«То, что вы называете цензурой, — это государственная политика», — объяснил Виктор Медведчук корреспонденту интернет-издания «Украинская правда» в Стамбуле, в кулуарах саммита НАТО. Там он был вместе с Президентом Леонидом Кучмой, которому как раз в этот момент приходилось выслушивать дружеские наставления по проведению честных и демократических выборов по очереди от лидеров нескольких влиятельнейших западных государств, а также генсека альянса. И даже публично подтвердить, что он все понял и со всем согласен. Честные выборы и свобода слова — вот два краеугольных камня, которые закладывает Запад в построение дальнейших отношений с Украиной. Простые и понятные мессиджи. Их не устают повторять все, чье слово хоть что-нибудь значит для украинской элиты. Два понятия, неразрывно связанные между собой. Без свободной прессы объективный избирательный процесс невозможен. «Президента Кучму пригласили на саммит в Стамбул, чтобы он мог услышать от президента Буша и других лидеров, насколько большое внимание страны НАТО уделяют честным выборам в Украине», — разжевал смысл стамбульских встреч помощник заместителя госсекретаря США Стивен Пайфер. По возвращении в Киев Кучма устами главного аналитика президентской администрации Василия Базива призвал все органы государственной власти, кандидатов в президенты и избирателей обеспечить проведение ответственных, честных и прозрачных выборов. Правда, сама администрация органом госвласти не является, вроде бы нет там и кандидатов. Вероятно, избиратели там все-таки имеются, но призыв Президента они, кажется, на свой счет не восприняли. И продемонстрировали «государственную политику» во всей красе уже через неделю.
4 июля, День независимости США и день зависимости украинских СМИ. Старт избирательной кампании в Украине предельно четко показал, насколько трудных четыре месяца предстоит прожить отечественным медиа. Одно из важнейших предвыборных событий — выдвижение основных кандидатов в президенты — появилось на телеэкранах в том извращенном виде, какой уготован всей предстоящей кампании.
Для начала немного сухих цифр. Согласно результатам мониторинга воскресных выпусков новостей на пяти крупнейших телеканалах («1+1», «Интер», УТ-1, ICTV, «Новый канал»), проведенных Академией украинской прессы совместно с Институтом социологии НАН Украины, все они подошли к освещению первого этапа кампании крайне необъективно, хотя и в разной степени. Так, девятичасовые «Новини» на УТ-1 и «Репортер» на «Новом» в своих выпусках ни разу не представили вторую точку зрения ни на одно политическое событие, о которых сообщали. Недалеко от них ушел и ТСН на «1+1», ограничившись лишь одной точкой зрения в 90% внутриполитических сообщений. Несколько лучше выглядели «Интер» и ICTV, отойдя от одного из основных принципов новостей — плюрализма — в 73% и 67% случаев соответственно. Есть ли нужда уточнять, что доминирующая точка зрения была провластной.
Еще один показатель объективности, хотя и не совсем корректный, — цитирование основных политических игроков прямой речью (на телевизионном сленге — «синхронами»). В данном случае логично сравнивать время, отведенное на живые слова двух основных соперников по избирательной кампании. Неоспоримое преимущество среди всех без исключения политических игроков телеканалы предоставили в воскресенье Виктору Януковичу, отдав ему 38% общего эфирного времени в основных выпусках новостей. Его главный конкурент Виктор Ющенко оказался лишь на пятом месте с 5%, пропустив вперед Кучму, Мороза и даже Кравчука, не являющегося даже потенциальным кандидатом в президенты. Больше всех отличился УТ-1, предоставив слово Януковичу на 37% от общего регламента (55 секунд) и не процитировав Ющенко вообще ни разу. Заставил молчать лидера «Нашей Украины» и «Интер», ограничившись, правда, всего 17,3% (64 с) Януковича и слегка сбалансировав его второстепенными кандидатами — 16,1% (59 с) у Мороза и 11,2% (41 с) у Симоненко. «1+1» посвятил сказанному Ющенко хотя бы 3,2% эфирного времени (24 с), но зато канал переплюнул всех по другому показателю — премьер занял практически половину всего эфира «плюсов», отведенного на «синхроны» политиков — 373 секунды! Более равномерно к освещению мессиджей двух «брэндовых» кандидатов подошел «Новый канал», кратко процитировав их в течение 9 и 12 секунд, зато Морозу дал в два раза больше времени. И совсем неожиданный результат у ICTV — 34 секунды у Ющенко и всего лишь 20 — у Януковича. Остальные кандидаты в программе «Факты» были обделены прямой речью вообще.
Если же сравнивать оценки деятельности кандидатов, то предвзятость телеканалов станет еще более очевидной. Упоминания о Януковиче в позитивном или нейтральном контексте содержалось в этот день более чем в 46% сообщений о событиях в Украине, в то время как в негативном или ироническом — в 5,1%. Ющенко был упомянут ровно в трети всех новостей без «мочилова», но зато 12,8% внутриполитической информации было использовано для «наезда на мессию» в той или иной форме. По последнему показателю он лидирует уже традиционно.
Таким образом, все телеканалы, попавшие под мониторинг АУП 4 июля, продемонстрировали несбалансированность политической информации в своих новостийных программах. Однако лишь каналы «второго эшелона» — во-первых, ICTV и с натяжкой «Новый» — сумели сохранить хотя бы видимость объективности. Это подтверждает и субъективная оценка многочисленных экспертов, отметивших относительную непредвзятость в материалах телеканалов Виктора Пинчука (ICTV, «Новый канал», СТБ) и в новостях ТРК «Эра» Андрея Деркача. Зато есть претензии наблюдателей к «честным новостям» «5 канала» Петра Порошенко. Здесь был зафиксирован явный перегиб в противоположную сторону. Эфирного времени, уделенного выдвижению Януковича (премьер ведь как-никак), было несоизмеримо мало по сравнению с вниманием, отведенным шоу Ющенко, что не слишком согласуется с принципом равных возможностей.
Полнейшая заангажированность государственного УТ-1 в контексте «государственной политики» Медведчука вполне понятна, хотя и полностью противоречит украинскому законодательству, на что обратил внимание глава парламентского комитета по свободе слова Николай Томенко. А вот информационные подачи негосударственных «1+1» и «Интера» выглядят, мягко говоря, непрофессиональными. Если бы не четкое представление о том, как в последнее время на телевидении делаются политические новости, у стороннего наблюдателя могло бы сложиться впечатление о полнейшей профнепригодности новостийных команд двух флагманов информационного вещания Украины.
Все телеканалы, входящие в «пул Медведчука», допустили ряд грубейших нарушений принципов новостийной журналистики и журналистской этики при освещении событий вокруг самовыдвижения Виктора Ющенко. Так, ни один из них не сообщил хотя бы приблизительную численность акции в поддержку кандидата на Спивочем поле даже по оценкам правоохранительных органов, которые зачастую бывают занижены. Поразительный непрофессионализм журналистов! Более того, в кадр ни разу не попал общий план митинга, который давал хотя бы самое поверхностное представление о количестве собравшихся людей. Ограничиться при монтаже сюжетов только средними и крупными планами — вопиющая безграмотность режиссеров! Почти полностью были проигнорированы важнейшие программные тезисы Ющенко, зато пристальное внимание уделялось сомнительным акциям раздачи бесплатной водки и агрессивным выходкам членов партии УНА с националистическими и антикоммунистическими лозунгами почти без единого намека на вероятность того, что это могли быть всего лишь грубые провокации оппонентов. Недопустимая редакторская профанация! И при этом у всех — развернутые, искрящиеся позитивом материалы о запорожском съезде Партии регионов, единогласно выдвинувшем в президенты Виктора Януковича.
Таковы субъективные впечатления о работе «лучших новостийщиков страны» в знаковый день предвыборной кампании. Но есть и еще кое-что. Это удивительная схожесть формулировок журналистских комментариев к произошедшим событиям и в некоторых случаях даже одинаковый видеоряд! «В ожидании своего лидера определенная часть его сторонников собралась у палаток, под открытым небом торгующих крепкой ликероводочной продукцией и пивом» («Вісті тижня», Первый национальный). «Сторонники Ющенко отметили его самовыдвижение. Каких-либо значительных инцидентов зафиксировано не было. Перед акцией рекламировали бесплатный алкоголь. Этот бесплатный алкоголь служба безопасности Ющенко у тех, кто пришел отметить его самовыдвижение, отобрала. Что дальше произошло с алкоголем — неизвестно» («Епіцентр», «1+1»). «Сегодня же главной проблемой «нашеукраинцев» было удержать сторонников от отдыха в неотведенных для этого местах, выловить и нейтрализовать провокаторов и тех, кто просто пришел за обещанной дешевой водкой. Похоже, служба безопасности «нашеукраинцев» не нашла ничего лучшего, чем отобрать «оковиту» у тех, кто не успел воспользоваться случаем. И, естественно, уничтожить. Но праздничный водочный запах стоял у Центризбиркома до самого вечера» («Подробности недели», «Интер»). Аналогично все каналы не забыли упомянуть о разрисовывании памятника Ленину антикоммунистическими лозунгами «сторонниками Ющенко» и о заявлении ультраправой партии «Свобода» в поддержку лидера «Нашей Украины». Неужели кто-то у кого-то списывал?
Одного этого достаточно, чтобы лишний раз убедиться в тотальной цензуре на основных телеканалах и существовании единого центра по координации политического вещания. Можно даже не читать очередной темник от 04.07.2004, опубликованный Николаем Томенко. Его содержание очевидно. В частности, пункт шестой темника гласит: «В ходе выступления В.Ющенко на Спивочем поле были зафиксированы многочисленные случаи пьянства и торговли водкой. (При освещении не давать общих планов акции, вида толпы, показывать исключительно группы нетрезвых людей с асоциальным, девиантным поведением)». Этот пункт, как и другие, касающиеся провокаций с крайне правым уклоном, проходит под грифом «Аналитики считают, что при освещении СМИ будут строго придерживаться следующей логико-информационной рамки». Действительно, придержались.
Манипулятивные технологии, обкатывавшиеся в течение почти двух лет с момента введения «единой информационной политики», начинают работать в полную силу. Если в начале своего пути технологи из АП манипулировали преимущественно интерпретациями событий, затем уверенно перешли к манипуляции фактами (замалчивание одних, выпячивание других, построение ложных причинно-следственных цепочек), то теперь они имеют все возможности для фабрикации фиктивных событий, раздувания несуществующих скандалов, всестороннего освещения параллельной реальности, имеющей очень мало общего с действительностью. События инсценируются, новости заменяются рекламой, а место журналистов занимают пиарщики, причем часто неквалифицированные и не брезгующие самыми грязными технологиями борьбы с конкурентами. И это особенно заметно на фоне очень аккуратной и тонкой технологичности «исполнения», а порой и относительной свободы средств массовой информации, неформально объединенных крышей Пинчука и Деркача. Но надолго ли их хватит?
Нельзя обойти вниманием и то, как выдвижение освещали российские РТР, ОРТ и НТВ. Янукович — герой и практически обреченный на победу кандидат. Ющенко — организационно беспомощный, агрессивный нацик… А чего стоила телетрактовка россиян имевшей место неделю назад сцены в церкви, когда Янукович поджег свою свечу именно от свечи Путина: как бы передача эстафетного огня. Честно говоря, московские PR-технологи должны бы в силу опыта сообразить, что для образа Януковича было бы более естественно докурить бычок Самого Путина. Словом, Россия, в отличие от Запада, не словом, а делом принимает участие в украинской президентской гонке.
Но вернемся в Украину.
Создается впечатление, что Медведчук умышленно подставляет своего шефа, ежедневно нарываясь на обвинения в тотальном контроле над прессой, звучащие по всему миру. Многие задаются вопросом, зачем ему нужна демонстративная цензура в такой дикой и извращенной форме на трех общенациональных телеканалах, когда общественность имеет возможность получать относительно объективную информацию из других источников: из теленовостей Пинчука, Деркача и Порошенко, по многим радиоканалам, из независимой и оппозиционной прессы, в Интернете наконец. Во всяком случае, думающий и ищущий всегда докопается до истины. Безусловно, суммарный рейтинг «1+1» и «Интера» вместе с УТ-1 многократно превышает аналогичные показатели остальных конкурентов. Их общая аудитория приближается к численности населения Украины, а уровень доверия к ТВ хоть и снижается, но все еще остается довольно высоким. Но дело, видимо, даже не в том, что думающих и ищущих в стране все-таки меньшинство. Видя, что творится «в ящике», уже большинство утверждается в мысли о неотвратимости применения самых жестких мер для сохранения власти нынешней элиты. Такие настроения дают почву для безболезненной подготовки итогов выборов. Согласно результатам социологических исследований, большинство населения страны уверено, что следующим президентом будет Янукович. Даже те, кто будет голосовать за Ющенко.