Невиданную ранее продуктивность продемонстрировал на этой неделе Верховный Совет Крыма, почти закончив формирование нового правительства автономии и приняв ряд очень важных для своего будущего нормативно-правовых документов, включая очередной вариант местной Конституции.
Вполне вероятно, ускорение депутатскому корпусу придала информация о том, что Президент Л.Кучма передал в Верховную Раду проект закона Украины «О Верховном Совете Автономной Республики Крым» с просьбой рассмотреть его «вне очереди как безотлагательный». Упомянутый законопроект, разработанный специалистами Минюста Украины», не мог не вызвать у крымских депутатов чувств, близких к беспокойству, поскольку предусматривал отсутствие у парламентариев депутатского иммунитета и их работу (за исключением спикера и его заместителей) не на постоянной основе, а также принятия ими присяги на верность народу Украины.
Обеспокоенность судьбами республики и собственной сплотила депутатский корпус и обеспечила быстрое принятие альтернативного президентскому законопроекта «О Верховном Совете Крыма». Он, естественно, предусматривает и постоянную работу депутатов в парламенте, и депутатскую неприкосновенность, к тому же, обошел вопрос о присяге. Документ подкреплен обращением к главе государства с просьбой отозвать из ВР Украины переданный им законопроект, который, по мнению крымских парламентариев, «значительно урезает полномочия Верховного Совета Крыма и делает их ниже уровня полномочий местных Советов, предоставленных им законом Украины «О местном самоуправлении в Украине», что может привести «к очередному напряжению политической обстановки на полуострове».
Зная, что в Киеве на очереди еще ряд законопроектов, касающихся крымской власти, депутаты достаточно оперативно приняли документ, названный, можно допустить, с конспиративной целью «Нормативно-правовым актом Автономной Республики Крым «О выборах Верховного Совета АРК». Согласно его положениям, парламент автономии избирается по мажоритарно-пропорциональной (50% на 50%) системе всеми гражданами Украины, постоянно проживающими на территории автономной республики и Севастополя, которым на день выборов исполнилось 18 лет.
Но главным итогом суперпродуктивной работы ВС Крыма можно было бы считать внесение изменений и поправок к крымской Конституции, как этого требовал Киев еще в прошлом году. Однако, наверное, не стоит этого делать, хотя поправки парламент принял, причем, конституционным большинством да еще удалив из ее текста все упоминания о «народе Крыма», особом крымском гражданстве и прочие сепаратистские штучки и добавив везде ссылки на Основной Закон и законодательство Украины. Попросту, в столице уже успели забыть о какой-то там Конституции автономной республики, к тому же, своих проблем полно. Ложка дорога к обеду, сроки которого истекли почти полгода назад.
Добавлю также, что фракция курултая отказалась голосовать ни за один из упомянутых документов. Как заявил ее руководитель Надир Бекиров, их положения не отвечают ни интересам крымскотатарского народа, ни интересам других депортированных этнических групп.
Вполне можно ожидать, что Президент будет вынужден оспорить некоторые свежеиспеченные крымские акты-законы, исходя из несоответствия ряда их положений отечественному законодательству, а украинский парламент по этой же причине не утвердит часть предложенных статей крымской Конституции (хотя бы статьи о праве Крыма на собственность «в отношении земли, недр, лесов, водных и других природных ресурсов» или о русском языке как официальном и языке делопроизводства) и альтернативный законопроект о ВС Крыма. Однако обращает на себя внимание тот факт, что большинство крымских депутатов если не пытаются, то хотя бы демонстрируют попытки играть по правилам, установленным в Киеве. А это почти что работать в правовом поле Украины. Другое дело, какая нужда их заставила это делать.
Один из лидеров «Антикриминальной коалиции», Владимир Клычников, попытался это объяснить: «Мы можем потерять все - и собственность, и сам народ Крыма. Начнем с малого и будем отстаивать другие полномочия...» Возможно, «малым» для некоторых крымских политических сил стало вхождение в новое правительство автономной республики. Переговоры по его формированию, длившиеся более двух недель, закончились назначением 19 из 23 министров и председателей госкомитетов (не считая ранее назначенных председателя и четырех его замов). В среду, построив в буквальном смысле слова членов правительства в парламенте, Анатолий Франчук сделал приятное депутатам, не раз жаловавшимся на неуважительное отношение со стороны правительственных чиновников, а также показал и новым, и старым министрам, что впереди их ждут и не такие построения. Зная характер и стиль руководства Анатолия Романовича, можно предположить, что многим новоиспеченным руководителям ведомств придется позабыть о депутатском или партийном гоноре.
Хотя все крымские руководители, в том числе и А.Франчук, избегают называть новое правительство коалиционным, по сути оно таким является. В его составе 6 депутатов (и еще по крайней мере десяток претендует на оставшиеся несколько кресел министров, а также заместителей руководителей министерств и ведомств автономии), члены ЦК Партии экономического возрождения, лидеры незарегистрированных «Крымской партии» и партии «Славянский союз», члены Меджлиса и даже один коммунист. Похоже, в Совете министров Крыма нет только руховцев и представителей «Нашего дома». Тем не менее, А.Франчук настаивает, чтобы новый состав Совета министров Крыма формировался исключительно по принципу профессионализма претендентов. Поэтому придется допустить, что яркие и последовательные представители бывшего блока «Россия», не скрывающие своих пророссийских взглядов депутаты Юрий Подкопаев и Владимир Жуков, возглавив, соответственно, республиканские Министерство образования и Государственный комитет по печати и информационным коммуникациям, будут более успешно интегрировать Крым в образовательное и информационное поле Украины. А бывшему военному летчику Виктору Николаеву удастся навести порядок в курортной сфере полуострова, вывести ее на новые высоты качества и, главное, повернуть хотя бы часть ее денежного потока в бюджетные закрома Родины.
И все же крымский премьер в одном из первых после утверждения состава правительства интервью дал понять, что некоторые его подчиненные могут «слететь очень быстро». Если же в Киеве будет принят закон «О Совете министров АРК», то в кадровом вопросе у А.Франчука будут развязаны руки. Так что «большой передел» в крымских верхах, видимо, после летних каникул продолжится. Единственный, кто может не сильно опасаться за свою должность, - Анатолий Гриценко. Ценой вхождения в правительство пророссийских сил стало почти единодушное принятие крымским парламентом нормативно-правового акта «О порядке освобождения от должности председателя ВС АРК», согласно которому спикера теперь можно снять лишь конституционным большинством, причем накладываются определенные временные и иные ограничения на рассмотрение этого вопроса. Но спикеру теперь нужно помнить, что Крым знает и непарламентские решения подобных проблем.
Процессы, происходившие на этой неделе в Крыму, видимо, завершают длительный кризис на верхних этажах крымской власти. Исходя из того что ускорение в работе местного парламента - явление временное, а перестройка в Совмине автономии обещает стать перманентной, можно предположить, что по окончании лета во властной среде Крыма вызреют новые противоречия. А пока, господа министры, - за работу, депутатам - заслуженно отдыхать!