29 марта 1998 года нам предстоит избирать не только депутатов в Верховную Раду, но и депутатов в Рады поменьше рангом: областные, районные, городские или поселковые, или сельские, а также мэров городов.
Пока неясно, как будет выглядеть каждый из бюллетеней. Можно с уверенностью сказать только одно: они не будут похожи. Так как в законе о выборах в местные органы власти, принятом парламентом в среду, для каждого уровня Рад регламентируется своя система выборов. Общим будет избрание депутатов на основании относительного большинства, позитивное голосование вместо привычного негативного и отсутствие процента обязательной явки избирателей на участки для признания выборов состоявшимися.
«На местах»
Выборы в областные и районные Рады будут проходить по многомандатной мажоритарной системе. Как объяснили мне в парламентских кулуарах принимавшие данный закон народные избранники, это означает избрание областных и районных депутатов по следующей схеме: формируется единый для области (района) список из претендентов на депутатские мандаты. Затем избиратель должен отметить в бюллетене количество фамилий, равное числу мандатов в соответствующей Раде. Депутатское звание получат кандидаты, получившие относительное большинство голосов.
Выборы в городские (кроме областных центров, Киева, Севастополя и Симферополя), а также поселковые, сельские советы будут проходить на основе мажоритарной схемы, то есть в каждом округе населенного пункта будут проходить привычные индивидуальные «соревнования» кандидатов в депутаты. Бюллетени в данном случае будут почти традиционными.
Городские советы в областных центрах, Киеве, Севастополе, Симферополе будут избираться на смешанной основе. То есть практически так, как парламент: одна половина - по сформированным городскими организациями партий партийными списками, другая половина - по мажоритарным одномандатным округам.
Выборы мэров будут проходить практически так, как и раньше.
Самое важное отличие будущих выборов от прошлых, по мнению самих законодателей, - введение смешанного принципа для городов - административных центров.
Избрание горрад из депутатов - представителей партий позволит той или иной политической силе получить большинство и взять на себя ответственность за происходящее в городе. Избирателям, таким образом, удастся проверить, как будет та или иная партия «править» на местном уровне, что, по-видимому, будет способствовать «отсеву» недееспособных структур.
Однако формирование большинства в горраде из одной политической силы, а избрание мэра - из политических оппонентов привело, насколько известно, к параличу нынешней представительской власти в Киеве. Новый вариант закона о местных выборах, насколько понятно, не предотвращает повторение болезни и после выборов-98. «Лекарством» для киевской власти, по мнению депутата Ярослава Федорина, который сам является кандидатом в мэры Киева от Народного руха, должен стать закон «О столице», где необходимо будет предусмотреть все «ловушки» партийных выборов.
Есть в партийном принципе местных выборов и другая опасность. По мнению руководителя депутатской группы «Реформы», одного из лидеров партии «Реформы и порядок» Сергея Соболева, политическое большинство, например, областной Рады сможет бороться со своими оппонентами, получившими большинство в Радах населенных пунктов путем урезания отпускаемых «сверху» бюджетных отчислений. Однако принцип формирования региональных бюджетов - это вопрос, который должен быть урегулирован в законе о госбюджете.
Верховная Рада
В парламент, как известно, депутаты будут избираться по смешанной, мажоритарно-пропорциональной системе. То есть отмечать в бюллетене придется название партии из одного списка и имя кандидата - из другого.
Тут для интересующихся политикой все уже более-менее ясно. Разве что, вопреки всем прогнозам, Центризбирком не выполнил роль «санитарного кордона» на пути партий к попаданию в избирательный бюллетень. ЦИКом зарегистрированы не десяток партий, а целых тридцать. В связи с несколько удлиненным списком партийных структур в бюллетене выбор лучшей из лучших организаций усложняется. Найти в бюллетене длиной 90 сантиметров «свою» партию среди прочих, расположенных не в алфавитном порядке, а согласно жеребьевке, будет ой как утомительно.
По мнению Александра Мороза, такая ситуация сложилась в связи с отсутствием процедуры проверки достоверности списков избирателей, подписавшихся за ту или иную партию. Как заявил на заседании ВР в пятницу глава парламента, возможно, необходимо будет поднять нынешнюю «планку» в двести тысяч подписей до пятисот. Но уже на следующих выборах.
Что касается выборов грядущих, то на пятничном заседании депутаты попытались усовершенствовать Закон о выборах народных депутатов. Среди наиболее существенных предложений по улучшению документа - введение дополнительной нормы, регламентирующей выдвижение кандидатов трудовыми коллективами, включение в бюллетень позиции типа «голосую против всех», а также урегулирование вопроса о необходимости ухода в отпуск определенных категорий претендентов на мандат на период предвыборной кампании. Предусматривалось, в частности, что выдвигать депутатов смогут представители трудового коллектива в количестве не менее 300 человек. По поводу отпусков кандидатов свое видение ситуации предложил Александр Мороз: министры, по его словам, «чистой воды» госслужащие и поэтому попавшие в партсписки высокопоставленные госчиновники должны отдохнуть от исполнения важных министерских дел.
Подкорректировать закон о «своих» выборах парламентариям не удалось.
Так что пока для избирателя все политдискуссии об изменениях в законе о выборах не имеют практической ценности.