КАПИТАН ПЕРВОЙ КРУГОСВЕТНОЙ

25 сентября, 1998, 00:00 Распечатать Выпуск № 39, 25 сентября-2 октября 1998г.
Отправить
Отправить

Имя Юрия Федоровича Лисянского, смелого и опытного мореплавателя и исследователя, навсегда вошло в историю русского флота и географической науки...

Имя Юрия Федоровича Лисянского, смелого и опытного мореплавателя и исследователя, навсегда вошло в историю русского флота и географической науки. Кроме острова, открытого им в северо-западной части архипелага Гавайских островов, в честь него названы также полуостров на северном побережье Охотского моря, гора на о.Сахалин и ледокол на Балтике.

Юрий Федорович Лисянский, сын украинского народа, который командовал шлюпом «Нева», совершил совместно со шлюпом «Надежда» в 1803-1806 годах первое в истории российского военного флота кругосветное плавание.

Юрий Федорович родился 13 августа 1773 г. в Нежине. С детства мечтал о морской службе, о дальних походах. И вот мечта начала сбываться - в девятилетнем возрасте его приняли в Морской шляхетный кадетский корпус в Кронштадте. Через пять лет, в связи с угрозой войны со Швецией, Лисянского досрочно выпустили из корпуса. Боевое крещение он получил на фрегате «Подражислав». В 1789 г. Лисянский был уже произведен в мичманы. В следующем году он участвует во всех главных боях со шведскими кораблями, в том числе знаменитом Гогландском сражении.

В 1793 г. Лисянский был направлен в числе 16 лучших офицеров волонтером в английский флот.

Далеко пролегли пути лейтенанта - Англия, Вест-Индия, Северная Америка, Южная Африка, Индия. Находясь в Индии, он отказался участвовать в войне против свободолюбивого народа. Этого не могли простить англичане, и он вернулся на родину после семи лет отсутствия.

В 1802 году молодой офицер за 18 морских кампаний удостоен своего первого ордена - Георгия IV класса.

В том же году Российско-американская компания и морской министр одобрили представленный И.Крузенштерном проект первого кругосветного плавания русских военных кораблей. Задача плавания: снабжение поселений в русской Америке, их защита от посягательств иностранцев и подготовка флотских кадров для дальних морских походов, а также доставка в Нагасаки посольства во главе с Н.Резановым для установления торговых отношений с Японией.

Проект утвердили. Решено было послать два корабля. Начальником экспедиции и командиром флагманского корабля назначили капитан-лейтенанта Ю.Лисянского.

Лисянского послали в Англию, где он закупил суда и часть снаряжения. Приведенные им корабли дооборудовали и вооружили. Больший из них назвали «Надежда» - водоизмещением 450 тонн, вооружение 16 пушек, командиром назначили И.Крузенштерна; меньший - «Нева», водоизмещением 350 тонн, вооружение 14 пушек, а командиром его - Ю.Лисянского. В команды судов набирались только добровольцы. В их составе были русские, украинцы, татары и эстонцы.

7 августа 1803 г. шлюпы вышли из Кронштадта «в путь, не испытанный до этого россиянами». После захода в Копенгаген и Фальмут они направились в Атлантику.

26 ноября русские корабли впервые пересекли экватор. Ю.Лисянский так описывает это событие: «Поскольку еще ни один российский корабль не проходил экватор, то желая отметить сей столь редкий случай, приказал на каждую артель зажарить по две утки, сделать по пудингу и сварить свежий суп с картофелем, тыквою и пр. зеленью, прибавя к сему по бутылке портеру на каждых трех человек. Поднят был военный флаг, производилась пальба из всех пушек». Впервые русские моряки отметили праздник Нептуна.

В районе Огненной Земли их застиг жестокий шторм, но благодаря самоотверженной работе экипажей корабли были спасены.

8 марта 1804 г. во время тумана «Надежда»: и «Нева» потеряли друг друга и до Маркизских островов совершали плавание раздельно. Далее до Гавайских островов следовали совместно, а потом их пути разошлись. Шлюп «Надежда» направился в Петропавловск-на-Камчатке, а «Нева» - к о.Кадьяк, у побережья Аляски, куда и прибыл 13 июня 1804 г.

Приход военного корабля к русским факториям оказался весьма кстати. Незадолго до этого крепость Архангельская подверглась нападению индейцев из племени колошей и была разграблена. Команда шлюпа помогла отстоять русские поселения и промыслы. Военные моряки активно участвовали в строительстве на о.Баранова новой крепости, получившей название Новоархангельска (Ситха), куда затем по инициативе Лисянского был переведен с о.Кадьяк центр правления факториями Российско-американской компании.

Более года находилась «Нева» у берегов Аляски и Северной Америки. Одновременно с охраной русских поселенцев этих мест моряки шлюпа вели разносторонние научные наблюдения и исследования.

Они производили многочисленные описи и съемки побережья и островов, составляли карты, добывали различные материалы этнографического характера. Лисянский составил описание о.Кадьяк и островов Ситхинского архипелага, назвав два острова в память адмиралов русского флота А.Круза и В.Чичагова.

1 сентября 1805 г. «Нева» с грузом пушнины вышла из Новоархангельска для следования в Китай. Курс Лисянский проложил без захода на Гавайские острова. «В этих еще не посещаемых и очень малоизвестных водах» русских моряков ожидали самые неожиданные открытия. Так, на белом пятне, занимавшем северную половину Тихого океана, в октябре 1805 г. появился остров Лисянского, названный по настоянию экипажа после посадки на его коралловую банку. Остров, едва не ставший роковым для «Невы». Открытия давались нелегко.

3 декабря «Нева» пришла в китайский порт Макао, где ее уже ожидал флагманский корабль экспедиции. Распродав часть пушнины и закупив нужные товары, 9 февраля 1806 г. шлюпы оставили китайские воды. Во время сильного тумана в Индийском океане «Надежда» исчезла из виду и, оценив обстановку, Лисянский решает следовать до Портсмута без захода в промежуточные порты.

Через 142 дня после выхода из Макао шлюп «Нева» прибыл в Англию. Этот беспримерный переход вызвал оживленные отклики во всем мире и восхищение среди моряков. Еще ни одному моряку мира не удавалось преодолеть два океана безостановочно от берегов Китая до скал Ла-Манша.

5 августа 1806 г. «Нева» отдала якорь на рейде Кронштадта, став первым русским кораблем, совершившим кругосветное плавание. А через две недели сюда пришла и «Надежда». Моряки блестяще выполнили задачу и сумели не только доставить грузы, но и превратить плавание в экспедицию мирового научного значения.

Заслуги Ю.Лисянского были отмечены орденом, пожизненной пенсией и денежной премией. Экипаж шлюпа преподнес своему командиру подарок - «золотую шпагу» с надписью «Благодарность команды корабля «Нева».

Произведенный после завершения экспедиции в капитаны II ранга, Ю.Лисянский еще в течение нескольких лет продолжал служить на Балтийском флоте. 19 февраля 1809 г. в чине капитана I ранга он вышел в отставку и занялся приведением в порядок путевых записей, которые вел во время кругосветного плавания. Книга Лисянского «Путешествие вокруг света в 1803-1806 гг. на корабле «Нева» была издана в 1812 г. Она содержит много советов, которые были важны для командиров кораблей в дальних плаваниях XIX века: подробно описываются наиболее выгодные пути входа и выхода из гаваней, глубины у посещаемых «Невой» берегов и т.п.

О крупных познаниях Лисянского в картографии свидетельствует изданный им в качестве приложения к описанию атлас с картами, рисунками и таблицами.

В последние годы Ю.Лисянский жил в Петербурге, где и скончался 5 марта 1837 г. Похоронен он в Александро-Невской лавре.

Бережно хранят память о своем земляке жители Нежина. Его имя носит одна из городских улиц. В краеведческом музее собраны документы и литература, рассказывающая о Ю.Лисянском и его соратниках.

По решению горсовета Юрию Федоровичу Лисянскому к 200-летней годовщине со дня рождения был открыт памятник в Нежине. 13 августа 1998 г. в Нежине торжественно отметили 225-летие со дня рождения своего знаменитого земляка.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК