10 января 2008 года президент Украины Виктор Ющенко направил в Верховную Раду пакет законопроектов, которые он просил парламент рассмотреть и принять как неотложные. Эти документы, как констатировала пресс-служба главы государства, были призваны «урегулировать ряд вопросов в системе организации и функционирования государственной власти, в том числе местной, в экономике, правоохранительной деятельности и судопроизводстве».
Среди прочих законопроектов — а всего их было 12 — в Верховную Раду были направлены проекты законов «О Кабинете министров», «О Национальной гвардии» и «О природных монополиях». Эти законопроекты, в случае их принятия, призваны были обеспечить усиление президентской власти, выполнив одновременно как декоративную, так и юридическую задачу в деле установления безальтернативного Центра власти на улице Банковой.
«Президент пытается компенсировать утраченные в декабре 2004 года конституционные полномочия с помощью создания квазиправового поля»; «символы нужны слабому политику для придания ему видимости силы» — вот некоторые не самые сильные выражения, которыми политики в кулуарах парламента характеризуют текущий политический момент при выключенном диктофоне.
Впрочем, в первенстве по перетягиванию символов президент и его секретариат пока не набрали ни одного очка. Один решающий поединок отложен — закон о Кабмине принят только в первом чтении. Закон о природных монополиях, которым предполагалось переподчинить лично президенту такие «природные монополии», как погранслужбу и правительственную спецсвязь, по просьбе самой Банковой, убедившейся в настрое депутатов, решили отложить на неопределенное время. А рассмотрение закона о Нацгвардии — проиграно президентской стороной вчистую: документ не набрал в сессионном зале необходимого числа голосов даже для направления его на повторное первое чтение и, в результате, попросту был отклонен.
33 тысячи штыков
Несколько месяцев назад в «ЗН» была выписана новая стратегия Банковой, согласно которой большинство из 12 президентских законопроектов были призваны сконцентрировать в руках президента полномочия, способные наверняка обеспечить проведение референдума по принятию Конституции и утвердить в обход парламента милый сердцу Виктора Ющенко вариант Основного Закона. Не последнюю роль в этом процессе призваны были сыграть силовики, максимально выводимые из-под влияния и контроля законодательной и исполнительной ветвей власти. На сегодняшний день можно сказать, что силами профильного комитета и депутатского большинства удалось остановить неоправданную и незаконную передачу Президентского полка Управлению госохраны под руководством В.Гелетея; убедить президента в урезании сокращения армии с 17 до 9 тысяч; заняться определением неясного статуса внутренних войск, путем внесения изменений в закон о внутренних войсках, а не путем создания личной армии президента.
В соответствии с президентским законопроектом «О Национальной гвардии Украины», предлагалось преобразование Внутренних войск МВД в отдельное военное формирование с правоохранительными функциями и прямым подчинением президенту.
Кроме задач, которые сейчас призваны решать Внутренние войска, Нацгвардия должна была, по замыслу авторов законопроекта, принимать участие в мероприятиях правового режима военного или чрезвычайного положения, прекращать деятельность незаконных военизированных или вооруженных формирований, нейтрализовывать массовые беспорядки. Как констатировала пресс-служба президента, целью проекта закона о Национальной гвардии было «создание законодательного барьера против силовых всплесков ситуаций внутри страны».
Докладчик по данному вопросу — начальник Главного управления — командующий внутренними войсками Министерства внутренних дел Александр Кихтенко пояснил, что новый «государственный орган» «будет в состоянии решать вопросы по обеспечению общественного порядка».
Что именно хочет создать президент, и как «новый орган» будет работать, более подробно рассказал председатель парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Анатолий Гриценко.
Выяснилось, что авторы законопроекта предлагают создать отдельную армию численностью 33 тысячи человек, в составе которой будут спецназ, моторизованные части с тяжелой бронетехникой, даже авиация. «Все у них будет военное, только дополнительно они получат право блокировать любой квартал, останавливать, обыскивать кого угодно, в любое время по подозрению в совершении преступления, останавливать движение любого транспорта, в том числе и путем применения оружия», — проинформировал своих коллег глава профильного комитета. Новую армию авторы законопроекта предложили подчинить лично президенту, ограничив контроль со стороны Верховной Рады правом ознакомления раз в год с письменным отчетом командующего Нацгвардией. Контроль со стороны правительства и общественности не был предусмотрен вообще.
Депутаты из Партии регионов и коммунисты заговорили об узурпации власти и агонии правящего режима. Независимые и непарламентские политики — о желании президентской команды обеспечить поддержку 33 тыс. верных штыков в случае возможного политического противостояния. Кто-то при этом приводил в качестве примера недавние события в Генпрокуратуре с участием экс-министра внутренних дел Василия Цушко. А кто-то даже заговорил о Майдане-2010…
Однако, как отметил Гриценко, ни один из членов комитета по безопасности и обороне ни на одном заседании не высказался «за» принятие законопроекта — а в комитете представлены все фракции.
Между тем коалиция в большинстве своем готова была одобрить законопроект в первом чтении. С тем, чтобы ко второму чтению, по словам руководителя фракции блока «НУ—НС» Вячеслава Кириленко, внести в документ «принципиальные изменения». В первую очередь, в части контроля за деятельностью Нацгвардии со стороны Верховной Рады и общественности. «Возможно, нужно усилить механизмы и парламентского и общественного контроля, которые отсутствуют в президентском законопроекте», — говорит заместитель руководителя фракции «НУ—НС» Роман Зварыч, подчеркивая при этом, что не видит «серьезных причин» для непринятия законопроекта в первом чтении.
Однако депутаты, исповедующие компромиссные настроения, оказались в меньшинстве: рекомендация профильного комитета — законопроект отклонить — в итоге и была поддержана. Проголосовали против принятия законопроекта, либо вытащили карточки шесть НУНСовцев и 14 БЮТовцев. И это несмотря на то, что лично Вячеслав Кириленко и Александр Турчинов обзванивали перед голосованием каждого из тех, кто на комитетских и фракционных заседаниях активно выступал против принятия закона «О Нацгвардии»…
«С чем я вас и поздравляю», — заметил Арсений Яценюк, голосовавший на самом деле за принятие законопроекта в первом чтении. Надо думать, его невеселая шутка была адресована секретариату президента. Впрочем, не только ему. Ведь президент четко заявил о том, что без принятия немедленно и в целом всех 12 законопроектов, он не допустит рассмотрения кадровых вопросов, программы правительства и прочих законопроектов, в принятии которых заинтересована глава КМ. Теперь законопроектов осталось 11…
Новое — плохо забытое старое?
Как известно, проект нового закона о Кабмине был принят в первом чтении 18 марта. Спора нет, действующий нормативный акт давно вызывает справедливые нарекания юристов. Однако и документ, разработанный в недрах президентского секретариата, также не выглядит безупречным с точки зрения соответствия Конституции, о чем «ЗН» неоднократно писало.
Предварительное одобрение подобного проекта (к тексту которого возникла масса вопросов не только у представителей оппозиции, но и у нескольких десятков «коалициантов») стало возможным только после того, как Банковая согласилась с необходимостью проведения досрочных выборов киевского мэра и столичного горсовета.
Многие обращали внимание на некоторую неравноценность «бартера» — постановление о внеочередной кампании сразу обрело юридическую силу, а свежая версия закона о КМ отправилась в недра парламента готовиться ко второму чтению. Но, как утверждают парламентские источники, иных возможностей сдвинуть проект с места у Ющенко и Балоги попросту не было.
Глава президентского секретариата высказал поспешную надежду, что дальнейшая работа над новыми правилами поведения правительства «не превратится в пересмотр сути правовых и юридических основ документа».
Похоже, надежда слабеет с каждым днем. В документ уже предложено внести более 400 поправок. Члены рабочей группы, возглавляемой депутатом от «НУ—НС» Юрия Ключковским, на минувшей неделе по крайней мере дня два посвятили обсуждению как самого законопроекта, так и предлагаемых изменений. На следующей неделе, согласно прогнозам коллеги Ключковского Романа Зварича, проект будет готов ко второму чтению.
По имеющимся сведениям, удалось согласовать некоторые проблемные моменты, в частности, избавиться от заметных «перекосов». Речь, в частности, шла о не вполне обоснованном расширении полномочий секретариата главы государства. Насколько известно, на заседании группы принято решение об изъятии нормы, обязывающей членов Кабмина отвечать на обращения президентской канцелярии. В целом, по свидетельству участников процесса, количество упоминаний о патронатной службе гаранта в согласованной версии проекта закона о Кабмине удалось свести к минимуму.
Как заметил Роман Зварич, «возможно, некоторые поправки, внесенные мною и моими коллегами по фракции, не очень понравятся людям, которые сейчас работают в секретариате президента. Но для этого и существует второе чтение. А президент имеет возможность внести свои предложения к закону, используя право вето».
То есть еще до начала рассмотрения законопроекта во втором чтении пропрезидентски настроенные нардепы вслух говорят о возможном отклонении законопроекта Виктором Ющенко. Факт весьма красноречивый.
Заметим, речь идет о варианте, согласованном рабочей группой. Однако вполне возможно, что итоговый документ будет существенно отличаться и от версии президента, и от того, что наработано Ключковским со товарищи.
Известный правовед, председатель правления Центра политико-правовых реформ Игорь Колиушко не исключает, что рабочая группа является лишь прикрытием реально идущих переговоров. Версия достаточно смелая, но то, что кулуарное обсуждение судьбы законопроекта с участием значимых персон идет достаточно оживленно, не является тайной.
Ющенко может оказаться в крайне неловкой ситуации, если окончательная редакция закона о Кабмине не просто не будет иметь ничего общего с президентским вариантом, а окажется точной копией действующего нормативного акта. А такое теоретически может произойти.
Как сообщил источник в рабочей группе, один из депутатов Партии регионов (предположительно, Александр Лавринович) подал в качестве поправок к предложенному президентом законопроекту… нормы действующего закона о Кабмине.
Впрочем, для того чтобы подобная позиция регионалов обрела правовую легитимность, им необходима поддержка БЮТ. В паре эти две политические силы в состоянии утвердить любое решение. Точки соприкосновения есть: достаточно вспомнить, что лидеры двух блоков в равной степени критично отозвались о желании Виктора Андреевича обрезать права и сузить полномочия правительства.
Заключение союза с ПР (пускай и временного) для Тимошенко — шаг достаточно рискованный. И не факт, что сегодня она к нему готова. Не стоит, впрочем, забывать, что на днях БЮТ и «Регионы» едва не выступили единым фронтом в вопросе о создании конституционной комиссии. Что означает: к этому самому рискованному шагу Юлия Владимировна исподволь готовится.
Судьба закона о Кабмине будет зависеть не только от того, готовы ли Тимошенко и Янукович к ситуативному альянсу, но и от того, совпадут ли взгляды двух вождей на будущее политическое устройство страны. В последнее время оба все чаще глядят в сторону парламентаризма. Что, согласитесь, резко снижает шансы президентского законопроекта быть принятым.
Так что пока доля законотворческих инициатив Виктора Андреевича выглядит незавидно…