Мало нам осложнений с ЕС на почве ЕЭП, так еще с каждым днем растет напряжение вокруг возможной реверсной работы нефтепровода Одесса—Броды, на которой агрессивно настаивает российская сторона. В прошлом номере «ЗН» уже сообщало о большой обеспокоенности по этому поводу Еврокомиссии, активно поддерживающей западное направление работы трубопровода. На этой же неделе, 27 августа, с письмом на имя премьер-министра Украины Виктора Януковича обратилась лично вице-президент Европейской комиссии Лойола де Паласио («ЗН» располагает копией этого документа). В нем, в частности, г-жа де Паласио с радостью отмечает быстрый прогресс в развитии проекта нефтепровода Одесса—Броды—Плоцк, достигнутый за последние два месяца. В качестве результата напряженной работы экспертных рабочих групп вице-президент ЕК называет, в частности, успешное проведение промышленной конференции «Одесса—Броды: Северное измерение каспийской нефти» (14 июля с.г. в Гданьске), во время которой две государственные нефтетранспортные компании достигли договоренности относительно создания совместной компании для достройки нефтепровода от Брод до Плоцка; Меморандум о взаимопонимании был подписан ими в присутствии премьер-министров Украины и Республики Польша 1 августа 2003 г., позволяющий эффективно использовать выделенные Европейским Союзом 2 млн. евро на технико-экономическое обоснование этого проекта.
Кроме того, Л.де Паласио с удовлетворением отмечает, что рабочая группа приняла решение относительно первого практического шага по поводу начала транспортировки нефти из Брод на НПЗ Южной Польши и Западной Украины с использованием железнодорожного транспорта. По мнению вице-президента ЕК, использование в первое время новой системы SUW 2000, созданной Польской государственной железнодорожной компанией PKP, дает возможность перехода с украинских стандартов железнодорожных путей на европейские без замены колесных пар для цистерн и вагонов. Таким образом, отмечается в письме, это делает проект Одесса—Броды еще и железнодорожным.
Именно учитывая этот реальный прогресс в развитии проекта Одесса—Броды, г-жа Л.де Паласио и согласилась посетить Украину 20—22 октября с целью ознакомления с достигнутыми результатами. «Однако, — пишет она Виктору Януковичу, — подчиненные подразделения проинформировали меня о заявлении министра топлива и энергетики Украины касательно проведения международного тендера по вопросу экономического обоснования использования нефтепровода Одесса—Броды в реверсном режиме с отгрузкой нефти через терминал «Южный» (18.08.03). Я должна выразить свое удивление таким шагом и буду Вам очень благодарна, если Вы проинформируете меня, являются ли ранее согласованные планы в рамках работы трехсторонней Рабочей группы ЕС—Украина—Польша все еще актуальными. Я очень рассчитываю на Вашу дальнейшую поддержку этого важного для Европы нефтепровода и еще раз подчеркиваю мою полную поддержку этого важного инфраструктурного проекта».
Свою обеспокоенность и удивление по поводу возможного реверса нефтепровода Одесса—Броды на этой неделе выразили и американцы. В частности, после соответствующей ноты посольства США в Украине, переданной нашему внешнеполитическому ведомству, вчера состоялась встреча временной поверенной в делах США Мари Йованович с первым замминистра иностранных дел Украины по вопросам европейской интеграции Александром Чалым. Не исключено, что на встрече также обсуждался и вопрос возможных кадровых изменений в топливно-энергетическом комплексе Украины. Американскую сторону, как и европейскую, не может не тревожить перевод на другую должность руководителя «Укртранснафты» Александра Тодийчука, а также слухи о его возможном смещении и с поста Уполномоченного Украины по вопросам ЕАНТК. Как и информация, полученная «ЗН» из АП о том, что уже подписан указ об отставке министра топлива и энергетики Сергея Ермилова. Те же источники говорят о возможном смещении с должности и тэковского вице-премьера Виталия Гайдука. И Тодийчук, и Ермилов, и Гайдук, как известно, отстаивают европейское направление работы нефтепровода Одесса—Броды.