Многие предприниматели, искренне переживая за принятие парламентом поправок к бюджету 2005 года, даже не догадывались, какой сюрприз готовит им этот закон. Тревожные слухи о том, что правительство внесло данными поправками серьезные изменения в налогообложение, поползли сразу же после успешного голосования закона в Верховной Раде. Изменения действительно оказались кардинальными и уже традиционно неприятными для бизнесменов. Похоже, что особенно обижены мелкие предприниматели — плательщики единого налога. В нынешнем году большинство из них рискует стать еще и плательщиком НДС. За разъяснениями изменений в отечественное налоговое законодательство мы обратились в авторитетное адвокатское объединение «Сергей Козьяков и партнеры» к адвокату Андрею Вишневскому.
— Андрей Андреевич, об изменениях налогообложения сегодня очень много говорят, но никто не представляет полной картины. Насколько глобальны, на ваш взгляд, изменения, внесенные вместе с поправками в бюджет-2005? И как их ощутят на себе предприниматели?
— Изменения действительно глобальные. Дело в том, что Закон Украины «Об изменениях в Государственный бюджет и в некоторые другие законодательные акты Украины» состоит из 85 глав. И каждой главой внесены изменения в различные законы, например, главой 1 — в Госбюджет на 2005 год, главой 2 — в закон о налоге на добавленную стоимость (НДС), главой 3 — в закон Украины о налогообложении прибыли предприятий и т.д. То есть реально получается, что порядка 85 законов получили дополнения. Все они касаются налогов — прямых и косвенных. Система налогообложения страны изменена кардинально.
Установлено, например, что утратили силу законы о свободных экономических зонах (СЭЗ). Причем — все подряд. То есть, если на 31 декабря 2004 года их было около полутора десятков, то на 1 апреля все они перестали существовать. Кроме того, этим законом внесены изменения в закон об НДС. В соответствии с ним всякое лицо, оборот которого достиг 300 тыс. гривен за последние 12 месяцев, регистрируется как плательщик НДС, независимо от того, на какой системе налогообложения оно находилось. То есть до 31 марта юридические лица, имеющие оборот до 1 млн. грн., а физические лица — до 500 тыс. грн. в год, могли платить единый налог (условно говоря, 10% с оборота). А после введения изменений в закон об НДС, как только юр- или физлицо перешло рубеж в 300 тыс. грн., оно автоматически становится плательщиком НДС, независимо от того, является ли данная бизнес-структура плательщиком единого налога или нет. Реально рушится упрощенная система налогового и бухгалтерского учета для мелких предприятий.
— Однако порядок налогообложения в Украине меняется постоянно. Предприниматели уже привыкли к этому. Может быть, и на сей раз выдержат?
— Проблема состоит даже не в том, что изменились ставки и порядок налогообложения. Дело в том, что в соответствии с налоговым законодательством Украины запрещено вносить изменения в налоги в течение одного финансового года. Точнее, вносить их можно, но они вступают в силу лишь со следующего года. То есть все изменения в порядок налогообложения, вводимые данным законом, по идее, должны были бы вступить в силу лишь с 1 января 2006 года. Однако, как сказано в конце документа, закон вступает в силу со дня его опубликования. Он был опубликован 31 марта, и с этого дня вступил в силу. Правда, отдельно указаны даты вступления в силу конкретных его глав. Тем не менее практически все они вступают в силу в этом году, а некоторые даже задним числом.
Интересный нюанс. В тексте документа отдельным абзацем прописано: «Нормы данного закона, касающиеся налогообложения прибыли предприятий распространяются на результаты финансово-хозяйственной деятельности плательщика налога по итогам налогового периода, на который приходится дата вступления в силу данного закона». Закон был опубликован (вступил в силу) 31 марта. Однако, с точки зрения уплаты налога на прибыль, налоговым периодом является квартал. Таким образом, поскольку закон вступил в силу в последний день квартала, фактически предприниматели должны рассчитывать свои налоги на прибыль с начала года.
То есть, по сути, закон создает коллизию. Во-первых, он вступает в противоречие с законом о системе налогообложения, являющимся так называемым «генеральным» (основополагающим) законом. Во-вторых, допускает вступление в силу некоторых своих положений задним числом.
Норма, прописанная в законе о системе налогообложения, согласно которой любые изменения, принятые в течение года, вступают в силу со следующего года, является нормальной, абсолютно цивилизованной практикой. Более того, генеральный закон определяет, что все изменения в налоги должны быть приняты не позднее, чем за шесть месяцев до начала нового года. То есть, если мы хотим внести изменения в законы о налогообложении с 1 января 2006-го, то они должны быть приняты парламентом до 30 июня текущего года. Насколько мне известно, апологетами именно такого подхода в свое время были два ведущих экономиста в сегодняшнем Кабмине — Сергей Терехин и Виктор Пинзеник. Правда, тогда они были в оппозиции, простыми народными депутатами.
— Что же в данном случае делать предпринимателям? Возможно, есть какие-то юридические пути цивилизованного выхода из этой ситуации?
— Проблема состоит в том, что ВР приняла закон целиком. Для того чтобы признать его неконституционным, необходимо представление в Конституционный суд Украины. Однако, даже если КСУ его примет, даже если рассмотрит, то пройдет, по крайней мере, не менее полугода. А в течение этого периода налоговая администрация будет свирепствовать, возбуждать уголовные дела, привлекать к ответственности. Да и как посчитает КСУ, тоже ведь до конца не понятно. Суд вполне может решить, что ВР имела право принять такой закон.
Предпринимателям ничего не остается, как его исполнять. Из этой ситуации напрашивается грустный вывод: «Лица, которые находятся сегодня у власти, не заботятся о развитии предпринимательства». О власти, как и о человеке, судят не по словам, а по делу. Уже в январе, когда была встреча с предпринимателями и правительство обещало бизнесменам всестороннюю поддержку и улучшение налогового климата, заявляя о намерениях чуть ли не отменить НДС, власть знала, что послаблений не будет. Они уже в тот момент писали именно этот закон. А перед предпринимателями был разыгран искусный спектакль.
— Возможно, в поправках есть положения и облегчающие налоговое бремя предпринимателей?
— Данный закон исключительно ужесточает налоговую нагрузку. Никаких послаблений, все ужесточено. Предпринимателей задним числом заставили рассчитывать налог на прибыль, это вопиюще. Люди ведь рассчитывали свой бизнес. Разумеется, сейчас они понесут колоссальные убытки, для некоторых катастрофичные. А плательщики единого налога, которые в прошлом году имели оборот, скажем, 800—900 тыс. грн.? Как им теперь все это понимать? У них за последние 12 месяцев больше 300 тыс. Физлица — то же самое. А СЭЗ? Люди создали бизнес. Я понимаю, что существуют какие-то «теневые схемы». Возможно, осуществляется контрабанда через эти зоны. Но, например, в Закарпатье в СЭЗ собирают автомобиль «Фольксваген». Это конкретное производство. Оно создано под СЭЗ. Туда завезены комплектующие, осуществляется сборка, развернуто производство. И тут со временем «Ч» прекращено существование СЭЗ. Ведь перед тем как вкладывать деньги, был сделан определенный расчет рентабельности. Может оказаться, что предприятие с 31 марта уже убыточно. Окупили они свои инвестиции или нет — неизвестно. Мне все это очень напоминает лозунг Шарикова из «Собачьего сердца»: «Да что тут думать? Взять и все поделить!» Похоже, что правительство относится к системе налогообложения точно так же.
От редакции.
У «ЗН» накопилось немало вопросов к премьер-министру Юлии Тимошенко. Не только по последним изменениям системы налогообложения. Редакционная коллегия пыталась на этой неделе встретиться с премьером. Однако Юлия Владимировна была занята и пообещала, что встреча состоится в следующий четверг, 14 апреля. Надеемся, что это действительно произойдет, и мы сможем услышать ответы премьера на разнообразные вопросы, интересующие наших читателей.