоверие к рыночным механизмам, связанное с неумением их использовать, привело к повышению роли государства в транспорте, телекоммуникациях и угольном секторе. Действия Георгия Кирпы или Сергея Ермилова можно объяснить желанием «навести порядок». Но их последствия не помогают, а мешают достижению задачи бурного экономического роста. Создание внушительных государственных холдингов, политика которых определяется министрами, приводит к еще большему понижению в отраслях уровня конкуренции, недостаток которой является главным препятствием для быстрого прироста ВВП.
Большая приватизация, которую возобновил Кабмин Януковича, вызвана не осознанным желанием либерализировать экономику, а давлением крупного бизнеса, который хочет завершить первичное распределение собственности до выборов нового Президента. В связи с этим к участию в конкурсах допускаются только лояльные к власти бизнесмены, что снижает успех от приватизации, так как уменьшает вероятность прихода наиболее эффективного собственника.
Развертывание приватизации одновременно с усилением государственного вмешательства в экономику отражает второй большой недостаток работы правительства: противоречивость. Министры могут производить действия, противоположные по смыслу, что приближает общий эффект их работы к нулю. Заслуживающее уважение поведение правительственных чиновников в переговорах с Россией о газовом консорциуме, сопровождающееся дальнейшей диверсификацией источников его покупки, сводится на нет враждой между Виталием Гайдуком и Юрием Бойко, которая привела в кризисное состояние внутренний рынок газа. Та же проблема преследует переговоры о вступлении в ВТО. В результате даже при благих намерениях в большинстве направлений правительству удаются лишь локальные успехи, которые приносят минимальный результат. Ярким примером этого является налоговая реформа. Снижение подоходного налога — главное пока достижение Кабмина в этой области, — несомненно, нужное решение. Но само по себе, без резкого уменьшения налогообложения фонда оплаты труда, оно способно принести лишь ограниченную пользу. Точно так же эфемерны надежды правительства на то, что снижение налога на добавленную стоимость и налога на прибыль предприятий выведет бизнес из тени. Для этого нужно вначале создать не только злую, но и умную систему сбора налогов, где платят не те, кто не смог отбиться, а все, кто работает.
Часть направлений вообще провалены, потому что ими никто не хочет заниматься, как например, состоянием жилищно-коммунального хозяйства.
В этих условиях рост экономики с начала года составляет 5%, что является третьим показателем за последние четыре года. Это лучше, чем в последний год работы Анатолия Кинаха, но хуже, чем в год начала его премьерства, так же, как и во время работы Виктора Ющенко. Для Януковича это означает, что его ставка не срабатывает. Рост доходов населения — ключевой показатель для премьера в этих условиях — замедляется. Логично, что и рейтинг доверия к главе правительства не растет с мая.
Почему Кабмин, над созданием которого впервые трудились все провластные силы и рост популярности которого впервые не противоречит интересам Леонида Кучмы, что было неразрешимой проблемой для многих предыдущих премьеров, не добивается такого успеха, которого ожидали от него конструкторы?
Частично это связано с личными качествами самого премьера. Янукович намного честолюбивее, агрессивнее и решительнее своего предшественника Анатолия Кинаха. Он садился в премьерское кресло с намерениями не хуже, чем были у Виктора Ющенко. И тот, и другой хотели показать стране, как надо работать, а не заниматься налаживанием связей и зарабатыванием денег. Вопреки опасениям многих, после переезда в Киев Янукович не стал удовлетворять аппетиты донецкого бизнеса в объеме большем, чем других. Он не делит налоговые льготы и старается занимать государственную позицию, даже если это невыгодно ему политически, хотя последнее дается особенно тяжело. Хорошим примером этого стало молчаливое противление премьера соглашению по созданию ЕЭП. На заседании правительства, где оно обсуждалось, Янукович не проронил ни слова, которое бы обозначило его позицию, зато способствовал отсрочке решения, что может плохо отразиться на его надеждах получить поддержку России для участия в выборах. Янукович старателен, патриотичен, но... Проблема в том, что премьер не готов стать украинским Бальцеровичем из-за пробелов в подготовке. Его представления о том, как работает экономика, сложились в Донецке, где бизнес развивался только в части отраслей и при нерыночном регулировании. Мощь донецких бизнесменов отражает не общий уровень экономического развития региона — он довольно низкий, а степень концентрации крупных предприятий. Януковичу не удается перенести эти принципы на общеукраинский уровень, поскольку перед ним стоят другие задачи. А придумать лучше он не может.
Не умея стать флагманом экономической мысли в правительстве, Янукович пытается использовать таланты других членов своего кабинета. Он относится к той категории менеджеров, которая предпочитает не концентрироваться на принятии всех решений, а распределять эту задачу между членами команды. Вообще-то такой стиль достаточно эффективен при условии, что есть общий план, в соответствии с которым каждый знает, что нужно делать лично ему. У Кабмина его нет. Двухлетняя правительственная программа была написана как набор благих пожеланий, и практически использовать ее невозможно. Во многом из-за этого Хорошковский скрыто борется с Азаровым, а тому мешает Кириленко, который в свою очередь не согласен с инициативами Папиева.
Проблема усугубляется тем, что правительство Януковича является коалиционным. Это в любой стране хорошо с точки зрения поддержки парламента и плохо с точки зрения единства членов кабинета. Действующий Кабмин также поделен на «донецких», людей из «квоты Президента» и неприкасаемых выдвиженцев парламентских фракций. В развитых странах такие проблемы смягчаются программой, о выполнении которой договариваются участники коалиции перед ее созданием. Украинская же модель отношений политиков, построенная на взаимных личных услугах, хорошо позволяет «решать вопросы», но полностью блокирует проведение какой-либо целенаправленной политики, как заметил глава одного из госкомитетов. Такой способ построения коалиции, а затем правительства, привел к тому, что, как выразился Леонид Кравчук, «мы спорим не о том, как идти, а куда идти».
Политические результаты Януковича тоже находятся в диапазоне между «хорошо» и «плохо». Ученик старается, но для успеха в сложных предметах нужен запас знаний.
К достижениям премьера следует отнести укрепление большинства. Он способствовал его организационному и количественному росту, в ответ на что оно начало голосовать за значительную часть правительственных законопроектов. Янукович также смог сохранить отношения со всеми оппозиционными фракциями: ни «Наша Украина», ни КПУ, ни СПУ, ни Блок Тимошенко ни разу не били по нему по-настоящему, а в нескольких случаях поддержали важные для премьера инициативы. Видимо, Янукович хорошо запомнил причины, которые привели к отставке Кинаха, и сохранение хороших отношений с парламентскими силами сделал одним из главных приоритетов своей работы.
Но это благополучие только внешнее. Не приобретя открытых врагов, за три квартала работы на посту главы правительства Янукович не расширил и круг реальных союзников — людей, на которых он может опереться. Исключение, возможно, составляет только Анатолий Толстоухов, который может заняться президентской кампанией Януковича, если она будет. Реальных аргументов для других Янукович не нашел. Не случайно «Регионы Украины» мало продвинулись в реализации своего амбициозного плана стать мегафракцией. Почему к Януковичу и под него не идут? Во-первых, это связано с неубедительными экономическими результатами: они не делают его способным серьезно оспаривать президентство у Ющенко, поэтому, не желая ссориться, никто не хочет и дружить. Во многом из-за этого с Януковичем не враждует оппозиция, считая, что и без ее стараний его рано или поздно съедят.
К тому же экономические аргументы во всех смыслах остаются единственным инструментом, на который может рассчитывать премьер. Его политические навыки еще слабее экономических, так как у губернаторов в Украине долгое время была одна политическая задача: обожать Президента. Поэтому Янукович не умеет наживать друзей хитроумным конструированием взаимного переплетения интересов. «В его понимании компромисс — это сумма денег», — метко сказал один из оппозиционных депутатов.
Односложность плана Януковича, который к тому же не удается реализовать на «отлично», делает рискованным его будущее. У него не получается превратиться в автора экономического чуда, чьим активом бы стали голоса благодарных избирателей, как это произошло с Ющенко. Он не слишком изощрен в политических играх, что является главным преимуществом Медведчука, который к тому же контролирует самую организованную партию в стране. Партия регионов, которую номинально возглавил Янукович, увеличилась после этого в связи с работой, которую ведут Андрей Клюев и Владимир Рыбак. Но цели и методы этой работы способствуют ее превращению скорее в НДП образца премьерства Валерия Пустовойтенко, чем в СДПУ(о) образца вице-спикерства Медведчука. К началу следующего года Партия регионов хочет достичь численности в 1 млн. человек. Для Януковича было бы лучше, если она этого не хотела: сила партии — в ее идейных членах, количество которых неподвластно плану.
Фактически единственной опорой Януковича остается донецкий бизнес, который поддержал его выдвижение на пост премьера. Это немало, но несет в себе большой риск, делая уязвимым будущее главы правительства. Проблема в том, что Янукович сам не является крупным бизнесменом. Его вес в Донецкой области определялся статусом губернатора, который обязывал бизнес дружить с ним. После перехода на премьерский пост административные рычаги удлинились, но влияние на донецкий бизнес стало уменьшаться. Янукович сумел объяснить, почему он не может передать все заводы бывшим главным партнерам. Но при этом связи между ним и регионом объективно слабеют. Ринат Ахметов жаловался спустя пару месяцев после назначения Януковича, что работать ему, как минимум, не стало легче. Сам Янукович все меньше опирается на привезенную из Донецка сотню приближенных. Симптоматично, что место одного из главных советчиков премьера занял киевлянин Зиновий Кулик. Разумеется, никто в Донецке не захочет портить отношения с главой правительства. Но только при условии, если он им останется или сможет шагнуть на ступеньку выше. Чем меньше Янукович будет претендовать на высший пост, тем более шаткой окажется опора, отсутствие альтернативы которой таит смертельную опасность для его будущего.
К тому же отдаление Януковича от Донецка начали использовать его конкуренты, например Ющенко, который пытается обеспечить свою будущую кампанию на востоке Украины отношениями не с Януковичем, а с Ахметовым. Лидер «Нашей Украины» рассчитывает, что самый крупный в стране бизнесмен по-деловому оценит разницу в шансах выиграть президентскую гонку.
Недостаточные для дальнейшей карьеры результаты премьерства Януковича не означают, что его правительство не протянет еще год. Во-первых, Януковичу нет альтернативы как с точки зрения интересов донецкой группы, так и с точки зрения баланса шаткой коалиции власти. Во-вторых, для замены нет времени: что можно сделать в последний предвыборный год? В-третьих, посредственность результатов правительства, которое делает малореальной победу на выборах кандидата от власти, стимулирует Кучму, Медведчука и Пинчука ограничить влияние следующего главы государства. Для этого нужны голоса «донецких», которые сейчас консолидированы вокруг премьера. Чем меньше у него шансов на президентство, тем лучше. Поэтому перемена чего-либо сейчас утрачивает смысл для ключевых игроков. Успеваемость учеников вообще не имеет большого значения, если нужно, чтобы они перестраивали школу.