РЕСУРС

07 марта, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 10, 7 марта-14 марта 1997г.
Отправить
Отправить

5 марта парламент принял в первом чтении новый законопроект о выборах и отправил на доработку законопроект о Совете национальной безопасности и обороны...

5 марта парламент принял в первом чтении новый законопроект о выборах и отправил на доработку законопроект о Совете национальной безопасности и обороны. Парламент, несомненно, очень старался выполнить самые заветные пожелания Президента. Но, очевидно, не счел этичным исполнение сразу двух таких желаний в один день, дабы не быть обвиненным в слишком заметной (и потому подозрительной) лояльности к главе государства. Поэтому предпочли сначала как можно точнее реализовать положения из речи Л.Кучмы на V съезде «Новой Украины» (ставшем с тех пор историческим): продвинули вперед избирательную систему, создавая условия для цивилизованного развития политических партий и структуризации гражданского общества.

Что же касается закона об СНБОУ, то Верховная Рада сочла пока (на ближайшие две недели) достаточными для Президента конституционные полномочия, закрепленные за ним как главой этого совета. И не сочла необходимым срочно конституировать должность секретаря СНБОУ, прислушавшись к совету самого В.Горбулина, который просил абстрагироваться от личностей. Абстрагировавшись, решили, что за отведенное на доработку короткое время статус некоего «безымянного» секретаря не пострадает. Даже если занимающий ныне эту должность реальный и не чуждый ничему человеческому Владимир Павлович, в свою очередь прислушавшись к предостережениям депутата Ю.Оробца, предложит Президенту и комиссии В.Мухина несколько понизить полномочия Совета по нацбезопасности, хотя бы до уровня правительства.

Парламент также не стал беспокоиться о том, что найдутся злые языки, которые свяжут принятие одного закона и непринятие другого в некую «расплату» партийных депутатов с человеком, честно высказавшим свое мнение о нынешнем печальном состоянии многопартийной системы в Украине. Парламент верит, что печальное состояние партий доживает свой век...

...Некурящий Александр Лавринович курил в фойе ВР Украины. На ехидное замечание по этому поводу неделикатного журналиста поднял лицо с покрасневшими (от долгого напряжения) глазами и сказал: «Семь лет...» Семь лет он работал над новым избирательным законом Украины, много раз проигрывал, уступил место в комиссии по доработке последнего проекта и место на трибуне политическому оппоненту - коммунисту В.Мишуре. Ни слова не сказал Морозу о нарушении регламента, когда закон проголосовали только с четвертой попытки...Теперь думает и говорит только об одном - вето Президента...

А почему, собственно, должно быть вето Президента, если он сам, Президент, хочет двигать политические реформы? Более того, зачем Президенту вето на закон о самых что ни на есть многопартийных выборах, если основная масса народных депутатов (как об этом говорили уже после голосования по законопроекту) бросит после принятия этого нового закона все свои дела в парламенте нынешнем и займется избирательной кампанией? Если враг не сдается, его не уничтожают, как бывало в прежние дикие времена. Теперь достаточно ... отпустить свой конец каната, который увлеченно перетягивался с применением всей интеллектуальной мощи соперников. И куда заведет инерция «победителей» - еще вопрос.

Опасность ситуации, когда, приняв закон о выборах, парламент не сумеет довести до ума зависшие в неопределенности законопроекты о Кабмине, о местных госадминистрациях и местном самоуправлении, о партиях, - слишком велика. Ничего удивительного, что открыто об этом первым заявил Александр Стешенко, коммунист, голосовавший за Конституцию, но очень сильно настроенный против президентского правления. Да, коммунисты, которым теперь уже прочат более чем значительную победу на будущих парламентских выборах, заботятся, чтобы система исполнительной власти к тому времени была для них удобна и эффективна. Да, коммунисты, которые рассчитывают под свой электорат, а теперь - и под свою все еще неслабую партийную организацию привлечь неплохие деньги, пекутся об удобствах будущих «своих» министров, которых еще, может быть, удастся найти и в нынешнем Кабмине, и среди нынешних директоров. Да, теперь коммунистам нужно быть поосторожнее и с «отделением» Президента от правительства в новой редакции Закона о Кабмине - а вдруг придется собственного, коммунистического президента потом наделять специальными полномочиями...

Но самим левым всех этих вопросов в нынешней ВР Украины не решить, если прочие депутаты спустя неделю кинутся в округа, чтобы хоть оставшуюся беспартийную половину этих округов понадежнее закрепить за собой. Да что там административные законы... Где гарантия, что хватит голосов хоть бюджет, хоть на старой основе принять? Для чего, говорите, нужен бюджет? Чтобы начать платить зарплату избирателям? Но это совершенно не интересует левых: выплата зарплат, как совершенно правильно понимают и разъясняют идеологи президентской команды, не способствует росту левого электората (если под этим электоратом понимать «пушечное мясо» новейшей политической истории Украины - стариков, женщин и детей). Правоцентристов это не интересует просто так, в силу нарождающегося буржуазного инстинкта, лишенного - недавнее прошлое, будь оно неладно! - здорового иммунитета самосохранения...

Провалив бюджет, можно, конечно, совершенно доконать П.Лазаренко, поставив Президента просто перед необходимостью уволить самого надежного из всех премьер-министров, которых пережил Л.Кучма... Но какая от этого и кому выгода в предвыборной гонке? Что, после этого Лазаренко бросится вкладывать деньги в Компартию или ЛПУ? Программы партийные изучать, чтобы потом, Боже упаси, не отклониться от выполнения какой-то из них, подобно тому, как он отклонился от выполнения правительственной программы, за которую взял, ни много ни мало, годичный иммунитет? Смешно.

А между тем вопрос газотрейдерных инвестиций в политическую, и не только многопартийную, инфраструктуру Украины становится едва ли не самым актуальным. Например, Президент Кучма. НДП - это прекрасно, политсовет - еще лучше, «свои» госадминистрации в регионах, своя нацбезопасность - замечательно. Но где живая кровь, где душа этого стройного «скелета» и крепких «мускулов», чтобы заиграло, задвигалось, заговорило и запело? Поддержка из-за любых рубежей запрещена писаными законами и маловероятна даже по неписаным. Внутренние инвестиции, как и в экономику, на одних акцизах и таможенных пошлинах, на ограблении «челноков» - не сделаешь. А все остальные уже давно в долгу у кого? Нет, это не комиссия по изучению энергорынка открыла свои тайны и, естественно, не Минстат. Это по радиоточке время от времени передают: должников будут отключать от энергии. Вот как в сентябре начали передавать, так и не прекращают. Это же сколько и у кого за девять месяцев должников скопилось?

Поэтому (если судить по ситуации на сегодняшний день) ни парламенту, ни Президенту после окончательного принятия Закона о выборах беспокоиться ни о чем не придется. Парламент займется выборами, Президент - страной, издавая указы, потому что законов будет приниматься мало или не будет приниматься вообще. СНБОУ будет координировать и даже стратегически и концептуально политику определять - нет закона, который это запрещает или не предусматривает. Премьер будет финансировать то, что сочтет нужным, - нет закона, который дал бы ему более точные полномочия. Конституционный суд с незаполненной парламентской квотой начнет выдавать решения, главным образом на запросы Президента. Совместители будут совмещать - потому что А.Мороз, которому не удалось переложить ответственность за составление исков в суд на комиссию по депутатской этике, не хочет ссориться с теми, кто колеблется, подписывать ли требование о его смещении. А поскольку глава парламента не выясняет отношения с премьером через суд, то, по логике А.Мороза, в стране «все так», а не «что-то не так».

Это уже писалось не раз и будет повторяться неоднократно: худой мир зиждется не на осмысленном компромиссе, а просто на усталости и истощении ресурсов противоборствующих сторон. Вопрос в том, что бывает после короткого отдыха - возобновление взаимного запугивания роспуском парламента и импичментом Президента или все-таки изысканием дополнительных ресурсов? У обеих сторон они есть, и наиболее мощный политический ресурс как Президента, так и парламента - совместное признание общей «ошибки», сделанной в конце июля - начале сентября минувшего года, заметно тогда подпортившей результаты принятия Конституции...Между прочим, опыт исправления своих кадровых ошибок у Президента уже есть, в данном случае ему нужно только быть точнее со сроками принятия оздоровительного решения. А парламенту вообще не худо бы поучиться принципиальности - спросить с одобренного им премьера не только о зарплате бюджетников и шахтеров, а о всей его знаменитой программе действий. Разорвав же эту круговую поруку, Президент и парламент могли бы свободнее заняться своими делами на пользу будущих выборов: Л.Кучма наконец получил бы моральное право на проведение кампании «Чистые руки», парламент с чистой совестью доводил бы до своего идеала Закон о Кабмине, вместе они еще поспорили бы о местных властях, не слишком трепеща по поводу могущества отдельных регионов на остальном невеселом фоне. Ну и так далее, в пределах нормы.

А новый Закон о выборах - это лишнее доказательство того, что все еще будет хорошо и именно в этой стране. Не думаю, что А.Лавринович пожалеет о семи годах жизни, отданных этому закону. И, конечно же, ничего принятие его в парламентской жизни не испортит - просто его введут в действие осенью нынешнего года, накануне кампании. Для самой же кампании депутатам следует позаботиться о свежепринятых новых законах, тем более что нынче они «именные» - какая еще реклама нужна опытному парламентарию для победы?

Что же до партий и нацбезопасности, то и здесь есть нормальные ресурсы. В новых условиях каждая партия будет делать выбор - ставить на наиболее одиозных своих лидеров или, может быть, глядя вперед, позаботиться о перспективных и конструктивных. Это чтоб ни с болгарским, ни с албанским, ни с белорусским вариантами больше никогда не сталкиваться. Глава Совета нацбезопасности однозначно за такой вариант. Да?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК