РЕКЛАМА — НАВЯЗЧИВАЯ ДАМА:

Поделиться
лезет в глаза, вызывает изжогу, звенит в ушах, бьет по карману... Проведя выходные у телевизора и вдо...

лезет в глаза, вызывает изжогу, звенит в ушах, бьет по карману...

Проведя выходные у телевизора и вдоволь «наевшись» отечественного телепродукта с жирной рекламной прослойкой, я поняла и прочувствовала основные глобальные проблемы, беспокоящие моих сограждан. Это отнюдь не политическая борьба вокруг структурирования нового состава парламента, не экономический кризис и даже не рост курса доллара. Куда важнее, судя по рекламе, для соотечественников решение вопроса профилактики кариеса, гигиены в «критические дни» и стирки грязного белья в прямом смысле этого слова...

Реклама продолжает свое триумфальное шествие по украинским просторам. С помощью телевизора и рекламы граждане учатся различать, «что такое хорошо и что такое плохо» на потребительском рынке.

- Сегодня реклама стимулирует рост продажи товаров, двигает торговлю, дает импульс росту качества продукции, - утверждает председатель Госкомпотребзащиты Станислав Сивоконь.

Однако все эти созидательные функции рекламы невозможны без основного действующего лица купли-продажи - потребителя. Именно он больше всего страдает от рекламной экспансии. Украинская Ассоциация потребителей провела социологический опрос «подопытных кроликов» рекламного бизнеса на предмет их доверия «двигателю торговли». Выяснилось, что всего 30% респондентов знают о существовании Закона Украины «О рекламе». 62% опрошенных реклама все же помогла в выборе того или иного товара, при этом самой действенной рекламой оказалась телевизионная - 69%. 31% граждан, утомленных рекламным насилием, выступает за запрет рекламы алкоголя, 38% - табачных изделий, 14% - лекарственных препаратов, 29% - средств женской гигиены и 5% - жевательной резинки. Изучения общественного мнения показало, что 40% населения все же верят рекламе, а 60% ей не доверяют.

Впрочем, последние в своем скептицизме зачастую оказываются правыми. Не все то золото, что блестит, не все качественно и легитимно, что прославляется рекламным бизнесом. Госстандарт Украины имеет немало претензий к фирмам и компаниям, нарушающим действующее в Украине рекламное законодательство, а следовательно, играющим «в дурака» с нами, потребителями рекламы. Согласно ст.8 вышеупомянутого закона, реклама продукции, подлежащей обязательной сертификации и не имеющей таковой, запрещена. Однако этим писанным законом пренебрегают, по данным Госстандарта, фирма «Минолта», рекламирующая свои принтеры в газете РИО, производители копировальной техники «Риксон», «Кенон», «Ксерокс», чьими рекламными объявлениями пестрят вагоны метрополитена... Кстати, именно в «подземных» средствах массовой информации выявлено наибольшее количество недобросовестной рекламы.

Госструктуры, по долгу службы имеющие дело с рекламой, советуют гражданам не всегда доверять глазам своим. Читая, например, на бутылке с алкогольной темной жидкостью «Ром «Черное дерево», взгляните на нижнюю часть этикетки: там «ром» классифицирован «горькой настойкой».

Очаровательная девушка держит в руке бокал с напитком, который явно собирается осушить. На рекламной картинке надпись - «Реми-мартин». Впечатляюще, аппетитно, но... Согласно ст.21 нашего «рекламного» закона, в Украине запрещена реклама, отображающая в сюжетной картинке процесс курения и потребления спиртных напитков. И в данном случае, по словам председателя Госстандарта Татьяны Киселевой, чья структура собственно и обнаружила эту «выпивающую» агитацию на улицах столицы, процесс с бокалом является антизаконным.

Все вышеперечисленные примеры являются недобросовестной рекламой, т.е. рекламой, которая вследствие неточности, недостоверности, двусмысленности, преувеличения вводит или может ввести в обман потребителя. Для обманщиков предусмотрены различные меры административного наказания: запрещения рекламы, требования коррекции рекламной информации, публичного ее опровержения и штраф в размере пятикратной стоимости самой рекламы. Однако карательные функции вправе осуществлять лишь арбитражный суд с подачи контролирующих органов - Госкомитета по защите прав потребителя, Антимонопольного комитета, Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания...

Известно, что рекламное агентство или редакция не несут ответственности за содержание рекламы, но она не снимается с того, кто передал ее для публикации. Рекламодатель обязан по требованию распространителя рекламы предоставить необходимую документацию, подтверждающую достоверность хвалебной рекламной информации.

С 1 марта с.г. в Украине вступил в действие Договор о партнерстве и сотрудничестве с Европейским союзом. Этот договор распространяется и на рекламный бизнес. И нам следовало бы знать, что в странах ЕС запрещено давать смелые характеристики типа «экологически чистый продукт», которые нельзя доказать документально. Международная организация стандартизации разрабатывает специальную серию стандартов экологического этикетирования…

А с 1 октября 2001 года Евросоюз намерен запретить рекламу табачных изделий в своих странах. С 2003 года это табу коснется спортивных мероприятий, культурных и массовых представлений. Значительные убытки ждут крупнейшие табачные фирмы, выступающие спонсорами подобных акций. Так, по прогнозам экспертов, организаторы автогонок «Формула-1» без 200 млн. долларов «табачных» спонсорских вряд ли смогут проводить эти популярные международные соревнования в Европе. И все же ЕС идет на этот шаг ради гуманных целей профилактики здорового образа жизни людей...

Впрочем, если Украина и «причешет» свое рекламное законодательство на манер европейского, ей все равно еще далеко до Европы. В минувшем году в нашей стране было потрачено на рекламу около 200 млн. долларов. Это примерно по 4 доллара на одного гражданина. Для сравнения: в США на одного человека тратится 320 «рекламных» баксов, в Германии - более 220, в Венгрии - 90, в России - 20…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме