11 октября в Киеве состоялось заседание Американско-украинского консультативного комитета, который известен прежде всего тем, что его возглавляют с американской стороны Збигнев Бжезинский, Джордж Сорос, Генри Киссинджер и другие выдающиеся практические политики недавнего прошлого - времен «холодной войны» и теплой советской перестройки.
В Киеве обсуждались три вопроса, предварительные рекомендации по которым мы публикуем. Обращает на себя внимание, что в разделе «Вопросы безопасности», где речь идет о рекомендациях прежде всего Украине и прежде всего относительно ее позиции по расширению НАТО, - отсутствует даже упоминание о безъядерных зонах в Европе. Поскольку к моменту передачи материалов в номер переговоры сторон еще не завершились, может возникнуть предположение, что позднее излюбленная инициатива Президента Украины в той или иной форме была включена в документ.
Однако на вопрос вашего корреспондента, когда в Европе может быть создана безъядерная зона, Збигнев Бжезинский в не слишком завуалированной форме ответил - никогда. Интервью состоялось сразу же после обеда членов АУКК с Президентом Кучмой. Что практически не оставляет надежды на ошибку вашего корреспондента, который убежден: вопрос о создании безъядерных зон будет в скором времени изъят и из официального обихода украинских внешних политиков. Его заменит новое изобретение - «зоны стратегического партнерства». (Однако понятие «стратегический» и на этой встрече все еще расшифровано не было.)
Очевиден также и «обмен»: в разделе «Экономические реформы» к прочим приятным подаркам Украине присовокуплен самый «изысканный» - финансовая помощь (не кредит!) на погашение задолженности по зарплате. Есть и еще удивительные «жертвы» с этой стороны: «смягчить дефицит финансирования бюджета Украины на 1997 год» и т.д. Похоже, рыночная принципиальность партнеров украинский стороны явно уступает желанию... Желанию чего - об этом см. интервью А.Мороза.
Американско-украинский консультативный комитет
Вопросы безопасности
Призвать украинское правительство определиться политически и подготовить соответствующие документы по отношению к НАТО на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды. Позиция и роль Украины как государства «неприсоединившегося», государства «нейтрального» должны быть разъяснены.
Стимулировать Украину к активизации сотрудничества в рамках программы «Партнерство ради мира» и вне ее (по формуле «16+1»). В разных сферах (военная, политическая, экологическая, нераспространение ядерного оружия и т.д.). Следует разработать двусторонний документ, в котором будут изложены принципы такой особой формы сотрудничества. Совместные военные учения в Украине с участием украинских войск, войск прибалтийских стран и США могут быть частью такой программы.
Призвать правительство Украины разработать стратегию установления более тесных отношений с отдельными странами-членами НАТО (включая возможные договора по вопросам безопасности) и не только с НАТО как организацией.
Основать информационное представительство НАТО в Киеве.
Поддержать деятельность Координационного комитета программы «Партнерство ради мира» в планировании работы по предоставлению помощи, управления кризисными ситуациями.
Призвать украинское правительство реструктуризировать свои гражданско-военные отношения путем расширения гражданской структуры и увеличения гражданского контроля над всеми подразделениями армии и через соответствующее законодательство.
Содействовать украинско-российскому взаимопониманию и совместным интересам, призвать правительство России и Украины сформировать из специалистов двусторонний неправительственный комитет и рабочие группы поддержки для проработки широкого спектра вопросов, связанных с безопасностью.
Призвать к тесному сотрудничеству между Украиной и Западноевропейским союзом (ЗЕС) через двусторонние и многосторонние договоренности и участие в программах ЗЕС. ЗЕС должен немедленно предоставить Украине помощь в придании ей статуса ассоциированного партнера.
Укрепить связи Украины с соседними странами Центральной Европы, подчеркнуть важность более активного участия Украины в многосторонних институтах Центральноевропейской инициативы (ЦЕИ) и Центральноевропейской зоны свободной торговли (ЦЕЗСТ).
Призвать к созданию структуры центральноевропейской «зоны стратегического партнерства», принять в нее Украину, Польшу и Германию и активизировать ее деятельность путем регулярных политических консультаций между министерствами и через трехсторонние соглашения.
Призвать правительство США и европейских стран рассматривать Украину как центральноевропейскую державу - в противовес «новым независимым государствам» (NIS) - в дипломатической, исполнительной и законодательной сферах.
Экономические реформы
Стимулировать Соединенные Штаты и другие страны «Группы-7» предоставить финансовую помощь Украине в поддержку правительству в кризисе с задолженностью по зарплатам.
Стимулировать Международный валютный фонд поддержать фонд стабилизации валюты для Украины.
Смягчить дефицит финансирования бюджета Украины на 1997 год, стимулировать к принятию одного или нескольких следующих мероприятий:
- реструктуризировать долг Украины России и Туркменистану;
- получить дополнительные западные льготные кредиты для компенсации запланированных выплат из долга России и Туркменистана;
- обеспечить альтернативные источники финансирования по займам Мирового банка из структурной перестройки.
Внешняя торговля
и инвестиции
Поощрить Соединенные Штаты в поддержке участия Украины в европейских торговых структурах таких, как Европейский союз, Центральноевропейская зона свободной торговли и Центральноевропейская инициатива.
Призвать США поддержать быстрое принятие Украины в мировую организацию по торговле.
Призвать США упростить и расширить выдачу займов Экспортно-импортному банку Украины.
Призвать США предложить Украине соглашение по свободной торговле или хотя бы улучшить существующие торговые соглашения.
Убедить украинское правительство в необходимости содействия иностранного инвестирования в разработку нефтяных и газовых месторождений и ускорить строительство необходимых трубопроводов и нефтеперерабатывающих предприятий.