КОНСТИТУЦИОННОЕ БОЛЬШИНСТВО

27 июня, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 26, 27 июня-4 июля 1997г.
Отправить
Отправить

28 июня Виктору Мусияке, вице-спикеру парламента, принявшего Конституцию Украины, исполняется 51 год...

28 июня Виктору Мусияке, вице-спикеру парламента, принявшего Конституцию Украины, исполняется 51 год. 50 ему «стукнуло» в день, который тогда еще не назывался Днем Конституции. Рискнем даже напомнить, что Основной закон не в последнюю очередь и был принят в ответ на просьбу именинника сделать ему подарок к юбилею. На этом исторические совпадения можно было бы завершить, если бы не дальнейшая карьера В.Мусияки, тесно связанная со вторым этапом конституционного процесса.

Сначала этот деликатный и внешне даже нечестолюбивый человек с помощью тонких интриг своей депутатской группы «Реформы», откровенно играя на лучших человеческих качествах коллег-депутатов, проник в высшие эшелоны власти - руководство ВР. Место это отнюдь не почетное, поскольку постоянно склоняется президентской командой как главный тормоз на пути к демократическим и экономическим реформам. Тем не менее, заявлений об оппозиционности или о непричастности к этому самому руководству ВР второй вице-спикер никогда не делал, а, напротив, делал все, чтобы принятые парламентом законы вводились в действие.

В.Мусияка является беспартийным и не очень «засвеченным» лидером депутатского объединения «Вперед, Украина!», а также одноименного избирательного объединения граждан. В НДП не вступил, хотя, наверное, мог, особенно после избрания на пост. Тем не менее, голосовал (!) за новую избирательную систему. В попытке смещения А.Мороза с должности не участвовал по причине отсутствия в сессионном зале (по просьбе самого А.Мороза сопровождал президента ПАСЕ Ленни Фишер). Возможно, был сознательно устранен спикером, чтобы не получить возможности провести процедуру смещения так, как сумел бы только он с его доскональным знанием регламента и Конституции. Стал бы ли Мороз его «жертвой» в этом случае - история умалчивает...

За отчетный период нынешнему второму заместителю председателя Верховной Рады не удалось получить ни одной престижной премии или государственной награды, а также побывать за рубежом - даже в Совете Европы, где наши люди из ВР чувствуют себя как дома. Единственная его «отлучка» с постоянного места работы произошла весной уже текущего года, когда отнюдь не политическая болезнь, а исключительно пристрастие к кофе во время беспросветной работы загнало его в Феофанию. В это время никто не исполнял его обязанностей, несмотря на что специальным временным комиссиям, работавшим под его руководством, удалось: довести бюджетно-налоговый процесс до его наименее катастрофичного результата с определенными надеждами на его нормализацию в нынешнем году; провести через парламент закон о местном самоуправлении и закон о местных госадминистрациях; провести через парламент Гражданский кодекс в первом чтении... Для знающих объем названных документов и процессов, достаточно...

К сожалению, поздравляя Виктора Лаврентьевича с днем рождения, мы пока не можем поздравить его с благополучным завершением всех начатых им дел. Бюджет, принятый парламентом после «компромиссного» хода Президента, более напоминает наспех состряпанную «войнушку», на которую потом можно будет все списать. Закон о местном самоуправлении хотя и введен в действие, однако сопровожден жалобами Президента на пугающее его местное «двоевластие». Закон о местных госадминистрациях вообще ожидает третье вето. Закон о выборах, как давно известно, став разменной монетой если не для бюджета, то для отставки премьера, а может быть, для торгов по «административному пакету», балансирует на грани пролонгации полномочий всех ветвей власти. Вопреки принятому в первом чтении Гражданскому кодексу, Хозяйственный кодекс внесен в повестку дня сессии в угоду промышленному лобби и опять-таки из каких-то политических взаиморасчетов.

И тем не менее г-н Мусияка, по субъективному мнению автора, уже вошел в историю. Нет, не тем, что когда-то оставил пост представителя Президента в ВР. А тем, что, по никем не опровергнутым данным, именно он нашел способ прекратить войну Президента против законодательства с помощью вето. Благодаря тому, что Президенту не понравились процедурно-регламентные находки вице-спикера и от его лица были высказаны соответствующие жесткие претензии, парламент с неожиданной настойчивостью начал последовательно набирать свыше 300 голосов для преодоления вето главы государства. Еще одна-две попытки - и даже без специального закона об этой специфической процедуре ВР научится показывать конституционное большинство и в поименном режиме. Потому что по совершенно объективным причинам провал затеянного Президентом конституционного реванша завершается «ситуационным» структурированием парламента. Вплоть до появления в нем конституционного большинства как постоянно действующей величины. Величины, которая, уважая право подавляющего меньшинства нынешней государственной власти - команды Президента - на вето, тем не менее видит необходимость и возможность остановить его разрушительные действия.

Нет сомнений и в том, что В.Мусияка, подобно еще многим настоящим авторам Конституции, стал инициатором и разработчиком новой идеи конструктивного продолжения конституционного процесса в Украине. 25 июня от имени парламента эту идею представил на предпраздничной научно-практической конференции глава парламента А.Мороз. Речь идет о плане разработки целостной Концепции государственно-правовой реформы, которая состоит из четырех разделов: парламентская, административная, судебно-правовая и муниципальная реформы. Реформы «президентской» нет - это святыня, которой не коснется кощунственная рука мастера. В принципе - ничего нового, просто впервые предложена целостная модель работы над всем этим гигантским массивом законодательства. Рассчитано лет на пять-семь. Квинтэссенцией проекта является... создание «руководящего» консультативно- рекомендательного органа - Высшего координационного совета по вопросам государственно-правовой реформы. Но самое возвышенное - возглавить этот совет, как, впрочем, и все сущие в Украине координационные советы, предлагается Президенту. Нет, не Президент себя предлагает назначить, а парламент предлагает назначить Президента. Вчитайтесь...

В некотором смысле все мы дождались давно предсказанного - очередного витка договоренностей. Кстати, пример заключения договоров с соседями Украины показывает, что лучше совершать неизбежные шаги раньше, чем позже, - это выгодно. Также выгодно поспешить с инициативой: есть возможность предложить свои условия и при этом соблюсти достоинство партнера. В случае с инициативой парламента о разработке Концепции государственно-правовой реформы картина выглядит благородно. Во-первых, парламент выступает скромно, без амбиций: предлагается разработка не очередных «Основ внутренней и внешней» государственно-правовой политики, а одна из рядовых Концепций. Зато Президенту предлагается почетная, а главное - вполне реформаторская должность, и наверняка ему не откажут в лаврах, если дело пойдет успешно. Очень удачно использован опыт принятия Конституции: работали над ней депутаты, а международные и отечественные премии получал Президент. И справедливо, между прочим, получал. За подпись, а она дорогого стоит. Мог ведь и не подписать, а подписал...

Остается выяснить, кто, собственно, кроме научных специалистов, будет выполнять саму работу по созданию и реализации Концепции. Гадкое слово «пролонгация» мешает сделать оптимистический прогноз о том, что это будет новый, политически ответственный парламент, где конституционное большинство, как и просто большинство, перестанет быть ситуационным. Но и здесь свою роль должен сыграть предложенный Президенту парламентом договор: ведь благодаря ему лично Л.Кучма может снискать и лавры реформатора избирательной системы. Стоит Президенту лишь дать знак своим людям в ВР. Причем поторопиться, пока, как утверждают знатоки, люди П.Лазаренко пребывают в блаженном отдохновении от руководящей и направляющей своего хозяина...

Что же до дискуссии по вопросу о том, можно ли доверить партиям вести государственные дела, то пора уж сказать правду. Что это за логика - партии у нас, мол, плохие и слабые. А государственные институты, что - лучше, сильнее, умнее? Да институт Президента вообще моложе некоторых партий, не говоря уж о Конституционном суде. Кабмин? Его у нас в настоящем смысле слова просто пока нет. СНБО, НБР... Для того и реформа государственно-правовая, чтоб были. Все.

Остается дождаться реакции Президента, которая последует уже в речи на торжественном заседании по поводу годовщины Конституции. Возможно, чтение свеженького бюджета, в котором очень сложно найти средства для будущей победоносной избирательной кампании, организуемой исключительно под эгидой исполнительной власти, настроит Президента в договорном ключе. В противном случае приходится предположить, что ситуативное конституционное большинство нынешнего парламента начнет применять свои 300 с лишним голосов для внесения поправок в Конституцию. Время для этого еще есть: половина июля для начала процедуры, а уж потом-то, осенью, да еще если дело пойдет к пролонгации полномочий...

Но кампания принятия поправок к годовалой Конституции - это соблазнительный, но не менее опасный, а может быть, и не менее разрушительный процесс, чем хроническое вето на законы. Вообще пример латания старой Конституции, который легко и непринужденно осуществляла конституционным большинством предыдущая Верховная Рада, слишком показателен и отрицателен. А кроме того, учитывая все-таки нынешнюю политическую неструктурированность, а по ряду вопросов - и поляризацию ВР, можно ожидать от нее лишь антипрезидентских согласованных действий, но никак не усовершенствования Основного закона с точки зрения интересов граждан. Это, как у нас говорят, «доконаный», то есть медицинский, факт. В конце концов, даже прославляя нынешний парламент за многие достижения, не всегда заметные поверхностному взгляду, нельзя отрицать и того, что нынешний его состав, даже без предвыборной кампании, работает уже «на излете». Собственно говоря, исчерпывается его конституционный ресурс - одна из немногих норм, взятых в 1996 году не из текущей конъюнктуры, а из проверенной мировой практики.

Именно поэтому уже сегодня можно утверждать: предлагаемая модель создания Концепции государственно-правовой реформы - не только новая вариация Конституционного договора с исполнительной властью, но и альтернатива ревизии Конституции. Даже само начало ее реализации - принятие нескольких законов о парламентской структуре и введение в действие пресловутых административных законов - вполне позволяет приблизиться к новым выборам 1998 года, по завету Л.Кравчука, с отчетливым пониманием, борьба за какую власть может, должна и будет вестись.

Принятие Концепции позволит говорить и о необходимой преемственности в государственном строительстве. В этом случае бороться за преемственность субъекты политической жизни будут в достаточно четко очерченных рамках, благодаря которым станет уже почти невозможным конституционный переворот любого - правого или левого - толка. Немаловажный фактор плохо предсказуемого в наших социально-экономических условиях будущего. А означает он одно: если уж победа левых сил неминуема, то эта победа не сможет быть ими использована для той самой ревизии достижений независимой Украины, которыми до сих пор нас пугают наиболее просвещенные политологи. Во всяком случае, эти знатоки едва ли найдут аналоги в теории и практике большевизма, чтобы доказать, будто предложенная идея - всего лишь хитрый тактический ход левых на пути к безраздельной тоталитарной власти.

И все-таки о празднике. По чисто субъективным представлениям о таком явлении, автор не решается назвать 28 июня всенародным торжеством. И не потому, что Конституция не выполняется. А просто, как один из свидетелей той ночи, автор полагает, что 28 июня, кроме дня рождения В.Мусияки, остался в нашей истории Днем украинского парламента. Может быть, в большей мере, чем похожий по результатам День Независимости и День принятия Декларации о суверенитете. В те дни ВР была скорее орудием исторического предначертания. А в День Конституции Верховная Рада своими руками создавала совершенно новую для этой страны модель самоорганизации. И что особенно приятно - с годами никакие заказные историки не смогут нарастить число тех, кто «нес бревно», и уменьшить список подставлявших ножку. Всенародным же этот праздник сделается автоматически - как еще один выходной. Учитывая, что речь идет о торжестве институтов власти, можно только пожелать, чтобы растворение исторической даты в «неблагодарном» народном сознании состоялось как можно скорее. Ведь говорят, лучшая власть та, которой не замечает народ. Тот самый, кому Основной закон предписывает роль главного конституционного большинства державы...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК