Переговорный процесс между Россией и Украиной по вопросу раздела Черноморского флота, «вальсируя» по кругу, близится к своему пятилетнему юбилею. Казавшийся вначале простым и ясным вопрос о принадлежности флота вырос в конечном итоге в нелегкую для обеих стран проблему, а ситуация вокруг него превратилась едва ли не в тупиковую. Недавнее оживление переговоров по всем составляющим проблемы (статус российского флота, условия его базирования, взаиморасчеты) доказывает, что необходимость разрешения проблемы понимают обе стороны. Дипломаты молчат, ссылаясь на конфиденциальность процесса. Однако о том, что происходит беспрецедентная активность в этом направлении, свидетельствует хотя бы частота контактов, проходящих то в Киеве, то в Москве практически каждую неделю. Вот и вчера руководитель российской делегации на переговорах, заместитель министра иностранных дел России Сергей Крылов прибыл в Киев для очередных консультаций.
Наряду с активностью российских дипломатов, представляющих официальную позицию Москвы, то есть достаточно умеренную, очень оживились в последний месяц и другие политические силы. Среди них два потенциальных участника грядущей битвы за Кремль - известный геополитик и борец против «геноцида русских в Крыму» Юрий Лужков и секретарь российского Совета безопасности Александр Лебедь. Крым, Севастополь и ЧФ могут стать не последними патронами в их обойме. Госдумцы - нашим бы депутатам их заботы! - собираются рассмотреть уже в октябре закон о российском статусе Севастополя. Параллельно с этим бешеную активность проявляют более экстремистские силы. Тут и ветеранские организации Севастополя и Крыма с их бесконечными заявлениями и обращениями к президенту Ельцину - тут очень кстати 19 октября, увы, не годовщина пушкинского Лицея, но какое-то нескончаемое 300-летие российского флота. Тут и Лимонов, пикетирующий украинское посольство в Москве в знак протеста против «оккупации Крыма Украиной». Ну и не следует забывать самых заинтересованных, точнее, самых незаинтересованных в решении вопроса - собственно Черноморский флот
б. СССР, ибо существует он в своих размерах ровно до заключения соглашения о разделе. Дальше - резкое и безжалостное сокращение.
В этой связи особо примечателен один любопытный документ, усердно распространяемый в последние дни в Крыму. Речь идет о так называемом «Обращении Александра Лебедя к общественности страны». Страна, то есть Россия, об этом крике души генерала почему-то ничего не знает. Зато знают - и хорошо - в Крыму, ибо неделю назад его опубликовали спецпропагандистских дел мастера из флотской газеты «Флаг Родины», а позавчера «без каких-либо сокращений» перепечатала «Крымская правда».
При знакомстве с этим документом, откровенно говоря, становится не по себе и первая мысль, которая возникает: «Вот оно, началось». Чего стоит только одна фраза: «Следует поставить вопрос о наличии территориального спора между Россией и Украиной, рассматривая права России на Севастополь в историческом аспекте, опираясь на солидную правовую базу, на этнографический фактор, а также с учетом выражения волеизъявления жителей города». Право, не хочется испытывать терпение читателя малограмотными цитатами. Пафос статьи в том, что Севастополь никогда де-юре не передавался Украине, что совместное базирование уничтожит флот, что украинцам стоит дать палец - они откусят руку, что необходимо проявить твердость и немедленно поднять андреевские флаги. И тому подобное. Написавший статью действует по принципу «чем больше врешь, тем скорее поверят». Вот и появляются утверждения типа «на сегодняшний день соотношение сил ВМС Турции и ЧФ составляет 2:1» (не наоборот ли?).
Даже не сразу бросается в глаза, что статья-то собственно Лебедем не подписана. Поиски оригинала показывают, что его и не было, что письмо, по словам сотрудников редакции «Флага», - перепечатка факса, полученного «из какой-то петербургской газеты». Но на это может обратить внимание профессионал, а пожилые, да и не только, читатели упомянутых крымских изданий, свято веруя, что вот уже и генерал за них, передают вырезку из газеты друг другу со словами: «слава Богу, давно бы так!».
Тот, кто заряжал эту пушку, явно стремился попасть сразу в двух воробьев. Во-первых, используя имя популярного Лебедя, придать своим взглядам вид новой тенденции в официальной российской политике. А во-вторых, скомпрометировать генерала в глазах начальства. Учитывая ту борьбу, которая разворачивается за «наследство больного человека», это представляется вполне вероятным.
Однако самое интересное последовало дальше. Когда московским коллегам удалось связаться с пресс-секретарем генерала Александром Бархатовым, тот, после изучения подготовленного по материалам статьи сообщения для информационного агентства, сказал: «Мы не будем возражать против публикации такой информации. Других комментариев не будет». Таким образом, Лебедь подписался под требованием признания территориального спора с Украиной.
Подобная точка зрения может стать государственной политикой Москвы. Поручиться, что этого не произойдет в случае возможных перемен, не может никто.
Как водится, в подробности переговоров широкую публику не посвящают. Однако некоторые сведения просочились в прессу на этой неделе. Пожелавший остаться неизвестным «близкий к переговорному процессу источник в Киеве» достаточно критически прокомментировал агентству «Интерфакс-Украина» готовящийся проект соглашения. Суть его замечаний: в тексте проекта недостаточно акцентирован временный характер базирования русских кораблей на украинской территории, отсутствуют количественные и качественные ограничения базы по личному составу и технике, а также график вывода российских войск с территории Украины. Эксперт считает маловероятным ратификацию такого варианта соглашения Верховной Радой Украины.
Возможно, что так оно есть. Однако следует помнить, что соглашения по такому исключительно сложному и деликатному вопросу невозможно достичь иначе, кроме как путем сложных взаимных компромиссов. В тексте нет упоминаний о временном характере пребывания российских кораблей, но четко зафиксирован конкретный срок аренды. В этом вопросе, кстати, пожелания России начались со ста лет, Украина предлагала три-пять. Сошлись на двадцати - и мировая практика свидетельствует, что на меньший срок подобные договоры не заключаются. Да и действительно, при такой краткосрочной аренде никому нет смысла вкладывать деньги в обустройство объекта, все равно уходить через несколько лет. Нет в договоре упоминания об условиях денонсации - но международное право позволяет одностороннюю денонсацию в любой момент, как только будут серьезно нарушены национальные интересы страны. Вопрос по ограничениям может быть и, скорее всего, будет оговорен в приложениях к соглашению. Анализ аналогичных соглашений, утверждают специалисты, показывает, что они все носят достаточно рамочный и общий характер, без конкретизации деталей.
Тем более, что те пять лет, на которых поначалу настаивали в Украине, уже прошли. В результате Россия делала в Севастополе все, что хотела, по принципу «после нас хоть потоп». Украина же не получила за это ни копейки, флот и инфраструктура разворованы и разорены, а самое главное - постоянно сохраняется раздражающий фактор, способный в любую минуту развиться в конфликтную ситуацию.
Именно в бесконечном затягивании переговорного процесса, сохранении status quo, заинтересованы, в первую очередь, российские экстремисты. Ни в коем случае не снимать окончательно вопросы Севастополя, Черноморского флота, границ с тем, чтобы иметь возможность использовать их в любую минуту. Главная цель - воссоздание империи, неважно - Российской или Советской.
Исходя из этого, главной целью Украины в этом вопросе является как можно более быстрое снятие этих вопросов. В случае обострения их, как это ни грустно, ей пока нечего особо противопоставить России ни в политическом, ни в экономическом, ни в силовом отношении. При этом решать вопросы надо «один на один», ибо время показало, что партнеры на Западе не склонны без согласия России подключаться к поискам выхода. Что же касается пресловутых гарантий безопасности, то прямой угрозы со стороны России, тем более официальной, с их точки зрения, вроде бы и не существует...
Поиск компромиссного решения, отвечающего национальным интересам Украины, остается единственным выходом из ситуации. Для этого существует мощная правовая база - Конституция страны, запрещающая размещение иностранных военных баз на ее территории и как исключение на временный срок допускающая аренду уже существующих.
Только такой компромисс может остановить зловещее, бесконечное кружение севастопольского «вальса».