СТРАТЕГИЯ «ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ»

06 ноября, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 45, 6 ноября-14 ноября 1997г.
Отправить
Отправить

Американская экспансия в Каспийском регионе продолжается Середину нынешнего лета можно считать ...

Американская экспансия в Каспийском регионе продолжается

Середину нынешнего лета можно считать периодом, когда окончательно была оформлена позиция США по отношению к региону, который расположен в так называемом «подбрюшье» (по выражению А.Солженицына) бывшего Советского Союза, включая в себя государства Закавказья и Центральной Азии. В отличие от автора «Архипелага ГУЛАГа» и «Ракового корпуса» американцы называют его более нейтрально - Каспийский регион. Июльское выступление заместителя госсекретаря США Стюарта Айзенстата на заседании сенатского Комитета по международным отношениям впервые четко обозначило здешние интересы Вашингтона и методы, которыми американцы собираются укрепить свое влияние на Каспии.

Похоже, парламентские каникулы пошли американским политикам на пользу. И вот появились новые доказательства того, что США имеют чрезвычайно крупные интересы в регионе Каспийского моря и в странах, которые располагаются по его периметру.

В конце октября сенатор-республиканец Сэм Браунбэк вместе с другими влиятельными политиками выступил в подкомитете по вопросам развития экономической политики, экспорта и торговли на международной арене, входящем в состав сенатского Комитета по международным отношениям. Речь на этих слушаниях, разумеется, шла об интересах США в бассейне Каспийского моря.

Согласно пресс-релизу, опубликованному аппаратом Браунбэка, сам сенатор, занимающий должность председателя подкомитета по делам стран Западной и Южной Азии (в составе сенатского Комитета по международным отношениям), намеревается предложить проект законодательства, принятие которого способствовало бы резкому усилению связей США с данным регионом и укреплению в нем демократии. Проект законодательства будет носить название «Закон 1997 года о стратегии «Шелковый путь», и стал он результатом посещения Браунбэком Закавказья и Центральной Азии весной нынешнего года.

Сам сенатор уверен, что США сегодня располагают очень узкими возможностями для того, чтобы влиять на ход событий в бассейне Каспия, и Вашингтон должен немедленно приступить к более последовательной и активной политике. Если же этого сделано не будет уже в ближайшее время, то США вскоре обнаружат, что уже слишком поздно использовать ту уникальную возможность, которая им представилась сегодня.

Почему же американцы придают этому региону такое большое значение?

Во-первых, эти страны представляют собой крупную сдерживающую силу на пути распространения на север антизападного иранского экстремизма. И хотя деятельность Ирана в этом регионе носит менее явный характер, чем в других регионах мира, он, тем не менее, предпринимает упорные усилия для того, чтобы включить этот регион в сферу своего влияния и экономического контроля.

Во-вторых, в бассейне Каспийского моря находятся разведанные запасы нефти и газа, которые по своему объему, возможно, занимают третье место в мире после Ближнего Востока и России и оцениваются в сумму, превышающую 4 триллиона долларов. Инвестиции в этот регион могли бы со временем снизить зависимость США от импорта нефти из нестабильного района Персидского залива, а также обеспечить ею прилегающие регионы в качестве альтернативы поставкам нефти из Ирана.

В-третьих, государства с прочной рыночной экономикой вблизи границ России и Китая окажут положительное влияние на эти две страны, являющиеся ключевыми для сохранения стабильности в мире.

В-четвертых, географическое положение этих стран, многие из которых обладают возможностями в ядерной области, позволяет остановить распространение оружия массового уничтожения в южном направлении.

Наконец, этот регион дает США уникальную возможность для распространения идей свободы и демократических ценностей. После долгих лет борьбы с коммунизмом американцы не могут допустить того, чтобы в странах Каспийского бассейна утвердились теократические или тоталитарные режимы, исповедующие враждебное отношение к западным ценностям.

Сенатор Браунбэк предлагает конкретные направления в достижении этих целей. Вот главные из них.

1. Для США предпочтительно, чтобы трубопроводы Восток-Запад проходили через территорию Турции. Без всякого сомнения, гарантией истинной независимости, экономического благосостояния и суверенитета стран Каспийского региона являются имеющиеся у них природные запасы энергоресурсов. Ключом же к самостоятельности региона является успешное сооружение трубопроводов по оси Восток-Запад, минуя российскую и иранскую территории. Браунбэк подчеркивает, что и российская, и иранская риторика на эту тему ясно показывает, что эти страны видят непосредственную связь между своим контролем над трубопроводами и влиянием на регион. И не случайно в последнее время стало ясно видно, как позиции этих стран активно сближаются.

По мнению Браунбэка, транспортировка энергоресурсов через территорию Азербайджана - будь-то посредством нескольких трубопроводов через территорию России и Грузии, или посредством главного экспортного трубопровода, ведущего в Турцию, - является одним из главнейших средств укрепления коридора свободы, названного им «Шелковым путем». Это поможет объединить интересы стран региона и связать страны Центральной Азии и Кавказа с западными рынками, а также дать стимул этим государствам к региональному сотрудничеству.

С другой стороны, прокладка трассы трубопровода через Иран приведет к тому, что государства Каспийского бассейна утратят общий экономический интерес и не смогут действовать согласованно. Так, например, страны восточной части Каспийского бассейна будут втянуты в восточную и южную сферы влияния и в конце концов станут экономическими заложниками Ирана, во многом оказавшись в положении, аналогичном тому, в котором они пребывали по отношению к бывшему Советскому Союзу.

2. Урегулирование конфликтов: США должны играть все более активную роль в урегулировании конфликтов в регионе. Мир в этом важном транзитном коридоре абсолютно необходим. Деятельность США в составе Минской группы представляет собой пример той активной роли, которую Вашингтон должен играть и впредь. Это же относится и к недавним усилиям администрации по активизации участия в урегулировании абхазской проблемы в Грузии.

3. Политика в отношении России: США должны активно убеждать Россию в необходимости играть более позитивную роль в регионе. Браунбэк утверждает, что на сегодняшний день действия и риторика России демонстрируют, что Москва на самом деле не воспринимает независимости и суверенитета этих государств. Более того, по заявлению сенатора, Россия активно способствует сохранению нестабильности в этом регионе для создания препятствий внешнему влиянию и помех на пути регионального сотрудничества, которого добиваются президенты этих государств.

В качестве примера сенатор приводит действия РФ в отношении Грузии, через которую транзитом проходят узбекский хлопок и казахстанская нефть по маршруту бассейн Каспийского моря - Черное море - Запад. Российские пограничные войска по-прежнему оказывают давление на Грузию, создавая препятствия для движения транспорта по территории страны и через порт Поти, проводя досмотр всех перевозимых грузов, намеренно создавая заторы грузовых автопоездов, а также причиняя ущерб грузам в процессе досмотра. Все это создает большие проблемы для Грузии и подрывает ее репутацию как транзитного пункта международной перевозки товаров.

Браунбэк признает, что Россия имеет экономические и торговые интересы в этом регионе. Вовлечение ее в процесс успешного экономического развития региона могло бы оказать положительное воздействие на развитие российской экономики. Это также послужило бы целям стабилизации обстановки в регионе. Тем не менее, в настоящий момент, Россия имеет размытые представления о своих интересах в этом регионе. Недавние заявления президента Ельцина, в которых он призвал органы безопасности России найти «способы и средства противостоять вмешательству США в дела региона», представляют собой очевидный пример тех неконструктивных заявлений и действий, которые предпринимает Россия.

4. Содействие региональному сотрудничеству. Странам региона следует действовать вместе в решении самых насущных проблем, таких, как региональные конфликты, межэтническая напряженность, распределение водных и энергоресурсов, развитие совместимой инфраструктуры, борьба с загрязнением окружающей среды, заключение торговых соглашений, и т.д.

Большинство прикаспийских государств уже поняли это. Примеры - проблема этнической напряженности между Таджикистаном и Киргизией была разрешена простым усилием политической воли лидеров этих стран. Президенты Азербайджана, Грузии, Молдовы и Украины на общей недавней встрече договорились о взаимном сотрудничестве в создании евразийского, транскавказского транспортного коридора и в укреплении сотрудничества и стабильности в масштабах региона. Киргизстан взял на себя роль посредника в содействии разрешению региональных споров, а также в укреплении регионального сотрудничества по таким вопросам, как распределение водных ресурсов.

Браунбэк убежден, что подобное сотрудничество и взаимозависимость способны составить сердцевину долговременной региональной стабильности и обеспечить успех оси Восток-Запад.

5. Суверенные границы и национальные пограничные силы: американцам следует продолжать и усиливать помощь этим странам в создании собственных пограничных сил и таможенных служб. Сегодня же границы целого ряда этих государств контролируются российскими пограничниками, которые используют эту ситуацию для проведения неконструктивной политики, формируемой в Москве. Соединенные Штаты уже проводят в этих странах соответствующие программы подготовки и помощи; эти программы следует усиливать и ускорять.

6. Создание благоприятного климата для деловой деятельности: экономическая независимость и процветание являются непременным условием успешного развития этих стран. США должны и впредь активно содействовать реформам, необходимым для создания устойчивых рамочных условий, в которых могли бы работать иностранные инвесторы. Очень важно, чтобы эти страны поняли и реализовали такие основополагающие принципы, как власть закона, стройная система налогообложения, добросовестная практика деловой деятельности и понимание основ коммерческих условий и отношений.

7. Демократизация и независимость СМИ: важное значение, наконец, имеет и политика США, направленная на укрепление демократии, общественной терпимости и развитие гражданского общества в странах региона. Вашингтону следует способствовать созданию условий, в которых могло бы развиваться плюралистическое общество, в том числе и такой его элемент, как религиозная терпимость.

Вот такими являются составные элементы политики, которую, по мнению Браунбэка, США должны проводить для достижения своих жизненно важных стратегических, экономических и политических целей в регионе. Сенатор убежден, что для его страны самое важное сейчас не упустить момент, пока у США есть возможность помочь этим странам начать свое возрождение практически с нуля, и предотвратить распространение на них крайнего фундаментализма антизападной направленности, являющегося сегодня основной угрозой для Соединенных Штатов (разумеется, речь идет об Иране).

Браунбэк убежден, что сегодня промедление смерти подобно - возможности США по изоляции Ирана постоянно сокращаются, лучший пример этого - вложение французской компанией «Тотал», российской компанией Газпром и малайзийской - «Петронас» свыше двух миллиардов долларов в разработку морского месторождения природного газа Южный Парс в Иране. Если же «иранские шлюзы» откроются, страны восточной части Каспийского бассейна будут, без сомнения, вовлечены в восточную сферу влияния, а страны Закавказья вынуждены будут отказаться от создания транспортного коридора Восток-Запад. Американцы же навсегда потеряют возможность закрепиться на Каспии.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК