Албанцы - исконное население Балкан. О них впервые упоминает Геродот в своих «Греко-персидских войнах» (455-452 гг. до н.э.). Слово же «сербы» встречается гораздо позднее, в ХI в. До возникновения Османской империи 97% албанцев исповедовали католицизм. Позже, в результате исторических перипетий соотношение изменилось: сегодня, в соответствии с результатами опросов населения и священнослужителей, 61% албанцев - христиане (33% - православные, 28% - католики) и 39% - мусульмане.
Албанцы на протяжении столетий стремились к созданию собственного государства, а объективно на пути его создания вставали три силы: Турция, до 1912 года контролировавшая территорию их проживания; сербы, чьи интересы распространялись на территорию Косово и Македонию, отчасти населенную этническими албанцами; Италия, неоднократно пытавшаяся закрепиться военным путем на столь близком к ней берегу.
Отношения между сербами и албанцами складывались драматически. Албанские отряды были союзниками сербов в битве на Косовом поле. И именно это сражение стало событием, которое укрепилось в сознании сербов как символ единения тех, кто считает Косово своим Иерусалимом, своей священной землей.
В результате Балканских войн начала века с гегемонией Турции на Балканах было покончено. Албанцы создали свое государство. И сразу же обострились сербско-албанские противоречия, так как общий враг исчез, а под сербский контроль перешла территория Косово. Появление новых врагов - итальянцев и немцев - на какое-то время вновь сплотило эти два народа, но пришельцы были разбиты, а проблема осталась. Общая религия - коммунизм - на несколько лет сгладила было остроту страстей, но через какое-то время межнациональный конфликт вспыхнул с новой силой.
Корни современных балканских проблем надо искать в 1878 г., когда на знаменитом Берлинском конгрессе была устранена угроза войны в Европе по причине территориальных претензий различных империй друг к другу. Но за этот мир албанцы заплатили слишком дорогой ценой. На основании решения конгресса Сербия и Черногория получили часть албанских земель. И в дальнейшем Сербия расширила свою территорию в 3,5 раза за счет албанской. После колониальных Балканских войн в 20-х годах нынешнего столетия Косово подверглось аннексии со стороны Королевства сербов, хорватов и словенцев. Захваченные земли Сербия до сих пор считает своими, а албанцы с этим не могут согласиться.
Случаи столкновения албанцев с сербской полицией уже тогда стали постоянными, а особую остроту они получили после окончания Второй мировой войны, когда борьба с албанскими диссидентами была возложена на югославское УГБ (аналог КГБ в СССР). Началась массовая эмиграция албанцев, в том числе в Турцию. На освободившихся землях поселились сербские колонисты.
В середине 60-х годов в преследовании албанцев наступает короткая передышка, связанная с разоблачениями внутри УГБ. По оценкам историков, жертвами репрессий и чисток в послевоенный период стали два миллиона албанцев (больше, чем потери СФРЮ во второй мировой войне!). С принятием в 1974 г. новой сербской конституции Косово гарантируются широкие права автономии. Однако в начале
80-х, после смерти Тито, давление на албанцев снова начинает возрастать.
В результате этого в 1981 г. в Косово вспыхнуло антисербское восстание. В крае было введено чрезвычайное положение, однако нормализовать обстановку центральной сербской власти так и не удалось. На протяжении последующих восьми лет массовые выступления албанцев неоднократно повторялись, что стало поводом для ликвидации в марте 1989 г. статуса автономии для Косово.
Таким образом, в этот период произошла повторная оккупация Косово сербской властью. Албанцы снова вынуждены были эмигрировать на Запад, в Америку, Австралию и даже в республики бывшего СССР. В этот период край покинуло около миллиона человек.
Те же, кому некуда было уезжать, воодушевленные борьбой против сербов, боснийцев и хорватов, продолжают проводить акции неповиновения Белграду, которые с начала 1996 г. перерастают в вооруженное сопротивление. Контрмеры авторитарного югославского режима носят характер репрессивных акций. Создается впечатление, что одержимый идеями сербского шовинизма Белград, проиграв войны за удержание силой Словении, Хорватии и Боснии в 1991-1995 гг., пытается огнем и мечом удержать остатки своей многонациональной империи. На арену выходит Освободительная армия Косово, которая из малочисленных и плохо вооруженных отрядов превращается в солидную военную организацию, вполне способную противостоять подразделениям регулярных сербских карательных сил. Однако методы партизанской войны делают свое дело - борьба косовских ополченцев становится неадекватно жестокой, а полевые командиры все чаще действуют по своему усмотрению, игнорируя приказы центрального командования.
Исходя из того, что часть албанцев - мусульмане, а сербы исповедуют православие, некоторые эксперты склонны видеть в конфликте между этими народами борьбу между исламом и христианством. Однако этот конфликт нельзя рассматривать сквозь призму балканской бойни начала 90-х. Тогда в братоубийственной войне сошлись разделенные по конфессиональному принципу славяне. А борьба между албанцами и сербами носит не религиозный, а этнический характер. Албанцы стремятся объединиться, стерев разделяющие их границы.
Политически разделить их по конфессиональному принципу, противопоставив православных католикам и мусульманам или христиан - мусульманам, как случилось с югославами, невозможно. Их идеологические постулаты - это право нации на самоопределение и объединение.
Сербы же в этой войне выглядят поразительно одинокими. Им нельзя опереться на своих братьев по крови, но врагов по вере - хорватов и боснийских мусульман. С другой стороны, множество православных (10-20%) среди албанцев не позволят перевести войну в религиозное русло, играя на религиозных чувствах противостоящих им сербов. В то же время, албанцев по идеологическим соображениям поддержит весь исламский мир, как это уже случилось в Боснии, а то, что их часть (примерно одна седьмая) - католики, даст им поддержку мира католического.
По мнению экспертов, в создании Великой Албании, включающей все земли, населенные албанцами, максимально заинтересована одна из крупнейших стран НАТО - Турция. Возможно, такое развитие событий устроило бы и Германию, с самого начала югославского кризиса «опекающую» всех сепаратистов, вырывающихся из-под власти Белграда. Единственным сербским союзником остается Россия, но по понятным причинам переоценить возможности Москвы в поддержке Белграда вряд ли возможно.
Выходит, что сербам можно удержать Косово под своим контролем только крайне жесткими средствами. Однако это выглядит очень проблематично, и не только по причине натовских угроз. Военная помощь косовским албанцам (которая поступает в край не только из соседней Албании, но, по некоторым источникам, и из Хорватии) делает такого рода акцию абсолютно бесперспективной.
И сценарий развития косовского конфликта вполне вписывается в описанную схему. Жестокости сербов доводят дело до Рамбуйе, и Белград стоит перед лицом в лучшем случае присутствия войск НАТО на своей территории, а в худшем - военного противостояния с блоком.
Семнадцатидневные переговоры в парижском пригороде вряд ли можно назвать результативными. Согласие сторон сохранить за Косово статус автономии не сможет кардинально решить проблему края. Как и предполагалось, реально оценивая все свои преимущества перед противниками, албанцы пытаются извлечь из ситуации максимум пользы для себя. И если их требование обеспечить присутствие натовских сил в Косово находит понимание западных дипломатов, то настойчивость в отстаивании права на проведение референдума о независимости после окончания переходного периода ничего, кроме головной боли и раздражения, у международных посредников не вызывает. Три недели, отпущенные противостоящим сторонам на согласование своих позиций, скорее всего, являются очередной отсрочкой ультиматума НАТО, и 15 марта придется начинать все сначала.
В любом случае, отказ от предоставления независимости косовским албанцам лишь заморозит ситуацию на несколько лет, максимум десятилетий. И если возникновение Великой Албании станет неизбежным событием, трудно будет предсказать все его последствия не только для Балкан, но и для всего мира. Создание в послевоенной мировой истории прецедента присоединения мирным путем к одному государству части другого повлечет за собой «эффект домино» для всей Европы. Поэтому, думается, международные посредники сделают все возможное, чтобы отодвинуть окончательное решение косовской проблемы максимально в будущее. А значит, о Косово мы еще услышим не раз...
СПРАВКА «ЗН»
Самым древним известным народом, жившим на землях нынешнего Косово, являются иллирийцы, предки албанцев. Славяне поселились здесь в VII-IX веках.
До распада СФРЮ Косово было самым бедным регионом страны, несмотря на большие запасы свинца, цинка, серебра, магнезита, лигнита и хрома. Территория края составляет почти 10 тыс. кв. км, население почти 2 млн. чел., 90% - албанцы.
1459 г. - установлена власть Османской империи, длившаяся до 1912 г.;
1918 г. - крах Османской и Австро-Венгерской империй. Косово становится частью новообразованной Югославии;
1968 г. - Сербия жестко подавляет сепаратистские выступления в Косово;
1974 г. - по титовской конституции Косово получает широкую автономию;
1981 г. - Косово требует статуса союзной республики. Вводится военное положение, тысячи сербов покидают край;
1982-1987 гг. - периодические волнения среди албанцев и сербов в Косово;
1989 г. - Слободан Милошевич, избранный президентом Сербии, начинает кампанию массового возвращения сербов в Косово;
1990 г. - Косово лишено автономии, парламент и правительство края распущены.