ГЕРМАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ НАСТОЯЩЕГО

19 декабря, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 51, 19 декабря-26 декабря 1997г.
Отправить
Отправить

Уже давно пора отвыкнуть думать и говорить о немцах как о побежденных в минувшей войне. Они выглядят сегодня как победители...

Уже давно пора отвыкнуть думать и говорить о немцах как о побежденных в минувшей войне. Они выглядят сегодня как победители. Давно пора отвыкнуть мыслить категориями войны и мира - этого вполне хватает внутри страны.

Тем более пора это сделать молодым людям, которые не видели ни победы одних, ни поражения других. Но что делать, если прошлое, которое крепко держит нас за ноги у себя дома, так же никуда не девается и за границей.

Вот сидят за столом в ресторане небольшого немецкого города два десятка старушек, видимо, из дома престарелых. Сегодня день рождения одной из них, и бабушки лихо попивают пиво. Несложные вычисления показывают, что в начале войны им было лет по 15 и многие из них дружно кричали «хайль!».

Бабушки, конечно, хорошо это помнят. Как помнит свое прошлое руководитель управления информации немецкого МИДа, чье детство пришлось уже на послевоенное время. И он особенно долго стоит в музее послевоенной Германии у телеэкрана, на котором демонстрируется посадка американских самолетов в Западном Берлине в 1950-м, в дни блокады.

Слово «блокада» имеет для немцев совершенно иной смысл, чем для нас, и совершенно нам неизвестный. Блокадой там называют более 500 дней в 1950-х годах, когда СССР, стремясь получить весь Берлин, отрезал коммуникации между западной частью города и западной Германией, включая электроэнергию и тепло. И тогда каждые две минуты на западноберлинском аэродроме садился американский самолет, доставлявший жителям города еду. А зимой семьи спали под одним одеялом, чтобы хоть как-то согреться.

Он помнит также и малоизвестное нам восстание в восточной Германии, подавленное Советской армией. И леворадикальные митинги в 1960-х, и отстрелы (по-другому и не скажешь) беглецов в Западный Берлин из Восточного.

Они помнят, но все же как-то по-своему. История - часть их жизни, причем, несмотря на то, что нередко и не самая лучшая часть, никто не собирается от нее избавляться, отрекаться, переоценивать или искать собственную вину или вину чужих в происшедшем.

Их проблемы нам не всегда понятны, но это проблемы именно сегодняшней жизни, потому что трансформация общества уже прошла, от чего нужно было отказаться - отказались, переделать - переделали.

* * *

У Германии - проблемы с Восточной Германией. Проблемы, повторюсь, нам не совсем понятные, поскольку уровень жизни в ГДР был наивысшим среди стран Восточной Европы и туда ездили как в настоящую заграницу.

Но их производительность труда оказалась настолько низкой по мировым меркам, что восточные земли потребовали миллиардов марок инвестиций. И даже сегодня в минэкономики Германии никто не может назвать даже приблизительно год, когда их уровень развития сравняется с западным.

О Восточной Германии в стране напоминает то же, что и в советское время - поезда, там произведенные. Но не те, знакомые нам зеленые вагоны, а вполне комфортабельные экспрессы с бизнес-классом, которые нам теперь не поставляют ввиду отсутствия у нас денег.

Восточная Германия требует инвестиций, но немцы предоставляют льготы осторожно и, как правило, только тем, кто там что-либо строит. Никаких намеков на защиту немецкого производителя нет, как, впрочем, и на льготы иностранным инвесторам.

Восточные земли в борьбе за инвестиции конкурируют с Украиной и Тайванем, находясь в итоге где-то посредине. Бизнес все больше теряет национальные корни и, как представляется, немецкие фирмы с большим интересом вкладывают капитал в бывшую немецкую колонию Циндао в Китае, чем в родной Франкфурт-на-Одере. Интерес к Киеву, впрочем, еще меньше.

Медленный экономический подъем Востока породил проблему. В Восточной Германии с каждыми выборами растет популярность левых, причем не левых социал-демократов, а настоящих левых - Партии демократического социализма - правопреемницы СЕПГ. Настолько растет, что в одной из земель левые в блоке с социал-демократами уже сформировали правительство.

Похоже? Только у нас эффект полевения во многом вызван пассивностью молодежи и полным ее нежеланием отдавать кому-то голоса. У них молодежь активна, но вот только она стремительно мигрирует с востока на запад Германии, где есть работа и зарплата, а не только пособие.

Оставшиеся же ветераны с ностальгией вспоминают социализм, при котором все было или бесплатно, или дешево. И их не волнует, что дешево было в том числе и потому, что ФРГ выкупало у ГДР ее же граждан, бежавших на Запад.

* * *

В Германии скоро выборы. Скоро - это осенью 1998 года, и всех волнует один вопрос - вопрос Коля - единственного среди западных лидеров, пережившего перестройку.

Даже оппоненты признают, что Коль настолько велик, что рядом с ним поставить просто некого. Канцлер, будучи человеком дальновидным и умным, поставил дело таким образом, что каждый там занимается своим участком, а все знает и всем руководит только он, что и создает впечатление его незаменимости.

Коль, безусловно, самый удачный канцлер послевоенной Германии, но в Бонне кое-кто начинает роптать, напоминая о необходимости свежей крови и отсутствии динамизма в политике.

Ропот в Бонне вызывает и переезд столицы в Берлин. Конечно, Германия не Казахстан и здесь никто не собирается селить чиновников министерств в неотапливаемые коммуналки. Берлин - не Акмола, но и немцы - не граждане свободного Казахстана.

У многих сотрудников органов власти и депутатов, естественно, есть дети, и многие из них, естественно, учатся в Боннском университете, не горя желанием бросать все и ехать в новое заведение.

Многие привыкли к тихому и спокойному Бонну и не любят большого и суматошного Берлина. Многие просто не хотят продавать насиженные дома и покупать недвижимость на берлинских окраинах, а потом сидеть по утрам в пробках.

Хотя, как утверждают, знаменитая Карл-Маркс-аллее в Восточном Берлине с помощью манипуляций строителей медленно превращается из Ленинского проспекта в Елисейские поля. Хоть в это и трудно поверить.

* * *

В 2000 году Германия прорекламирует свой образ жизни на весь мир, потому что именно в этом году в Ганновере грядет выставка «Экспо-2000». И уже сегодня с чисто немецкой расчетливостью там начинают ее готовить, прекрасно зная, что это коммерческое мероприятие принесет прибыль в 10 млн.марок.

Прибыль ожидается прежде всего от фирм, готовых себя прорекламировать, а также туристов, причем особый акцент в планах делается на туристов из Восточной Европы, в том числе из Киева, откуда в Ганновер пойдут рейсовые автобусы.

И наши граждане в перерыве между приобретениями автомобилей смогут заглянуть в будущее Германии или, например, Южной Кореи. Что касается будущего Украины - это вопрос будущего, поскольку до настоящего времени наша страна никак не проявила своего желания участвовать в этом процессе. Но это дело знакомое - петух клюнет где-то к весне 2000 года, когда все выгодные земельные участки на выставке будут разобраны и нам отведут место где-то на обочине.

Нидерланды, кстати, свой участок уже забили. Симпатичный такой участок на самом видном месте стройплощадки.

* * *

Украину в Германии уважают. Там, правда, вообще уважают размеры и поэтому больше Украины ценят из стран СНГ только Россию. В общем, отношение, как показалось, не слишком отличается от отношения к бывшему СССР, только без имевшегося ранее страха.

Но шаг от уважения к интересу еще не сделан. Торгово-промышленная палата земли Северный Рейн-Вестфалия в г.Мангейме всячески старается свести немецких бизнесменов с украинскими. И делают они это благородное дело активно и почти бескорыстно, достигая периодического успеха типа проведения во Львове осенью этого года большой конференции, куда приехали много их безнесменов и наш Сергей Тигипко.

Но часто они безуспешно пытаются разрешить проблему: а кто, собственно, в Украине принимает решения и их реализует. Впрочем, этот же вопрос и так же безуспешно часто пытаемся разрешить мы сами.

Их партнер в Украине - наша Торгово-промышленная палата, имеющая, как известно, мягко говоря, не слишком разветвленные контакты в мире нашего крупного бизнеса, проводящая выставки и тем живущая. Палате, видимо, в голову не придут более крупные проекты, лежащие на поверхности и столь нужные стране.

Конечно, здорово было бы отправить где-то тысячу наших молодых менеджеров поработать с два месяца в немецких фирмах, но об этом речи пока нет, а идея эта уже вот-вот реализуется, но только Россией. Сотрудники украинской Торгово-промышленной палаты, тем временем, учатся в Германии искать информационные агентства, и, судя по результатам, не очень успешно.

Немецкие эксперты работают в Киеве в качестве консультантов правительства и, по словам наших же чиновников, делают это наиболее грамотно и активно по сравнению с другими.

В то же время, средний чиновник в Германии даже в экономическом министерстве с трудом представляет себе ситуацию в Украине, и не потому, что не может найти информацию, а потому, что не очень хочет ее искать. Да и правда - не Гонконг же ведь.

* * *

Украина и Германия, правда, вот-вот будут завязаны в проекте, грозящем вылиться в проект века, а именно - создание на базе украинского АН-70 европейского военно-транспортного самолета.

Насчет украинского, правда, не надо спешить. В процессе налаживания производства этой нашей разработки выяснилось, что основное ее производство будет развернуто в Самаре, в совместном украино-российском предприятии участие России значительно больше, почему и встает периодически вопрос, а кто собственно будет его сертифицировать и стало быть, продавать.

В дипломатических источниках в Бонне уже ходят слухи, что в ходе последней встречи с канцлером Германии Борис Ельцин предложил участие России в этом проекте зачесть в погашение российского долга Германии. И обсуждали они это дело как должное, и все уже начинают забывать, что это предложение, как-никак, исходило от Президента Украины.

И дело даже не в продажах собственно АН-70, что пока малореально. Дело в том, что в случае создания украино-российско-немецко-французского СП по производству самолета будущего, Россия как основной производитель самолета будет иметь перевес, который в будущем станет материальным.

А некоторые наши конструкторы, действия которых могут привести к такому финалу, будут продолжать что есть силы крыть тех, кто развалил могучий авиационный комплекс бывшего СССР, который не мог произвести ни одного самолета, конкурентоспособного на мировых рынках.

И этот не слишком показательный пример наглядно демонстрирует нам, что обращать внимание на нас будут только тогда, когда нас не только будут уважать размеры, но и интересоваться нами как средством зарабатывания денег или захвата рынков. Но остается чуть-чуть: научиться стать таким средством.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК