«Наконец в Украине начало работать «единое окно». И выходит оно в приемную Рината Ахметова». Впрочем, в этой шутке есть доля… и других миноритарных акционеров Партии регионов. Первый этап кадровой экспансии, поставивший под контроль группы поддержки Виктора Януковича основные финансовые потоки страны и ее главные бюрократические развязки, практически завершен. Впереди еще несколько таких этапов, например, региональный, медийный, правоохранительный и дипломатический. До капитального ремонта в этих сферах руки пока не дошли. А косметический может проводиться уже сейчас по принципу «всех, кого наши отцы не назначили, мы купим».
Кадровая посевная даст всходы очень быстро, и часть украинской бизнес-элиты, почти два года сидевшей на голодном пайке, продемонстрирует такую битву за урожай, в сравнении с которой булемия — насморк. Пока же идут активные разноплановые переговоры об условиях жатвы. Ахметов за регулярными трапезами проводит весьма любопытные и не пустопорожние разговоры с Валентиной Семенюк и Леонидом Черновецким; Юрий Бойко за пределами московской Кольцевой дороги с кем-то обсуждает яркие перспективы «УкрГазЭнерго» — возможной основы будущего «приватного НАКа» и, не исключено, участника создания нового газотранспортного консорциума; Андрей Клюев печется о судьбе феодосийских пока еще государственных заводов и акционировании генерации в энергетике.
Практичный народ происходящим пользуется: цены в 30-километровой столичной зоне на землю выросли на треть, от старых олигархов к новым переходят не только менеджеры, но и водители — возить депутатских жен за 1000 долл. в месяц выгоднее.
Правоохранительные органы пребывают в поисках ориентира и в ожидании «смотрящих». Отдельные же представители этих самых органов, в тихом ужасе наблюдая за происходящим, доверительно сообщают, перечисляя фамилии ряда новых назначенцев, о том, что еще в 2005 году полный комплект материалов, убедительно доказывающих их преступную деятельность, передавался в прокуратуру, СБУ и МВД. Но… Но вот в том-то и дело, скажу я вам: предъявлять претензии к качеству назначенцев, например, в среде заместителей НАК «Нафтогаз» или в секретариате Кабмина, либо в том же «УкрГазЭнерго» можно было бы, если бы не два момента: во-первых, у власти Ющенко, имевшего, кстати, все полномочия, было полтора года для того, чтобы расставить все точки над «і» в судьбе подозреваемых, а во-вторых, качество государственного менеджмента при оранжевой власти, переросшее из-за низкого интеллектуального уровня большинства назначенцев во вредительство, делает невозможной реальную борьбу за чистоту бело-голубого кадрового призыва. Кого в пример ставить? Гладких? Васюныка-младшего? Отслеживать действие нынешних руководителей ТЭКовской сферы на предмет их соответствия национальным интересам и энергетической безопасности, безусловно, стоит. Но для начала неплохо было бы получить ответ на вопрос: «А куда делись 13,2 млрд. грн. из НАКа Алексея Ивченко?». Вот и премьер в беседе с главой СБУ проявлял неподдельный интерес к поиску ответа на этот вопрос… Следить за тем, насколько рыночными будут действия Рината Ахметова, направленные на расширение собственной металлургической империи, тоже стоит, разобравшись при этом: рыночные ли механизмы использовались при передаче стратегических для государства залежей титана г-ну Фирташу? Только вот вопрос, кто этим будет заниматься и какие методы будут использованы против тех, кто рискнет? Ситуация такова, что в украинском политикуме почти не осталось людей, имеющих право «бросить камень». Кроме того, на сегодняшний день также мало тех, кто возьмет на себя смелость это сделать.
Сейчас почему-то все еще ведутся споры, должна или не должна «Наша Украина» присоединяться к коалиции. Ответ на этот вопрос ясен: с классической точки зрения, конечно же, нет. Но разве людям с передовым мышлением нужна классика? Им нужны посты и иллюзия доступа к ресурсу. Поэтому речь об оппозиции в «Нашей Украине» ведут те, кто считает, что их политический звездный час впереди, а не позади. Идеологи присоединения «НУ» к коалиции, в которой уже имеют парламентское большинство «Регионы», социалисты и коммунисты, утверждают, что жертвуют собой ради президента и возможности влиять на развитие и курс страны посредством своей доли рычагов в исполнительной власти… Что касается влияния, то оно может быть весьма ограничено даже в рамках конкретного, отведенного нашеукранским квотникам министерства: бюджет — у Азарова, контроль над правительственными комитетами — у «регионалов», а большинство в парламенте существует и без «Нашей Украины» (ее «Регионы» будут включать в игру всякий раз, когда по частным вопросам не найдут поддержки у коммунистов или социалистов). Замечу также, что «Наша Украина» к так называемой квоте «НУ» в правительстве Януковича имеет такое же отношение, как вы или я: и Балога, и Поляченко, и Павленко, и Лиховой — это президентская квота, а не нашеукраинская. Войдет «НУ» в коалицию, не войдет — а по договоренности между Ющенко и Януковичем министры Виктора Андреевича вполне в правительстве остаться смогут. Нарушение политической классики? Да. Но она уже была столько раз нарушена за эти без малого два года, что ничему удивляться не приходится.
Вот еще пример: Роман Безсмертный, будучи вице-премьером, попытался установить жесткие квоты по созданию в Кабмине «удельных княжеств», ограничив число вице-премьеров и министерств. Первым нестойкие берега стал размывать Виктор Ющенко, принявший на СНБО решение создать министерства угольное и строительное. «Регионы» расширили круг вице-премьеров. А теперь группа нашеукраинцев, ведущих переговоры о создании коалиции с их участием, предлагают создать посты вице-премьеров: а) по вопросам ВПК (я просто уверена в том, что это идея не Анатолия Кинаха), б) по правовым вопросам (и Роман Зварыч к этой инициативе никакого отношения не имеет), и, наконец, в) по евроинтеграции (а эта идея совсем не принадлежит Роману Безсмертному, считающему Рыбачука чудно подходящей для этой работы кандидатурой). А кто-нибудь из «Нашей Украины» интересовался реальными возможностями некоторых министров из партий, входящих в действующую коалицию? Никто не спрашивал, как живется главе богатейшего ведомства среди частокола региональных замов, которые строго следят за тем, чтобы он «не прикасался к приборам»?.. Похоже, что нет. «Наша Украина» все городит и городит декорации, предназначенные спрятать от электората и самих себя масштаб политического проигрыша.
Впрочем, в этой политической силе еще раздаются здравые голоса: «Господа, а не потянуть ли нам с коалицией; а не разобраться ли нам в том, о чем в течение восьми часов перед развязкой говорили Янукович, Ющенко и Азаров и какими договоренностями завершился этот разговор; а не посмотреть ли нам, каким будет бюджет; а не взглянуть ли нам на реакцию населения после того, как оно получит новые счета за телефон, тепло, свет и воду?». И, может быть, к этим голосам стоит прислушаться. Ведь уже сегодня мы наблюдаем зачатки процессов, которые могут породить негативный для «регионалов» эффект в двух плоскостях — в бизнес-отношениях и отношениях с населением.
Попробую пояснить свою точку зрения. «Регионалы» наступают «свиньей». Ладно, кому не нравится, — «клином». Чем нахрапистее они действуют, тем больше врагов плодят. Пока пострадавших немного, поскольку с будущими бизнес-жертвами, надо отдать должное, проводят тонкие переговоры. Их смысл неизменен: «Ты, Вася, определись, — оппозиционер ты или бизнесмен? Если оппозиционер, то иди в сессионный зал и тренируйся. Если бизнесмен, то веди себя так, как положено бизнесмену вести себя с властью. А если ты, Вася, хочешь быть и бизнесменом, и оппозиционером, то давай-ка разберемся, каким образом ты получил контрольный пакет «Киевэнерго», и в правильных ли руках этот пакет находится?».
А теперь вопрос, как будут вести себя «васи» — сдаваться по одному или сбиваться в пулы для самообороны? Непокорного бизнесмена могут заказать правоохранительным органам. Это правда. Но правда и в том, что система следственно-карательного админресурса настолько прогнила, что любое из звеньев вертикали, необходимой для борьбы с оппонентом, может быть куплено этим самым оппонентом. Верхи приказ отдадут, а низы выполнят без рвения. То же самое и в судах, где даже после возможных идеологических зачисток состоятельному человеку можно будет найти коммерческую справедливость. Впрочем, оппонента можно заказать и не правоохранительным органам. Но тогда всему миру будет понятно, кто это сделал, ради чего, и тогда — прощай капитализация, приличное общество и высокие ставки на IPO. Пока же так рассуждают немногие. Состоятельный люд в тихой панике окопался и ждет.
Население же не окапывается, но с тревогой ожидает счетов, которые его совсем не порадуют, равно как и цены на бензин и продукты. Николай Янович Азаров не намерен играть в популизм. Охоту это делать ему отбила не то Юлия Тимошенко, не то его собственная политика, пробившая колоссальную брешь в бюджете 2004 года, когда пенсионеры-избиратели накануне президентских выборов получили ощутимую доплату к мизерным пенсиям. Николай Янович социальные игрища намерен прекратить. И в чем-то он, наверное, прав. Но объяснить свои резоны подавляющему большинству населения ни он, ни представляемая им политическая сила, не смогут: счета и цены будут куда красноречивее. При этом формируемый в Кабмине бюджет, похоже, будет призван перераспределить средства в пользу крупного бизнеса и государственных компаний, по большому счету, мало от этого бизнеса отличающихся. Минфин намерен не только возродить свободные экономические зоны, большая часть которых была финансовыми черными дырами. Он собирается «оставить деньги в экономике», то есть сократить перераспределение средств через бюджет до 30 процентов. Для чего в ряду прочих мер обеспечить государственным предприятиям такие же условия хозяйствования, как и частным.
Шаг очень рыночный и в цивилизованной экономике правильный. В наших же реалиях это будет означать одно: традиционное сокрытие прибыли не позволит оставленным в экономике деньгам вернуться в бюджет через налоги. А ресурсами крупных государственных предприятий и госмонополий, вероятнее всего, воспользуются те, кто имеет либо право подписи, либо право отдавать распоряжение тем, кто имеет право подписи. Деньги, скорее всего, будут просто вымыты из страны и бюджета. Возможно, они вернутся в виде инвестиций: австрийских, британских, делаверских или цугских. Вернутся и создадут дополнительные рабочие места. Но это не такой быстрый процесс, и накопившееся народное недовольство вполне сможет эту цепочку разорвать. Удар по карману, который неизбежно ощутит население уже в ближайшие месяцы, произойдет на фоне вносимых оппозицией законопроектов о снижении тарифов в энергетике и коммунальной сфере; о выплате медикам и учителям наравне с госслужащими пенсии в размере 90 процентов от зарплаты и т.д., и т.п.
В сложившейся ситуации роль оппозиции важна чрезвычайно. По большому счету есть три схемы ее поведения: лидер оппозиции Юлия Тимошенко работает только на популярность у электората, пашет на страну либо не забывает о всех. Пока ей не удается ни то, ни другое. «Регионы» совершают и будут совершать массу ошибок, умение пользоваться которыми пока никто не демонстрирует. Это не означает, что оппозиция должна стремиться полностью подменить собой без сомнения малоэффективные, но все же правоохранительные органы. Ее задача как в выявлении, так и упреждении нарушений и ошибок. Для того чтобы не превратиться в Наталью Михайловну, Юлии Владимировне нужно определить приоритеты. Очень надеюсь на то, что украинская оппозиция все же сможет признавать позитивные решения правительства и параллельно предлагать решения для исправления негатива. Было бы неплохо, если бы оппозиция не только паразитировала на минусах власти, превращая их в электоральные плюсы, но и разрабатывала, например, законопроекты, способные обратить эти минусы в плюсы. Ставя в известность об этом самую широкую общественность. Впрочем, поживем — увидим.
Несомненно, всем любопытно, какую линию поведения изберет Виктор Ющенко. Есть политики, которые все еще надеются на его активную позицию и считают, что линия напряжения между Ющенко и Януковичем не позволит украинской власти покрыться закононепроницаемой корой. По правде говоря, в отношении такой позиции есть некоторые сомнения. Кадровый блиц-криг Партии регионов — это не просто результат измененной Конституции. В ключевых вопросах — это согласованные с президентом действия. Так, например, назначение Николая Азарова на пост первого вице, вопреки существовавшим договоренностям об отходе этого кресла нашеукраинцу Петру Порошенко, Виктор Андреевич благословил. Назначение Киреева на налоговую благословил. Смену руководства «Укрзалізниці» утвердил. Этим ряд возможно оправданных, но в нашем случае — важно, что согласованных замен не исчерпывается.
Далее. Учитывая характер президента и минимально проявляемый им интерес к жизнедеятельности министерств в течение всего срока пребывания на посту, учитывая и объективный фактор — сокращение полномочий ввиду изменений в Конституции, можно сказать: Виктор Андреевич может остаться активным игроком в украинской политике только в том случае, если найдет сильного главу секретариата либо секретариата СНБОУ. Олег Рыбачук, судя по всему, сохранит за собой пост еще какое-то время: президент дал ему на днях такой шанс. А вот вакансия секретаря СНБО из-за невозможности по возрасту назначить на этот пост Владимира Горбулина (кстати, обладающего полным набором качеств, необходимых для политической игры в государственных и президентских интересах) — открыта. Но при этом все фамилии, которые называются в перечне возможных соискателей, не соответствуют в полном объеме тем требованиям, которые мог бы предъявить президент, если бы хотел реально влиять на ключевые ситуации. «Теплая ванна» — этот термин по отношению к Виктору Ющенко я впервые услышала от депутата фракции «Регионов» еще на этапе майских консультаций между «НУ» и «ПР». Что это означает? Это означает протокольно-уважительные отношение; обеспеченный быт; щедрое спонсорство гуманитарно-этнографично-реставрационных проектов; обеспечение работы секретариата президента умеющими трудиться кадрами донецкой закалки; уступка контроля над силовиками без имущества, над внешней политикой — без активизации раздражающих Россию векторов. Все. Примет ли президент такие правила игры? На этот вопрос ответит лишь сам Виктор Андреевич. Он не человек баррикады. Но если он окажется в полной мере человеком политического скита, то совершенно не ясно, к чему разговоры о втором сроке. Зачем он ему?
Те, кто не надеется ни на оппозицию, ни на президента, но при этом не выражают восторгов от новой власти и устанавливаемых порядков, — рассчитывают на то, что «Регионы» дадут течь сами по себе. Конечно же, подобным прогнозистам можно ответить украинской народной мудростью: «Поки товстий всохне — худий здохне». Но мы этого делать не станем, потому что перед нашими глазами прошел развал помаранчевой команды. Это оппозиция объединяет, а власть очень серьезно испытывает команду на прочность. Высоковольтные линии напряжения уже пролегли и в экономическом блоке, и в ТЭКовской вертикали, и внутри самой партии, где осталось много недовольных разделом кадрового пирога. Ведь политические элиты регионов, чей электоральный ресурс дал возможность Януковичу стать премьером, практически ничего не получили: вы много в центральной власти увидели крымчан, харьковчан, луганчан? При этом нет никаких гарантий (даже наоборот), что им в безраздельное пользование будут пожалованы их же регионы.
Не так просты, как кажутся, отношения между главным акционером партии и ее лидером. Как бы ни были близки Ахметов и Янукович, их отношения не означают полного единства взглядов на приоритеты использования полученной власти. Скажем так: премьер почему-то решил, что в большей степени должен отвечать за страну, чем за успех бизнеса конкретного человека. Не исключено, что конфликт между долгом и обязательствами у Виктора Федоровича станет перманентным. Этот конфликт важен, потому что он может сыграть свою как негативную, так и позитивную роль на данном этапе. Этапе, характеризующемся тем, что к власти пришли в основном высококлассные бизнесмены с низким нравственным порогом. В ближайшее время мы увидим, что будет со страной, а точнее, что бывает с донором, попадающим в безраздельное пользование реципиентов.