77% поверхности земного шара покрыты Мировым океаном. И вся история земных цивилизаций связана с познанием Мирового океана. Как известно, последнее великое оледенение было 22-12 тысяч лет до нашей эры. По мере потепления вечное оледенение отступало к полюсам Земли. В частности, северная часть Украины была покрыта вечным льдом, южная часть была тундрой, уровень Мирового океана был ниже на 90 м. Черное море было озером, т.к. в проливе Босфор глубины теперь всего 50 м. Азовского моря не существовало - на его месте простиралась тундра.
По мере отступления ледников в сторону полюсов продвигались растительность и животные. А вслед за ними происходила и миграция народов. С возникновением древних цивилизаций в VIII-VII тысячелетии до нашей эры неугомонное человечество стараясь узнать окружающий мир, устремилось и в моря, а впоследствии во весь Мировой океан. Во что же обходилось человечеству познание Мирового океана? Американские океанографы Терри и Рехнитцер в 1964 г. подсчитали по данным мировой статистики, что ежегодные потери судов в середине XIX века составили около трех тысяч единиц. Начиная с 1902 года и до наших дней, каждый год в среднем погибало до 400 судов!
Если взять в расчет, что мореходством люди занимаются уже более двух тысяч лет и что ежегодная средняя потеря судов всех стран составляла 500 судов, получится миллион погибших кораблей.
На Черном и Азовском морях в XIX столетии каждый год гибло в среднем по 20 судов, за одно столетие - до 2000 судов, за 25 веков - 50 000 судов. Вот вам и гостеприимное море! Черное море бывает чрезвычайно суровым и страшным. На Черном море расположены многочисленные эпицентры землетрясений. Бывает, что землетрясения генерируют волны, называемые черноморскими цунами. Кроме того, случаются смерчи, черные бури, необычайно крупный град, морские бури. Многие из этих процессов имеют не всегда однозначное объяснение.
Так, в апреле 1839 г. моряки одного из морских судов в течение 20 минут наблюдали в районе Ланжерона у Одессы эскадру парусных кораблей Черноморского флота, которые в это время находились у мыса Тарханкут. Это был мираж! Он исчез, как только судно вышло из штилевой зоны и вошло в полосу ветра.
Опаснейшее явление - сгонно-нагонные волны - известны в Азовском море. Они приводят к настоящим катастрофам, тысячам жертв среди жителей прибрежных районов. На Черном и Азовском морях действуют грязевые вулканы, которые приводят в Азовском море даже к появлению островов.
Во время Крымской войны 1853-56 г.г. 2 ноября 1854 г. разразилась невероятная буря. Скорость ветра достигала 35 м/сек. В результате этого урагана погибло 60 кораблей французов, англичан и турок, 1500 моряков, а материальные потери составили 60 млн. франков. В Балаклавской бухте погиб винтовой пароход «Принц», доставлявший англичанам денежное довольствие, теплые палатки и зимнее обмундирование. В результате на 25 февраля 1855 г. из общего числа 39400 военнослужащих Англии в госпиталях было 13640 человек, на фронте 11000, а остальные - в могилах. Вот истинная цена одного урагана!
Поиски золота на «Принце», позже названного в литературе «Черным принцем», превратились в целую эпопею и продолжались много лет. Было найдено несколько золотых монет, но загадка осталась неразгаданной.
При картографировании арктических морей России за 250 лет погибло только 33 гидрографических корабля.
Большинство кораблей в Мировом океане погибло в штормы, на скалах, подводных рифах и при столкновении судов.
Но в мировой летописи кораблекрушений есть и краткие записи: «Такого-то числа, месяца и года корабль такой-то под командованием капитана такого-то, имея столько-то человек на борту, вышел из порта №». И все ... Далее две роковые фразы: «В порт назначения корабль не пришел. Считается пропавшим без вести».
Известны многочисленные случаи обнаружения в океане судов без экипажей. Особенно отличается этим таинственный район «Бермудского треугольника» в Атлантическом океане. Так, с 1840 по 1955 г.г. в Бермудском треугольнике было обнаружено полтора десятка исправных судов, но без экипажей. Много писали о пропаже судов в море Дьявола, лежащем к юго-западу от Японии. В июле 1969 г. в Атлантическом океане было найдено пять покинутых экипажами судов и, что удивительно, на одном из них - «Тинмут Электрон» исчез участник и лидер кругосветных гонок яхтсменов-одиночников Дональд Краухерст. 30 июля 1969 г. к северо-востоку от Бермудских островов с борта английского теплохода «Мейплбенн» заметили 60-футовое судно без экипажа и вверх килем.
4, 6 и 8 июля 1969г. в Атлантике было обнаружено три яхты без экипажа, все суда обнаружены в спокойном океане, в ясную тихую погоду. Посвященная этим событиям газетная кампания на Западе продолжалась долго.
Но наибольший резонанс в мире вызвало обнаружение американской бригантины «Мария Целеста» английским бригом «Деи Грация» 4 декабря 1872 г. в Атлантике в 400 милях от Гибралтара. На «Марии Целесте» паруса были изодраны, команда отсутствовала, а нашли только голодную кошку. Весь груз, личные вещи команды, жены и двухлетней дочери капитана были на месте. Не было шлюпки и судовых документов, нашли же только вахтенный журнал. Из него следовало, что последняя запись в нем была сделана 24 ноября. Адмиралтейская комиссия так и не смогла установить причины трагедии.
В начале 1884 года в Англии распространились слухи о том, что тайна «Марии Целесты» раскрыта. Разгадку этой интригующей истории дал на своих страницах лондонский альманах «Корнхилл мэгэзин» в очерке под названием «Сообщение Шебекука Джефсона». Но этот очерк оказался литературным трудом Конан Дойла. Еще четыре английских писателя-мариниста и два американских на основе этой загадочной истории написали романы.
Но что все-таки произошло?
В 1932 г. известный советский гидролог В.Березкин на гидрографическом судне «Таймыр» заметил, что если в открытом море при приближающемся шторме держать около уха воздушный шар (шар-пилот) на расстоянии примерно 1-2 сантиметров, то в ушах ощущается значительная боль. Исследования этого явления провел академик В.Шулейкин и назвал его «голос моря». Ученый выступил в Академии наук СССР с теорией возникновения инфразвуковых колебаний в океане. Она сводилась к следующему. При скорости ветра, которая больше скорости распространения волн, воздух у гребней волн задерживается, образуя сжатие, а над подошвами волн - разрежение. Возникающие таким образом сгущение и разрежение воздуха распространяются в виде звуковых колебаний с частотой до 10 герц. В воздухе возникают не только поперечные колебания, но и продольные. Сила возникающего инфразвука пропорциональна квадрату длины волн. При скорости ветра 20 метров в секунду мощность «голоса моря» может достигать 3 ватт с каждого метра фронта волны. При определенных условиях шторм генерирует инфразвук мощностью в десятки киловатт. Основное излучение инфразвука идет приблизительно в диапазоне 6 герц. «Голос моря», распространяясь со скоростью звука, значительно опережает ветер и морские волны. Опыты показали весьма слабое рассеивание инфразвука с расстоянием. В принципе он может распространяться без значительного ослабления на сотни и тысячи километров как в воздухе, так и в воде. Причем, скорость водяной волны в несколько раз превышает скорость воздушной.
Известно, что при зарождении в океане урагана, тайфуна или циклона состояние больных, находящихся на берегу, резко ухудшается, возрастает число самоубийств и несчастных случаев, дорожных происшествий. Виновник этого - «голос моря».
Полвека назад в одном из лондонских театров ставилась пьеса, в середине которой действие неожиданно переносилось лет на триста назад. Чтобы усилить психологическое воздействие на зрителя и как-то изобразить «тяжелую поступь веков», режиссер обратился за помощью к известному английскому физику Роберту Буду. Последний предложил применить обыкновенную органную трубу, но таких размеров, чтобы она излучала неслышный нормальным человеческим ухом инфразвук. Эффект превзошел все ожидания режиссера. Когда за сценой заработала труба, зрителей охватила паника и они бросились вон из театра. Им показалось, что началось землетрясение и здание театра вот-вот рухнет. Жители соседних домов ощущали в это время чувство тревоги и беспокойства.
В последнее время в печати появились сообщения об опытах профессора Гавро. Были представлены новые факты биологической активности инфразвука. Профессор Гавро предположил, что причиной этого явления служат совпадения частот ультразвука и альфа-ритма головного мозга. Инфразвуки определенных частот могут вызвать у человека ощущение усталости, тоски, морской болезни, привести к потере зрения и даже смерти. Инфразвук с частотой в 7 герц смертелен для человека. Можно остановить сердце, соответствующим образом подобрав фазу инфразвука.
Итак, в море генерируются мощные инфразвуковые колебания с частотой в среднем в 6 герц, а частота в 7 герц смертельна для человека. Но если создаются условия, при которых частота «голоса моря» будет чуть отличаться от обычной со всеми вытекающими отсюда последствиями? Судно может быть застигнуто инфразвуковыми волнами в совершенно спокойном районе, причем, если частота приходящего излучение составляет 7 герц, смерть всего экипажа наступает внезапно, и самое тщательное расследование не обнаружит причину смерти; ведь она наступает просто от остановки сердца. При других частотах, отличных от 7 герц, возможны эффекты, аналогичные приступам безумия. Возможен и механический резонанс с корпусом или мачтами судна, когда экипаж внезапно оказывается как бы на гигантском вибростенде. Недаром на многих судах с исчезнувшим экипажем оказываются сломанными мачты, хотя метеосводки говорят об отсутствии сильных ветров в этом районе.
За последние годы найдены десятки судов с исчезнувшими экипажами или мертвецами на борту. Возможно, в этот список следует включать и некоторые исчезнувшие при странных обстоятельствах подводные лодки, которые более подвержены действию инфразвуковой волны, так как в воде инфразвук распространяется на еще большем расстоянии. «Голос моря» может предсказывать надвигающийся шторм. Но инфразвук фиксируется на берегу или судне с помощью шар-пилота, который способен преобразовывать звуки низкой частоты в звуки высокой частоты и делать их слышимыми для человека (этим же свойством обладают некоторые виды морских раковин).
Итак, случаи таинственного исчезновения людей с судов в океане некоторые ученые объясняют феноменом природы - инфразвуковыми волнами, возникающими над поверхностью моря при сильном ветре в результате вихреобразования за гребнями волн.
В настоящее время во многих странах имеются станции приема инфразвука, возникающего при штормах и подводных землетрясениях. Даже в случае цунами, обладающего скоростью реактивного самолета (700-800 километров в час), инфразвуковая волна в воде проходит тот же путь в семь раз быстрее. Подобные станции могут предупреждать суда о появлении инфразвука с опасной для жизни человека частотой.