В Министерстве транспорта Украины до недавнего времени было все — масштабные проекты по строительству магистралей и вокзалов, кредиты и благотворительность, поликлиники и санатории. Не хватало, пожалуй, одного — собственной политической партии и собственного кандидата в президенты. «Есть такая партия и есть такой кандидат!» — заверил состоявшийся неделю назад съезд партии «Відродження», возглавляемой министром транспорта Георгием Кирпой. Путевые стрелки транспортной отрасли единогласно указали на Виктора Януковича.
Организация съезда была простой. Вопреки канонам проведения политических мероприятий, лидер партии отказался от пресс-конференции — ее даже не было в программе. Как это ни странно для общественной структуры, организаторы свели публичность съезда к минимуму. В общем, Георгий Кирпа провел смотр своих подчиненных, уполномоченных представить политическое лицо Минтранса. А подчиненные увидели всемогущего министра еще и в ипостаси товарища по партии. Выступавшие тепло поговорили о перспективах развития своей отрасли, об избирательной кампании, о мудром и эффективном руководстве ведомством. Политической дискуссии у тружеников грузо- и пассажиропотока не возникло то ли из-за предельной ясности целей и задач, то ли вследствие жесткого регламента. Затем сам Кирпа встал и призвал всех транспортников проголосовать на выборах за кандидатуру Януковича, который «укрепит потенциал» транспортной отрасли. А кто бы сомневался? 1030 голосов «за»! «Против» — 0, воздержавшихся — 0.
Съезд «Відродження», конечно, нельзя оценивать по меркам типичных политических партий. Минтранс уже демонстрировал Леониду Кучме свою политическую значимость, когда, по словам Кирпы, «600 тысяч железнодорожников» приняло участие в обсуждении политической реформы. Теперь настало время структурировать и централизовать политические пристрастия транспортников.
Министерство транспорта стало одной из крупнейших административно-хозяйственных организаций в стране, одной из становых жил экономики. Министерство аккумулирует мощные финансовые потоки, выступает выгодным заказчиком и кредитором, вносит весомую долю в бюджет и играет важную социальную роль, предоставляя работу более чем миллиону сотрудников, и создавая сотни тысяч рабочих мест в смежных отраслях. В постройке этого механизма основную роль сыграл, безусловно, Георгий Кирпа. Он — одаренный организатор и опытный аппаратчик еще советской школы. Умеет говорить с каждым на одном языке. Его грозные селекторные совещания с железнодорожными боссами поражают резкостью и виртуозностью речевых оборотов, его беседы с лидерами финансово-политических групп без обиняков касаются чисто конкретных вопросов. Наиболее точно Кирпа умеет говорить с Президентом Леонидом Кучмой, благодаря чему, собственно, произошел и карьерный взлет Георгия Николаевича, и экономический расцвет его ведомства. Недаром министр на съезде подчеркивал преданность Леониду Даниловичу. Кирпа создает себе образ политика, который далек от построения собственного имиджа, который строит свою репутацию на реальных делах. Он всячески уклоняется от выпячивания своей особы в работе министерства, но не жалеет средств на рекламу реализуемых проектов. И всегда подчеркивает руководящую и направляющую роль Президента во всех великих свершениях. Леониду Даниловичу такая деловая манера весьма импонирует.
Именно Кучма защитил в 2000 году планы генерального директора «Укрзалізниці» по централизации раздробленной системы управления железными дорогами страны. Тогда против инициатив Кирпы выступили по крайней мере пять губернаторов центральных и восточных промышленных областей, которые предпочитали сохранить железнодорожную автономию. Пожалуй, наиболее активным противником Кирпы в тот период был губернатор Донецкой области Виктор Янукович. Виктору Федоровичу очень не понравилась замена его людей в руководстве Донецкой железной дороги пришлыми, которые имели свои взгляды на то, кто с кем и за какие деньги должен работать. Разгорелся большой скандал. В то время Янукович уже был фигурой, которой в области никто не смел переходить дорогу. Кирпа же посмел. Ему удалось убедить Кучму в правильности своей стратегии, хотя тогда это казалось почти невозможным. Янукович жаловался на самоуправство, бесцеремонные увольнения, непоставку вагонов, нарушение условий договоров с заводами по предоставлению подвижного состава. Донецкие власти неоднократно пытались своими руками навести порядок на непокорной «железке». Интересные личностные оценки донецкого губернатора в адрес Кирпы, как говорят в следственной комиссии по делу Гонгадзе, содержатся на пленках Николая Мельниченко. Не раз Кирпа и Янукович выясняли отношения с глазу на глаз, и это были жесткие беседы. Когда в 2000 году Георгий Николаевич в день своего рождения не самым вежливым образом принял Виктора Федоровича, их отношения на короткий срок приняли характер молчаливой вражды. Лично Кучма заставил оппонентов помириться. Будучи прагматиками, оба деятеля нашли компромисс. Однако о личной приязни говорить не приходится. Как ни парадоксально, но единый кандидат от власти Янукович, поддерживать которого решило Министерство транспорта, является единственным кандидатом, с которым лично у Кирпы сложилась очень конфликтная история взаимоотношений! И тем не менее, не поддержать Януковича Кирпа не мог. Он — часть системы, которую главный любитель парадоксов в Украине лепил в 2002-м в виде лоскутного блока «За единую Украину!», а в 2004-м — в виде единого кандидата в президенты.
Очень тонкие и сложные отношения Кирпа выстроил и с семьей Кучмы, прежде всего с Людмилой Николаевной. Министр в курсе всех общественных инициатив фонда «Украина — детям», и всеми силами содействует программам помощи детям. Георгий Николаевич также вместе с дочерью Президента Еленой активно участвует в работе фонда «Антиспид». Благодаря неформальному вниманию к проблемам детей, Кирпа сделал свои позиции неуязвимыми и в таком скандальном вопросе, как реформы в авиационном транспорте. Департамент государственного авиационного транспорта возглавляет Владимир Максимов, который долгие годы помогал работе фонда «Украина — детям» и пользовался личной симпатией Людмилы Николаевны. Максимов довольно критично встретил ряд принципиальных решений министра транспорта. Но Кирпе удалось очень быстро показать, кто хозяин ситуации. Позиции Максимова, казавшегося неуязвимым в своем кресле, пошатнулись после того, как в феврале 2004-го Кирпа потребовал его отставки. Опять-таки, не без участия Кучмы, министр все же перестал выяснять отношения с подчиненным. Медленно, но верно министр взял под полный контроль положение в авиационной отрасли.
Глава «Відродження» построил правильные отношения и с капитанами отечественного бизнеса. Решение Кирпы в 2000 году по изменению тарифной политики «Укрзалізниці» поначалу вызвало шквал недовольства со стороны представителей практически всех наиболее прибыльных сегментов рынка. Более всего перемены отразились на работе гигантов металлургии, химической и трубопрокатной промышленности. Самые различные фигуры — Ринат Ахметов и Владимир Бойко, Виктор Пинчук и Виталий Гайдук возмутились попыткой увеличить их накладные расходы. С такими противниками Кирпа боролся жестко и настойчиво — добившись принятия своего основного требования, железнодорожники пошли на уступки в других сферах, благо в огромной отрасли хватает экономических инструментов, чтобы договориться с нужными людьми. Кирпа привлекает бизнесменов своими масштабными проектами. Сегодня фирма, близкая к одному из влиятельных деятелей партии и фракции «Трудовая Украина» Александру Едину, выступает крупнейшим партнером «Укрзалізниці» в сфере грузовых перевозок и поставок материалов. А структуры, которые пользуются бескорыстным вниманием лидера СДПУ(о) и главы администрации Президента Виктора Медведчука, помогают Минтрансу освоить, в частности, более двух миллиардов гривен по проекту автобана Киев — Одесса. Например, одним из двух финансовых операторов выступает Ощадбанк. Насколько тонко построены отношения Кирпы с основными политическими игроками, показало заполнение фракциями квот по должностям министров в, так сказать, коалиционное правительство Януковича. Кандидатуру Георгия Николаевича одновременно выдвинули и «Трудовая Украина», и СДПУ(о). Кирпа предпочел стать министром по квоте эсдеков.
Вряд ли речь будет идти о развертывании «Відродженням» масштабной партийной работы. Во всяком случае, пока политтехнологиями Георгий Кирпа заняться не успел. Учитывая, что его советником по работе с политической элитой и первым заместителем министра является Иван Салий, говорить о серьезной раскрутке «Відродження» пока не приходится. «Відродження» — это вывеска, которая говорит: «По всем политическим вопросам обращаться в кабинет министра». Это показатель системного подхода к позиционированию Кирпы как самостоятельного политика в послекучмовское время. Он должен доказать следующему президенту, что является самым эффективным транспортным менеджером, который может и умеет практически все. Для министра партия в ходе избирательной кампании, и особенно после выборов должна сыграть роль и локомотива, и буфера.