СПИКЕР — ЭТО ЗВУЧИТ ГОРДО?

Поделиться
Смысл операции «Литвина – в спикеры», проведенной с помощью невероятного напряжения пропрезидентских сил, сводился к старому как мир «Не можешь воспрепятствовать безобразию, возглавь его»...

Смысл операции «Литвина – в спикеры», проведенной с помощью невероятного напряжения пропрезидентских сил, сводился к старому как мир «Не можешь воспрепятствовать безобразию, возглавь его». Командированный на поднятие целины экс-глава администрации Президента должен был, по идее, стать оплотом Банковой в извечной ее борьбе с непредсказуемым в общей своей массе депутатским корпусом. И мало кто каких-то пять месяцев назад мог предположить, что любимое президентское выражение о точке зрения, которая определяется местом сидения, будет проиллюстрировано примером его в недавнем ближайшего соратника. Выступление спикера на открытии сессии Верховной Рады было с этой точки зрения весьма показательным. Если его слова о том, что «центр ответственности и принятия решений перемещается в парламент», еще можно было счесть за дань торжественности момента. Если заявление по поводу того, что «Верховная Рада есть и будет оставаться стабилизирующей сердцевиной в системе государственной власти», уже в меньшей степени, но все-таки воспринималось как праздничная риторика. То фразу о том, что «Верховная Рада не перед кем не имеет обязательств, кроме обязательств перед украинским народом», да еще вкупе с двумя предыдущими, уже можно воспринимать как программную.

Но и это еще не все. Выступая накануне первого сессионного дня в эфире Первой национальной телекомпании, Владимир Михайлович продемонстрировал весьма прохладное отношение к инициативам Президента, касающимся реформирования политической системы. Спикерское восприятие президентских новаций почти совпало с впечатлением, произведенным речью гаранта на его оппонентов: «Это (реформа политической системы. – Ред.) не должно нести на себе какое-то родимое пятно, признак стремления кого-то поставить на место, если можно применить такой термин, и осуществить определенный реванш, перераспределив властные полномочия. К большому сожалению, я вижу, что здесь пока выкристаллизовывается именно такой подход».

Сегодняшнее состояние взаимоотношений Банковой и Грушевского во многом определяется упорной борьбой. За самостоятельность и весомость законодательного органа власти, с одной стороны. И за рост степени влияния на парламент – с другой. Если второе движение возглавляет Виктор Медведчук, то стать лидером второго был вынужден Владимир Литвин. И не только (хотя, конечно, в том числе) потому, что является главой Верховной Рады, которая по жизни является конкурентом главы государства в соревновании за власть. Но еще и потому, что, как никто другой, знает всю подноготную схем и механизмов, применяемых президентской администрацией для создания полномочного вакуума, уготованного спикеру. Не отсюда ли растущая обеспокоенность, явно выраженная в этой части выступления: «Требует усиленного внимания такая важная составляющая нашей деятельности, как парламентский контроль, начиная от «сопровождения», мониторинга каждого закона и принятого решения и заканчивая парламентскими слушаниями. Объем контрольных полномочий Верховной Рады и ее органов должен возрастать – и количественно, и качественно… Безотлагательным делом является формирование в стране эффективного финансового контроля, который функционировал бы как целостная система. Общественные финансовые ресурсы формируются за счет налогоплательщиков. И потому позиция законодательной власти относительно их использования является общепризнанным принципом демократии и должна быть решающей. Инструментом такого контроля призвана выступить Счетная палата как главное звено системы финансового контроля».

Не может Литвин не понимать и особенности нынешнего формирования парламентского большинства. При всем при том, что внешне этот процесс выглядит как противоборство пропрезидентских и оппозиционных сил, за этим нетрудно рассмотреть: в действительности большинство сформируется либо медведчуковское, либо антимедведчуковское. И шансы у второго растут одновременно с глубиной понимания Литвином той истины, что стабильного большинства из 226 человек не создать, а потому без участия Ющенко его не получить. «При всей неординарности и сложности ситуации очевыдным есть одно: структурирование парламента необходимо, но его деятельность не может и не должна направляться извне. Нужно решительно пресекать попытки перессорить и размыть Верховную Раду, сделать ее недееспособной. Все должно решаться непосредственно группами и фракциями, народными депутатами на основе компромиссов и согласования интересов, отказа от разделения на победителей и побежденных. Вопрос большинства или коалиции – это вопрос Верховной Рады и только Верховной Рады».

Возвращаясь же к теме президентского послания, нужно заметить, что глава ВР пошел дальше всех остальных, кто не выразил восторга по поводу инициатив гаранта. Правда, справедливости ради, не мешало бы также обратить внимание на то, что здесь он оказался в наиболее выгодном положении, поскольку и раньше никогда не был замечен в рядах сторонников парламентско-президентской республики. К решению вопроса о том, что теперь делать со всем, что наинициировал глава государства, Литвин подошел концептуально: вспомнив о том, что парламент так до сих пор и не выполнил своей прямой обязанности – принятия закона «Про засади внутрішньої і зовнішньої політики», он предложил разработать документ и именно в нем определить параметры будущих изменений к Конституции. «Какие-либо другие варианты – соглашения, меморандумы – не будут иметь правового смысла».

План, безусловно, смелый, как и все остальное выступление. Только не рискованный ли? Все произнесенное Владимиром Михайловичем имеет смысл только при его спикерских полномочиях. Зиждятся же они на все еще имеющейся у него поддержке гаранта. Вот только надолго ли хватит запаса ее прочности при растущем влиянии нового главы президентской администрации?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме