Министерство транспорта и связи — гигант, созданный ушедшей властью. У него — многомиллиардные обороты и собственная армия. С одной стороны, принципы государственного управления и регулирования всех инфраструктурных отраслей экономики (транспорта, связи, распределительных сетей) сходны, и во многих странах интересы государства в них представляет единый орган. С другой — злые языки утверждают, что министерство-гигант было создано в Украине, чтобы легче было… э-э… брать оттуда деньги. Не потому ли прошлый министр, Георгий Кирпа, погиб при до конца не выясненных обстоятельствах в конце минувшего года?
Среди ближайших соратников Виктора Ющенко было два кандидата на вакантный пост — народные депутаты Евгений Червоненко и Юрий Луценко. И если Юрий Витальевич фигурировал кандидатом и на другие посты — от полушуточного «Табаквинпрома» до серьезного МВД, то Евгений Альфредович был едва ли не единственной кандидатурой на «транспортный» фронт.
Реальность субъективная…
«Транспортная» привязка Евгения Червоненко неудивительна: он — профессиональный автогонщик. В 80-е годы ХХ века он был многократным чемпионом и призером Украины, СССР и этапов чемпионата Европы по авторалли, имеет звание мастера спорта международного класса. И хотя в гоночном автомобиле Червоненко занимал штурманское кресло, рулить на большой скорости умеет.
С автоперевозками был связан и его первый бизнес — компания «Транс-Ралли» создана еще в 1988 году. Стартовым капиталом компании считаются деньги призовых фондов за участие в чемпионате Европы. Есть, правда, информация, что «первый миллион» был заработан большей частью на контрабанде черной икры в отсеках гоночных автомобилей, выезжающих на соревнования за рубеж…
Тогда же молодого чемпиона-автогонщика познакомили с президентом СССР Михаилом Горбачевым. В те годы это было равносильно не то что «крыше», а броне.
Затем были «Львов Ван Пур», «Рогань Ван Пур» и «Украина Ван Пур», разливавшие украинское пиво в польские банки. И многие другие предприятия. В 1997 году бизнес Евгения Червоненко оформился в концерн «Орлан», куда вошли десятки фирм (его подразделениями является ряд транспортных предприятий, таких как «Орлан-Транс», «Орлан-Транс-Групп», «Бориспольская автобаза»). Правда, еще в 2000 году, в связи с переходом на госслужбу, Червоненко сложил с себя непосредственное руководство концерном, оставаясь его почетным президентом.
Формально бизнесом руководит его жена Маргарита Владимировна. Близко знакомые с семьей Червоненко говорят, что эта мудрая и терпеливая женщина играет чрезвычайно важную роль в жизни гордого и экспрессивного супруга.
Родился Евгений 20 декабря 1959 года в Днепропетровске. С малых лет дружит с Эдуардом Шифриным, а вот с Виктором Пинчуком дрался и в детстве. Закончил Днепропетровский горный институт.
В 1997 году подающий надежды бизнесмен стал членом правления УСПП и вошел в совет работодателей и товаропроизводителей при Президенте Украины; с сентября 1997-го по апрель 1998-го возглавлял Совет предпринимателей при Кабинете министров. Говорят, эти посты Червоненко занял после личного знакомства с Леонидом Кучмой и членами его семьи. В те времена утверждал, что Кучма для него — как икона. Однако дружил и с Ющенко.
В начале 2000 года Червоненко получает министерский пост в правительстве Ющенко — становится председателем Государственного агентства по управлению государственным материальным резервом (Госрезерва). После ухода с госслужбы год спустя (тогда против него было возбуждено уголовное дело в связи с отказом отпустить госрезервовское зерно «Киевмлыну» по заниженной цене) участвует в общественной работе по линии еврейских организаций. В апреле 2002 года становится депутатом ВР по списку блока «Наша Украина» (№30).
Евгений Альфредович — один из наиболее активных участников избирательной кампании Виктора Ющенко на президентских выборах-2004. Организовывал контакты Ющенко с еврейскими организациями. Отвечал за безопасность кандидата. Есть информация, что в Кировограде он лично обнаружил в зале, где должна была выступать Юлия Тимошенко, пластиковую взрывчатку. В момент резкого ухудшения состояния здоровья Виктора Ющенко 6 сентября взял на себя управление ситуацией и лично организовал экстренное оказание медицинской помощи, в том числе транспортировку Ющенко в Австрию.
Можно сказать, что Президент Украины обязан Червоненко жизнью. И, казалось, за постами не постоит… Но Червоненко претендовал на администрацию Президента, а получил Минтранс.
Несмотря на личную резкость, Червоненко является представителем достаточно умеренного крыла «Нашей Украины». Иногда выступал посредником в контактах Виктора Ющенко и Леонида Кучмы; сохраняет неплохие отношения со многими членами различных политических и экономических группировок. Наибольший конфликт у него возник с братьями Медведчуками (см. «ЗН» № 40 (415) 19—25 октября 2002 года).
Червоненко сентиментален, но бывает резок и даже груб с подчиненными. Инициативен, напорист. Соблазны Минтранса не на шутку будут его искушать. Устоит? Посмотрим. Но на щедрость министерства, сорившего при Кирпе деньгами, рассчитывать впредь не стоит: не меценат, нет, не меценат…
… и объективная
Главная задача нового министра транспорта — разгрести авгиевы конюшни своего предшественника. Например, разобраться с перерасходом средств на строительство Дарницкого моста в Киеве или автобана Киев—Одесса. Решить вопросы с многочисленными кредиторами минтрансовских проектов, средства которых часто использовались не по назначению (например, на инвестпроекты, деньги под которые были давно истрачены на другие цели — принцип финансовой пирамиды). И сделать так, чтобы «глубокое бурение» всех этих неотложных антикризисных задач не превратило Минтранс в финансово парализованного банкрота.
Многие из этих позиций отражены в программе действий министра транспорта и связи на 100 дней, предложенной Евгением Червоненко еще до своего назначения (по имеющейся у «ЗН» информации, пока больше никто из кандидатов на посты министров таких программ не предложил – может, не столь уверены?) Расследование деятельности руководящего состава Минтранссвязи за 2002—2004 годы стоит в ней первым пунктом.
В дополнение к находящимся в подчинении Минтранссвязи железнодорожным войскам предлагается создать внутреннюю спецслужбу — Агентство внутренней безопасности. Другим важным приоритетом отрасли, согласно программе, является увеличение количества рабочих мест. Например, предлагается проводить конкурсы бизнес-проектов среди выпускников транспортных вузов и победителям предоставлять возможности для их осуществления (из чьих средств — не указано). Увеличивать поступления в госбюджет от транспортной отрасли планируется за счет упорядочения льгот, ликвидации посредничества при грузоперевозках и отмены любых видов бесплатного пользования транспортом без соответствующей бюджетной компенсации, кроме социально незащищенных слоев населения. Обеспечение доступности и безопасности пассажирских перевозок предполагается за счет оптимизации тарифов, а также отмены контроля за передвижением граждан.
Система грузовых перевозок, по Червоненко, должна быть конкурентоспособной в условиях вступления Украины в ВТО и интеграции в Европейскую транспортную систему, однако планируется интеграция и с транспортной системой России. Наряду с реконструкцией международных аэропортов «Борисполь» и «Симферополь» до уровня международных стандартов заявлено ускорение работы над проектами отечественных самолетов Ан-70 и Ан-140 с целью продвижения их на международные рынки.
Есть информация, что Виктор Ющенко намерен разделить Минтранс на самостоятельные подотраслевые комитеты, выделив авиаторов, портовиков, железнодорожников и т.д. в самостоятельные ведомства. Больше портфелей – меньше проблем с их распределением. Если это произойдет, то вопрос автономного функционирования Госсвязи (ныне — Департамент связи и информатизации министерства) будет решен. Хотя, если учесть, что главным аргументом в пользу объединения ведомств транспорта и связи послужили потенциальные финансовые потоки от выдачи номерного ресурса, информатизации и прочих «денежных» полномочий связистов, то соблазн сохранить целостность ведомства для министра остается.
Неизвестно, кого Червоненко может «поставить» главным связистом. Сегодня отрасль курируют экс-топ-менеджеры DCC Леонид Нетудыхата и Игорь Кравец, однако на их посты претендуют многие «старые кадры». Например, Станислав Довгий, принимавший участие в разработке проекта программы правительства, в который, в результате, вошли положения его «Электронной Украины». Или непримиримый идеологический противник Довгого Олег Шевчук.
Информационно-технологический блок программы Червоненко заметно конкретнее, чем предложенный в программе правительства. Просто и ясно: ликвидировать очередь на телефоны и реализовать проект цифрового телевидения. Сделать Украину ключевой точкой для транзита трафика между Европой и Азией. Создать наконец технопарки и условия для работы IТ-специалистов, по количеству которых Украина занимает четвертое место в мире. Развивать «электронное правительство», в т.ч. с конкретной целью сделать невозможной коррупцию при принятии решений. И другие шаги, о которых последние несколько лет много говорилось, но которые по сути все это время никому в правительстве не были нужны.