ПРОЛОНГАЦИЯ

Поделиться
Прогноз «ЗН» относительно близящегося нового «договора» между Президентом и парламентом оправдался в несколько неожиданном варианте...

Прогноз «ЗН» относительно близящегося нового «договора» между Президентом и парламентом оправдался в несколько неожиданном варианте. Президент предложил альтернативный вид соглашения: вместо совместной разработки концепции государственно-правовой реформы - пролонгацию полномочий парламента и местных Советов, Меморандум о сотрудничестве между исполнительной и законодательной властью, антикризисную программу, Высший экономический совет, комиссию Кравчука по административной реформе и - финал-апофеоз - всеобщие выборы в 1999 году. Все, за исключением пролонгации, четко, стройно и обнадеживающе. Если не считать сроков. Вот бы то же самое (но без пролонгации) - ровно год назад. После принятия Конституции и вместо назначения премьер-министром П.Лазаренко. А то сейчас вся эта красота напоминает самое начало налогово-бюджетной реформы - за месяц до календарно-конституционного срока утверждения бюджета. Не получится ли и здесь точно, как с бюджетом: после мучительной борьбы - унизительный компромисс, да и тот завершающийся сомнениями: а можно ли вводить в действие то, что в результате получилось...

Когда Президент говорит о дороговизне будущих выборов, которые не по карману Украине именно в 1998 году, не следует торопиться подсчитывать стоимость каждого депутатского места. Это вопрос вторичный. Ну, если, как теперь говорят, один мандат потянет даже на 2 млн. долларов, то все 450 будут стоить всего какой-то миллиард. Но достаточно вспомнить, что выборы - это прежде всего погашение долгов по зарплатам и пенсиям для населения - самое дорогое, чего нет у государства, и миллиардов долларов куда больше. Поэтому предложенная Президентом экономия в виде пролонгации полномочий ВР и местных Советов - не более чем предупреждение народу: нет выборов - нет зарплат и пенсий. Ждите звонка не ранее осени 1999-го. Это ожидание поможет самым грамотным преодолеть тягу к прямому волеизъявлению, которое хотя и записано в Конституции как неотъемлемое право граждан, но, ввиду несоблюдения многих прочих статей Основного Закона, может быть просто записано на еще один «внутренний долг» государства, традиционно подлежащий «реструктуризации».

С самим парламентом как будто еще проще. В смысле пролонгации. Как там у классиков: «Я покупаю этот самолет, заверните мне его». Парламент Украины, конечно, не самолет, но если аккуратно «завернуть», то, как, очевидно, считает команда Президента, и его можно научить «летать» - очень быстро, не задумываясь, штамповать законы, которые просто необходимы для реализации антикризисной программы. А пока можно представить нехитрую, но явно новую, миролюбивую методику приручения парламента: лаской его, лаской. Парламент просто истосковался по прянику, ведь и Конституционный договор, и Конституцию его, по версии все той же президентской команды, заставляли принимать исключительно с помощью кнута. И вдруг - сладенькое. Ну, не без окрика по адресу руководства ВР - так нельзя же слишком резко менять внешние приемы, неправдоподобно покажется. А в целом - какая разница. Покупка - она и есть покупка. И если у кого-то из народных избранников возникнут проблемы с совестью - так ведь им напомнят, что высшее благо государства не терпит чистоплюйства. Что же до привыкших торговаться и колебаться, так очень важно проводить мониторинг, чтоб народ знал: еще 27 июня, когда предложение Президента прозвучало впервые, многие закричали: «Нет, нет, мы этого не допустим, мы не потерпим надругательства над демократией!», а когда 2 июля Президент предложил им обдумать свои кандидатуры нового премьера - так сразу нашли целесообразность в сотрудничестве, и не без пролонгации собственных полномочий. А то как же сотрудничать на благо Отечества?

Президент добр, он готов признать принципиальность отдельных полуоппозиционных структур. Если они хотят включить в торг смешанный закон о выборах - пусть включают, никому не возбраняется иметь идеалы. Лишь бы, как говорят профессионалы, «коготок увяз», а там мы их и за лапку схватим. Партии, например. Ну, слабые у нас нелевые партии, сами признают, что оттягивать электорат у коммунистов им не по силам. Так вам лишний год предлагается, чтобы еще мускулы наращивать. Что вы говорите, без настоящих выборов - это не мускулы, а чистый муляж? Ничего, через годик, когда мы экономическую ситуацию сообща поправим, против левых уже не придется выставлять шварценеггеров...

Кстати, о левых. Что-то они не делают никаких резких заявлений против пролонгации. Может, вспоминают, что и среди них Президент время от времени усматривает неглупых людей. Ну, пусть подумают. Никто их не будет заставлять голосовать поименно, когда понадобится вносить поправки в Конституцию насчет увеличения срока полномочий. Да, высказался против пролонгации А.Мороз. Но Мороз - не в счет, ему по должности положено требовать соблюдения Конституции. И потом - не он ли первым начал прикидывать, какие бы поправки в Конституцию внести. Ну, вот вам и такая поправка, насчет срока полномочий... И вообще для Мороза будет отдельная программа: мы его признаем социал-демократом, докажем ему, что коммунисты его в случае победы на выборах растопчут и в президенты не пустят. А потом, если вместе со своими социалистами признает свои ошибки насчет неверности президентского курса, можем предложить поучаствовать в формировании коалиционного правительства. И как же этот выдающийся политик, который хаживал уже и не на такие компромиссы, откажется спасать страну от, не дай Бог, гражданской войны? Которая почти неизбежна, если коммунисты (не депутаты), несмотря на уроки Болгарии, таки решатся взять власть, а потом, после их попыток вернуть страну на тот еще путь, опомнившийся народ бросится их гнать, а они не захотят уходить, и т.д. и т.п.

Единственное, чего не хватает четкому этому плану, - нет, не пролонгации полномочий самого Президента. Такая элементарная вещь придет сама собой, и незачем ради нее нервировать депутатов... Плану Президента не хватает самого необходимого элемента любого договора: хоть видимости, хоть призрака взаимного доверия. Никто не требует искреннего доверия, но по правилам подобных игр предполагается совершение неких взаимных уступок, которые олицетворяли бы добрую волю сторон. Делая ставку на худшие моральные и политические качества отдельных депутатов, Президент в своем предложении посягает на то, чтобы парламент сам себя высек. Ибо после пролонгации ни один из депутатов этого созыва не будет иметь никакого ни морального, ни политического права на избрание даже в 1999 году. Так что смело можно предлагать пролонгацию навечно и дожидаться, когда придет какой-нибудь караул, уставший ждать... Но, повторяем, это уступка, которую требует Президент от парламента. Более того, он требует, чтобы в благодарность за «домашний арест» ВР еще и превратилась в тупую машину для голосования, добровольно отказавшись от работы комитетов, от законодательной инициативы и прочих законодательных и законотворческих прав. Что же со своей стороны намерен уступить Президент?

Кто-то подумает, что жертва Президента Кучмы состоит в согласии еще лишний год терпеть в роли партнера спикера Мороза. Но при ближайшем рассмотрении окажется, что это вовсе и не жертва, а большой выигрыш главы государства: если бы не Александр Александрович - на ком бы Леонид Данилович все минувшие три года вымещал свое плохое настроение, кому приписывал бы все свои провалы и просчеты - и свои собственные, и своих премьеров, и своих администраций? И потом, дискуссия в команде Кучмы относительно судьбы спикера в случае пролонгации еще далеко не завершена, и это может быть еще одной уступкой, которую не принесет, а потребует Президент от парламента. А сам?

Очевидно, сам Президент полагает, что свою величайшую жертву, за которую можно требовать что угодно от другой стороны, он уже принес. Да, речь идет об отставке П.Лазаренко. Жертва, и в самом деле, колоссальная. Во-первых, материальная. Это не комментируется. Во-вторых, отставка без каких-либо упреков по адресу экс-премьера. НДП даже волнуется, что Президент тем самым взял всю ответственность за дела Лазаренко на себя, а это не украшает ни самого Кучму, ни партию, которая намерена его поддерживать прежде всего новым, уже своим премьером. В-третьих, П.И. возвращен в парламент отнюдь не ограбленным, а значит, у желающих разделить с экс-премьером и теперь уже почти гарантированным кандидатом в президенты его материальные тяготы - нет никаких ограничений, кроме моральных. Но после пролонгации вопрос о морали полностью снимается...Так разве не выполнил Президент правил игры в договоре о перемирии до отсроченных выборов?

Увы, нет. Опасения НДП насчет того, не взял ли Президент на себя вину премьера, почвы под собой не имеют - просто потому, что для всей до сих пор существовавшей и продолжающей существовать системы исполнительной власти вообще отсутствует понятие ответственности, а значит, и вины. Кроме того, даже наиболее приближенная к Президенту партия так пока и не знает, на каких все-таки условиях расстались Л.Кучма и П.Лазаренко. Только ли на договоренности «не трогать» друг друга? В смысле, П.И. прощаются его грехи и сохраняются приобретения в пору пребывания на посту, а тот в свою очередь воздерживается от резкой оппозиционности к Президенту и молча проедает с семьей свое скромное состояние? А может, с участием «состояния» экс-премьера все-таки планируется создание совершенно новой партии власти, без кавычек и без идеологических метаний между либеральной и социальной идеологией, партии чисто «буржуазной», способной открыто постоять за претворение в жизнь идеи Кучмы насчет амнистии без конфискации? И пролонгация полномочий парламента, и пролонгация, что куда важнее, полномочий местных властей, и сама «антикризисная программа», уже предложенная Президентом, в которой есть даже пункт о соглашениях со «стратегическими» налогоплательщиками, - все это как-то гораздо более подходит для создания именно такой партии, чем для иллюзорного наращивания сил уже давно существующих и ничего реально не добившихся «правоцентристских» структур. Чтобы подкрепить именно эту версию, не стоит гадать, состоится ли альянс Лазаренко и Марчука - не в именах дело. В парламенте есть пока так и не нашедшие себе прямого применения силы - как-то странно расколовшиеся аграрии, как-то «межфракционно» представленные промышленные лоббисты, лишь отчасти отражающие интересы якобы «подконтрольного» народным демократам УСПП. Здесь есть и вышибленные из седла реформаторы, отнюдь не во всем согласные с В.Пинзеником, есть так и не успевшая начать политическую карьеру Ю.Тимошенко, есть успевший захватить Крым А.Франчук и ничего не потерявший Е.Звягильский. Есть бывшая фракция Либеральной партии, которую, по крайней мере до сих пор, Е.Марчук представлял весьма и весьма условно. Нужен ли всем им лично П.Лазаренко без должности премьера - это, конечно, пока вопрос. Но, между прочим, в Симферополе тоже долгое время полагали, что А.Франчук там уже никому не нужен. Однако за год тщательной борьбы всех видов «антикриминалов» оказалось, что именно экс-премьер-то и необходим. В Киеве этот год еще только начинается... Да, еще деталь. На своем последнем брифинге секретарь СНБО В.Горбулин вдруг заметил, что никогда не выступал против партий вообще, а лишь против слабых и не способных взять на себя ответственность партий. Каждый народный демократ, руховец и либерал может думать, что это не о нем, и надеяться на снятие президентской блокады с закона о выборах...

Как быстро в Киеве удастся внедрить «крымскую модель», если именно на этот июль уже назначены «тендер» претендентов в премьеры, закон о выборах и только сейчас могут быть внесены предложения о поправках к Конституции? В действительности, ответ зависит не от перечисленных вопросов. Судьба парламента, а значит, и всех представленных в нем сил, зависит от другого: насколько идея пролонгации успела растлить депутатский корпус, чтобы он оказался действительно не в состоянии преодолеть вето Президента на пакет законов, принятых в сфере отношений власти. Самое свеженькое вето поступило по закону о Фонде госимущества... Многократные упражнения ВР по преодолению вето на популистском законе по тарифам за коммунальные услуги - результата не дал. Но это была, так сказать, еще разминка, проба сил и материал для анализа поименных голосований. Пакет административных законов - это уже судьбоносно, и если парламент не найдет в себе сил побороть предотпускной синдром - о пролонгации можно говорить всерьез.

Вот только Президент, скорее всего, еще может передумать «рассматривать предложения» о пролонгации. Не только в силу своих привычек. Спровоцировав полнейшую аморальность депутатов, он в свою очередь не имеет оснований рассчитывать на благодарность с их стороны. И нет никакой гарантии, что, пролонгировав собственные полномочия, ВР немедленно не приступит к процедуре импичмента самого Президента. Собственно, как раз осенью и выяснится, почему в действительности радикальные коммунисты так упорно молчали по вопросу о продлении полномочий ВР. Может, именно отсутствие выборов устраивает большевиков именно потому, что полностью снимает с них ответственность перед Конституцией, которой пренебрегает сам ее гарант. И тогда-то станет совершенно оправданным в глазах народа открытое выступление против этого гаранта, способного выдумать что угодно, но только не погасить долги перед населением...

Собственно говоря, время на размышления у Президента еще есть. Его авторитету совершенно не повредит замена идеи пролонгации - согласием на принятие нового закона о выборах. А все остальные предложения из праздничного доклада как-нибудь согласуются с уже давно и последовательно проводимой парламентом политикой. Даже вето на закон о Кабмине можно будет отозвать. Ведь закон уже и так выполняется - консультации по кандидатуре нового премьера ведутся в почти полном соответствии с известной скандальной статьей... Ну а если Президент не захочет отказаться от своего конституционного подарка законодателям, то ВР, пожалуй, может увеличить срок полномочий, но не свой, а будущего парламента. Если при этом окажутся впервые не нарушенными права граждан - можно будет говорить о начале компромисса между властью и народом. Разве этого мало?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме