Со времен премьерства Павла Лазаренко большинство граждан, даже не причастных к топливно-энергетическому комплексу Украины, не оставляет равнодушными аббревиатура из трех букв — ТЭК, а также все, что с этим связано. Ну а тем или иным образом причастных к этому неладному комплексу, наверное, уже трясет накануне каждого телевизионного так называемого блока информации, из которого по обыкновению члены правительства узнают о себе и оценке своей деятельности Президентом страны, словно то же самое нельзя без помпы решить в режиме телефонных разговоров…
Но зато теперь, после объяснения Президента, мы четко знаем, как относиться к субъектам и объектам ТЭК: так было и на минувшей неделе. Сначала так называемые информагентства со ссылкой на пресс-службу так называемого Кабмина и так называемые информированные источники в посольстве и правительстве Туркменистана передали информацию о готовящейся поездке так называемой правительственной делегации Украины во главе с так называемым вице-премьером Юлией Тимошенко в Ашгабад. В понедельник же Ю.Тимошенко заявила, что намерена обсудить с так называемым президентом Туркменистана С.Ниязовым перспективы стратегического сотрудничества и, в частности, возможность закупки так называемого газа. Словом, Юлия Владимировна намеревалась разблокировать так называемый контракт и межгосударственное украинско-туркменское соглашение, подписанное еще в январе 1998 года так называемыми Л.Кучмой и С.Ниязовым. Ой, что это я! Совсем в эпитетах запуталась, поэтому оставлю Богу — Богово.
Ю.Тимошенко считает, что «несложившиеся отношения Украины и Туркменистана в сфере поставок газа, расчетов за него — это результат крайне неграмотной политики, которая велась Украиной в прошлые годы в отношении Туркменистана». «Туркменистан — наш абсолютно стратегический партнер по поставке газа, и относиться к этой стране, как мы относились, Украина просто не имеет права», — заявила Ю.Тимошенко.
Что правда, то правда, если учитывать только украинскую политику. Однако это не вся правда. Потому что «несложившиеся отношения Украины и Туркменистана» — это, скорее всего, очевидный результат весьма последовательной политики России и ОАО «Газпром» в отношении блокады выхода газодобывающих государств Центральной и Средней Азии на европейский рынок газа. К тому же в марте 1999 года тогда недавно возобновившиеся поставки в Украину туркменского газа были прекращены Туркменистаном формально из-за традиционных украинских неплатежей в течение прошедшего года НАК «Нефтегаз Украины», который согласно контракту с ГАК «Туркменнефтегаз» являлся непосредственным покупателем туркменского газа.
Справедливости ради стоит заметить, что и прежде все операторы, то ли добровольно вызывавшиеся, то ли уполномоченные правительством Украины обеспечить расчеты за туркменский газ, срывали графики выплат и поставок товаров в счет оплаты туркменского газа. Не справилась с этой задачей пару лет назад и корпорация Itera, являвшаяся соучредителем СП «Туркменросгаз» и оператором газопоставок этого предприятия, в том числе для потребностей Украины. Причина та же — неплатежи. Правда, это слишком общее определение долговой проблемы.
Дело в том, что контракты с «Туркменнефтегазом» предусматривали товарную и денежную часть оплаты, а также выполнение в счет оплаты строительных работ в Туркменистане, в частности в его нефтегазовой отрасли. Так вот, практически все операторы этих программ еще кое-как справлялись с поставками Туркменистану товаров и различной продовольственной продукции, практически полностью выполняли оговоренный объем услуг и строительных работ, но почти никогда не успевали своевременно оплатить валютную часть стоимости поставленного туркменского газа. Аналогичная проблема возникла и у НАК «Нефтегаз Украины» в прошлом году. И вплоть до недавнего времени наковцы предпринимали недюжинные усилия, дабы уговорить туркменских продавцов газа зачесть в счет валютной части оплаты товары и услуги. Туркмены долго не соглашались, но когда поняли, что ни один другой покупатель туркменского газа иных условий предлагать не намеревается, все же согласились хотя бы обсуждать возможность уменьшения валютной части оплаты газа и зачесть долг товарами и услугами. Так что Ю.Тимошенко совершенно справедливо заявила накануне визита в Ашгабад, что «мы в Туркмении много строим и хотели бы усилить это направление».
Однако туркменская сторона, соглашаясь на увеличение части товарного зачета в оплате своего газа, вполне логично выставила новую цену — 42 долл. за 1000 кубометров газа на туркменско-узбекской границе. Прежний контракт с «Нефтегазом Украины» предполагал поставки газа по цене на той же границе стоимостью 36 долл. за 1000 кубометров, и читателям «ЗН» из прежних публикаций на эту тему хорошо известно о состоянии расчетов за так называемый туркменский газ.
Впрочем, если говорить о визите «правительственной так называемой делегации» Украины (как на сей счет выразился в четверг Л.Кучма) в Туркменистан, то вряд ли стоило господину Президенту так уж негодовать насчет договоренностей, которые позволила себе Ю.Тимошенко. Соглашение — соглашением, а контракт-то все равно подписывается (заключается) непосредственными субъектами предпринимательства. Будет ли это со стороны Украины снова НАК «Нефтегаз Украины» — не суть важно (впрочем, это для кого как).
Так что прав был отчасти премьер-министр Украины, который в качестве оправдания ашгабадского визита договоренностей с Туркменбаши заявил в ответ на замечания Президента, что вице- премьер Ю.Тимошенко всего лишь парафировала соглашение. Хотя тем самым она официально подтвердила намерение и согласие украинской стороны принять оговоренные в упомянутом соглашении условия поставок туркменского газа. Впрочем, это еще не означает, что не может уже обсуждаться иной вариант непосредственного «газового» контракта.
Так или иначе, а глава государства в очередной раз публично «отхлестал» премьера и так называемого «энергетического» вице-премьера, что дало повод в очередной раз активно заговорить о смене в составе правительства В.Ющенко. Ибо, как выразился Леонид Данилович, ежели сам премьер не видит, что его так называемый кабинет нуждается в так называемой кадровой чистке, то для Президента это очевидно. Не без оснований в этой связи активизировались слухи о так называемой отставке Ю.Тимошенко. Хотя слухи эти явно поспешны, ибо в результате встречи с Президентом перед недавним заседанием Совета регионов Ю.Тимошенко получила двухмесячную фору. Мол, если так называемые улучшения в энергоотрасли сохранятся, как выразился, видимо, Л.Кучма, то о ее так называемой отставке речь пока не будет идти. Ю.Тимошенко же в свою очередь снова публично заявила, что в отставку не собирается и что этого жаждут только те, кому она «спутала карты» в теневом энергораскладе. Вероятно, Юлия Владимировна не намного ошибается в этом смысле. Но у сей проблемы есть и еще несколько пластов. И далеко не самый малозначимый из них — позиция России и «Газпрома».
А что касается возобновления украинских отношений с Туркменистаном по части поставок газа, так не далее как на московском саммите глав государств СНГ в июне сам Л.Кучма публично заявил, что он помирился с президентом Туркменистана С.Ниязовым и что теперь обеим странам и сторонам следует думать над тем, как возобновлять сотрудничество и, в частности, «газовые» взаимоотношения. Так что, скорее всего, вовсе не «самовольство» Ю.Тимошенко в отношении договоренностей с Ашгабадом стало причиной гневных сентенций Л.Кучмы.
Еще до объявления о визите Ю.Тимошенко в Туркменистан в Украину на минувшей неделе собирались прибыть для серьезных газодолговых и газопоставочных переговоров представители ОАО «Газпром» и холдинга Itera. Но визит в который уж раз отложили. Формальная причина — все украинские первые лица в отъезде. По сведениям «ЗН», «итеровцы» и Ю.Тимошенко так и не могут договориться об условиях работы на украинском рынке газа в рамках создаваемого СП. «Итеровцы» жалуются, что условия, которые предлагает Юлия Владимировна, для них абсолютно невыгодны, так как в случае их принятия СП и сама Itera окажутся вовсе не у дел (им просто предлагают отдать в СП газ, а его реализацией, а значит, и сбором платежей, мол, пусть занимается НАК «Нефтегаз Украины»).
«Газпром» же продолжает акцентировать внимание и усилия на долговой проблеме и все активнее попугивает Украину сокращением объемов экспортного (в Европу) газа через территорию Украины. К тому же оператором всех российских газопоставок в Украину уже не первый год является именно Itera. И даже если Украине удастся вновь договориться о возобновлении поставок туркменского газа, все равно оператором поставок его скорее всего останется та же Itera (если, конечно, выстоит в ходе путинской войны с олигархами и монополиями). И уже не один раз случалось так, что транзитные ставки операторов по российским газопроводам увеличивали общую цену туркменского газа на украинско-российской границе более чем в два раза.
Тем не менее поездка в Ашгабад украинской правительственной делегации и согласие Туркменбаши воспринимались «газпромовцами» и «итеровцами» как вызов. Тем более, что пару месяцев назад Туркменистан несколько смягчил (а точнее, вынужден был смягчить) свои отношения с российским «Газпромом» и подписал долгосрочное соглашение с российским монополистом о совместной работе в ТЭК, включая поставки туркменского газа.
Кроме того, для украинского правительства остается нерешенной проблема прежней задолженности за российский газ. По неоглашенной информации, во время последних «газовых» переговоров в Москве украинская сторона все же якобы согласилась признать сумму долга 2,4 млрд. долл. Говорят, что россияне сейчас думают над этим вариантом. А если учесть, что они настаивают на признании государственными и долгов коммерсантов, торговавших российским газом как раз тогда, когда Ю.Тимошенко была президентом корпорации «ЕЭСУ», то ее оппоненты однозначно приходят к выводу, что вице-премьер таким способом пытается ликвидировать «свои» долги. И не без помощи Itera. Так это или нет — пока что доподлинно неизвестно...
Незадолго до всех этих описываемых перепалок глава СНБО Украины Евгений Марчук успел огласить идею о том, что есть смысл подумать о возможности передачи в собственность России (скорее всего, именно «Газпрому») третьей части газотранспортной системы Украины. Не далее как в июне то же самое автору этих строк в ходе Всемирного газового конгресса заявил член правления ОАО «Газпром» и один из замов Р.Вяхирева Б.Будзуляк. Более того, он заявил, что «Газпром» мало интересует участие в тендерах и аукционах, что, мол, пусть Украина без всяких там конкурсов отдаст «Газпрому» в счет долгов то, что его еще интересует, и весь на том разговор. Вице-премьер Ю.Тимошенко между тем заявила, что считает такой подход деструктивным и не разделяет мнение Е.Марчука: «Я бы так просто с государственной собственностью не обращалась… У меня есть вопрос: что мы будем делать, когда уже собственности не останется, какими активами мы будем рассчитываться?» Вряд ли это риторический вопрос…
А что до «правительственной так называемой делегации», посетившей Туркменистан, то вряд ли было уместно на фоне хотя бы формального так называемого потепления украинско- туркменского общения публично подвергать сомнению так называемые полномочия уже вернувшейся к тому времени из Ашгабада делегации. Хотя бы потому, что в следующий раз так называемой украинской делегации, независимо от того, кто ее возглавит лично, будет крайне сложно даже рассчитывать на аудиенцию у Туркменбаши. А без его благоволения, как известно, ни о каких договоренностях представители Туркменистана даже мыслить не посмеют, не то что разговаривать или тем более подписывать даже так называемые контракты.
Алла ЕРЕМЕНКО