Два дома на брюссельском холме

Поделиться
«Вы из Украины?» «Вы прилетели вместе с Ющенко?» — то и дело дергали нас за рукав в штаб-квартире НА...

«Вы из Украины?» «Вы прилетели вместе с Ющенко?» — то и дело дергали нас за рукав в штаб-квартире НАТО, Еврокомиссии и Европарламенте, и пока члены официальной украинской делегации пребывали на той или иной встрече, иностранные журналисты пытались взять интервью, комментарий или получить ответы на множество интересующих вопросов хотя бы у своих украинских коллег. Подобное внимание к нашим скромным персонам, помнится, было только на саммите НАТО в Праге, когда самые влиятельные лидеры не захотели сидеть рядом с Кучмой, и потому рассадку устроили не по английскому алфавиту, как обычно, а по французскому. Что вызвало просто шквал насмешек. Тогда было ужасно стыдно за главу государства и больно за страну. Сейчас же нас переполняла гордость — и за Украину, и за ее Президента. И можно было с легкостью простить западных коллег, едва не сбивающих с ног и не сшибающих наши головы своими камерами в стремлении протиснуться поближе к Ющенко, как только тот покидал какую-нибудь встречу.

Даже несмотря на присутствие в Брюсселе «гвоздя программы» Джорджа Буша, внимание к лидеру Украины было впечатляющим. Поэтому после кислых комментариев некоторых критиков, особенно тех, кто работал при старой власти, а нынче оказался не у государственных дел, хотелось просто пожать плечами. Конечно, можно теперь «расфукивать» результаты европейского блица Ющенко и говорить об «отсутствии прорывов». Но хочется спросить: а у вас-то при Кучме и Януковиче какие были прорывы? Ведь им никогда даже не снилось за два дня провести такое количество двусторонних встреч, да не с главами стран СНГ, а с Бушем, Блэром, премьером Канады Мартином, главой бельгийского сената Лизен, президентом Словакии Гаспаровичем и, практически, со всеми ключевыми фигурами из руководства Европейского Союза и НАТО — председателем Европейского Совета, премьером Люксембурга Юнкером, главой Еврокомиссии Барозу, генсеком Совета ЕС Соланой, главой Европарламента Борелем, генсеком Североатлантического альянса Схеффером.

Особо стоит подчеркнуть, что Украина была единственной страной — не членом альянса, участвующей в мероприятиях внеочередного саммита НАТО в Брюсселе. Да, на заседании Комиссии Украина-НАТО не было принято никаких решений, не подписано никаких документов. Однако напомним азбучную истину большой политики: важность и результативность той или иной встречи далеко не всегда определяется количеством подписанных документов. Никто ведь не станет подвергать сомнению важность саммитов «большой восьмерки», хотя ее лидеры, как правило, не завершают свои «посиделки» «историческими» документами.

Меньше слов и больше дела!

Саммит Украина—НАТО был, скорее, такой же неформальной встречей, блестящей возможностью для нового украинского Президента познакомиться сразу со всеми главами стран альянса, большинство из которых также являются членами Евросоюза. Альянсу же, чтобы формировать свою дальнейшую политику в отношении Украины, необходимо было узнать позицию и планы на будущее ее нового руководства. Ведь и во время выборов, и после их завершения команда Ющенко говорила в основном об интеграции в Европейский Союз, о важности отношений с Россией, и практически не произносила слово «НАТО». Саммит же, по словам украинского министра иностранных дел Бориса Тарасюка, впервые дал возможность новому Президенту познакомить лидеров евроатлантического содружества со своим видением сегодняшних реалий и будущего Украины. И, по свидетельству некоторых западных коллег Бориса Ивановича, наш Президент выполнил эту миссию «на 150 процентов» и получил «очень мощные позитивные мессиджи от лидеров влиятельнейших государств». Например, Дж.Буш сравнил Ющенко, с точки зрения стоящих перед ним задач и возложенной на него миссии, с Джорджем Вашингтоном. Говорят, что расположившийся через одно кресло от Ющенко американский президент развернулся к нему всем корпусом и так сидел, не спуская с украинского лидера глаз, все время, пока тот выступал. После Ющенко слово брали еще четырнадцать участников саммита, причем даже те, кто ранее не собирался этого делать. Рассказывают, что особенно прочувствованно и эмоционально говорил Блэр.

«На саммите установилась атмосфера приязненного отношения лидеров НАТО и ЕС к Президенту Украины. Это очень важно, и является залогом дальнейших успехов. Главное, что лидеры стран-членов альянса увидели другую, новую Украину в лице ее Президента. Это основное достижение саммита», — считает Б.Тарасюк.

Но, описывая атмосферу всеобщего воодушевления, царившую на заседании Комиссии Украина-НАТО, нельзя не вспомнить и о парочке ложек дегтя в большой бочке меда.

Для журналистов так и осталось загадкой, почему вылет Виктора Ющенко в Брюссель задержался на два с половиной часа, в результате чего в понедельник была отменена не только встреча Президента Украины с датским премьером Рассмусеном, но и как минимум полуторачасовой рабочий ужин с генсеком НАТО Схеффером! Наверное, Виктора Андреевича задержали, в самом деле, важные государственные дела. Нам довелось услышать следующие версии: «работа с документами», «встреча с митингующими возле секретариата Президента», «беседа с Юлией Тимошенко», «решение вопросов внутреннего порядка» (видимо именно из-за них госсекретарь Зинченко и первый помощник Президента Третьяков остались в Киеве и не сопровождали в поездке Президента). Но какой бы ни была истинная причина, пропуск неформальной беседы с генсеком альянса накануне встречи на высшем уровне —поступок, скажем так, неординарный. Ведь не члену альянса заполучить на ужин генсека в то время, когда в Брюсселе находятся 26 лидеров стран НАТО, — этому обзавидуется кто угодно. И не воспользоваться такой прекрасной возможностью в неформальной обстановке детально обсудить многие интересующие стороны вопросы, особенно, если Украина в самом деле собирается переводить отношения с альянсом на «качественно новый уровень» — непозволительная роскошь. Так что натовская сторона испытала, мягко говоря, удивление и недоумение. Хотя официально, конечно, вежливо выразила «понимание».

К слову, в Брюсселе не осталось незамеченным, что в тот же день, когда не состоялась встреча Ющенко с генсеком НАТО, Президент Украины провел с российским министром иностранных дел два часа вместо запланированных тридцати минут.

Вторым досадным моментом стал уход с заседания Комиссии Украина-НАТО (КУН) французского президента Ширака почти сразу же после выступления Ющенко. Борис Тарасюк пояснил это «обычным графиком главы государства», у которого, как и у всех его коллег во время подобных саммитов, всегда много двусторонних встреч. Любопытно, с кем из сильных мира сего встречался во время КУН Ширак, если все остальные 25 глав государств альянса в это время находились вместе с Президентом Украины в зале №1 штаб-квартиры НАТО? И почему только у него в это время нашлись более важные дела?

Как свидетельствуют наши источники, французская сторона изначально была против проведения заседания Украина-НАТО в рамках брюссельского саммита альянса: мол, хватит с нас и визита одного Буша в Европу, а тут еще какая-то Украина под ногами путаться будет, причем тут она вообще, тем более что саммит НАТО-Россия проводить не предполагается. Украинская сторона не исключала, что Ширак вообще может не появиться на заседании КУН. Особенно учитывая, что Франция является одним из самых ярых противников возможного членства Украины в НАТО.

Во время саммита и на пресс-конференции Виктор Ющенко четко подтвердил «неизменность конечной цели Украины — полную интеграцию в евроатлантические структуры» и выразил готовность нашей страны присоединиться к Плану действий относительно членства (ПДЧ). В принципе, еще летом в Стамбуле на саммите НАТО было дано задание странам-членам до декабря рассмотреть возможность повышения уровня отношений с Украиной. Но задание пока не выполнено, и на вопросы «ЗН» «Почему? И когда это все-таки может случиться?», а также «Может ли в качестве качественного повышения уровня отношений с Украиной рассматриваться ее присоединение к ПДЧ?» генсек альянса Схеффер уклончиво ответил, что, мол, очень важно, что в отношениях Украины и НАТО сохраняется политика открытых дверей, а «европейские демократии, отвечающие критериям членства, могут войти в эти открытые двери». «Как мы видели из предыдущего опыта расширения, страна сначала должна выполнить свои обязательства, — подчеркнул генеральный секретарь. — На основании приоритетов нового украинского правительства нам надо четко определиться, каким путем идти, и давайте начинать — на основании Плана действий. Кроме того, особое партнерство предлагает нам много возможностей, в том числе и более интенсивное сотрудничество между Украиной и НАТО».

В том, что на этом саммите нашей стране не предложили столь желанный План действий относительно членства, нет ничего страшного, и это вполне объяснимо. Ведь, по сути, страна находится еще практически в той же точке своего развития, в которой ее оставил Кучма. Поэтому стенания некоторых экспертов, мол, «нам снова сказали «нет», не совсем адекватны. На наш взгляд, совершенно понятно и справедливо, что новая украинская власть должна сначала продемонстрировать впечатляющие успехи в реформировании страны, для того чтобы иметь веские аргументы на переговорах с НАТО и ЕС о новом уровне отношений.

А параллельно с реформами добиваться того, чтобы уже опостылевшая политика «открытых дверей» («двери» и перед Кучмой держали открытыми), наконец, сменилась для нас политикой расширения. И вместо придуманных для Украины в качестве «утешительных призов» в виде Хартии, «особого партнерства», всяких центров информации и документации и прочих офисов связи, начали диалог, аналогичный тому, что прошли все новые члены НАТО.

О сроках вступления Украины в альянс украинской делегацией по негласной договоренности в Брюсселе не упоминалось. Хотя накануне саммита альянса Дж.Буш заявил: «Мы приветствовали бы Украину в евроатлантической семье!». А польский президент Квасьневский на пресс-конференции после саммита НАТО высказался еще определенней: «Было бы хорошо, если б Украина очутилась в НАТО в 2007-2008 году». Но Б.Тарасюк в беседе с украинскими журналистами четко сформулировал позицию руководства страны: «Сегодня речь о членстве Украины в НАТО не идет». А секретарь Совета нацбезопасности и обороны Петр Порошенко добавил, что в настоящее время ни Президент, ни правительство «никаких дат не фиксируют», поскольку решение о вступлении в НАТО — чрезвычайно ответственный шаг, и прежде чем подавать заявку, необходимо, во-первых, провести очень серьезные институциональные изменения в стране, во-вторых, скрупулезно проанализировать все связанные с интеграцией возможные преимущества и угрозы. Произнеся последнее слово, секретарь СНБОУ тут же вспомнил, что в своем выступлении Тони Блэр подчеркнул: «Наша поддержка демократии в Украине по определению не может быть направлена против России». Ту же мысль на пресс-конференции выразил и генсек Схеффер: «Демократическое будущее Украины не может рассматриваться как соперничество между Востоком и Западом». Виктор Ющенко же, со своей стороны, выступая в Страсбурге, сделал особый акцент: «Украина в Евросоюзе, как и Украина в НАТО, никогда не позволит использовать эти структуры против справедливых интересов российского народа».

Собственно, известное негативное отношение России к возможности членства Украины в НАТО было одной из причин, по которой украинская делегация, комментируя дальнейшее развитие отношений нашей страны с альянсом, была чрезвычайно деликатна в формулировках, и пользовалась эвфемизмами. Другая не менее весомая причина злоупотребления языком Эзопа — грядущие через год парламентские выборы и отрицательное отношение к вступлению Украины в Североатлантический альянс большинства населения страны (48% — против и всего 15 % — за, согласно последнему всеукраинскому опросу, проведенному фондом «Деминициативы» и Киевским международным институтом социологии). Хотя были времена, когда поддержка этой идеи достигала более 30 процентов. Но если еще за год до президентских выборов Леонид Кучма встречал прибывшего в Киев с прощальным визитом тогдашнего генсека альянса Робертсона злобной фразой «Так что, на танках к нам наблюдать за выборами приедете?», то понятно, что развернутая затем провластными СМИ антизападная и антинатовская истерия и не могла сформировать иное общественное мнение. Накануне новой электоральной кампании антинатовские тезисы вновь активно поднимаются на знамена, но уже новоявленной оппозицией. Таким образом, вряд ли стоит ожидать, будто Президент и правительство будут на каждом шагу заявлять, что они мечтают о вступлении в НАТО. Можно с уверенностью предположить, что будет избрана тактика «меньше слов и больше дела». Хотя, с другой стороны, правы и горячие поклонники членства Украины в Североатлантическом альянсе, утверждающие, что «нельзя вступить в НАТО тайно».

Виктор Ющенко в Брюсселе заявил: «Кабинет министров и политические силы страны должны приложить максимум усилий для того, чтобы в Украине не осталось предубеждений относительно НАТО». «Я уверен: если на это будет направлена суть государственной политики, мы очень быстро изменим представления людей, которые сегодня не знакомы с целями и задачами этой интеграции, и получим намного больше сторонников европейской и евроатлантической интеграции, чем у нас есть сегодня», — сказал Президент и подчеркнул, что намерен искать аргументы для различных слоев населения. Потому что «сегодня главное то, что мы разделяем цели, ради которых власть, нация, страна избирает такой путь». «Ради этих социальных, экономических, оборонных и других стандартов стоит идти по пути в НАТО. Потому что это лучшее из того, что сегодня может получить Украина».

Так будем ли мы стремиться к членству в Североатлантическом альянсе? «Да. Иначе бы меня здесь не было», — ответил журналистам в Брюсселе Президент Ющенко.

Много слов, когда же дело?

Но все равно гораздо больше внимания, во всяком случае, публично, новая украинская власть будет уделять стремлению к членству в Европейском Союзе. В минувший понедельник с объятиями, поцелуями и лучезарными улыбками был подписан многострадальный трехлетний План действий Украина–ЕС (ПД). («ЗН» уже много и подробно о нем писало.) Конечно, это не совсем то, чего хотелось бы украинцам, ведь в ПД нет даже намека на возможное членство нашей страны в ЕС. Но, с другой стороны, план содержит немало полезных пунктов, особенно в области экономики. Многие из них аналогичны тем, что были в европейских соглашениях новых членов ЕС. И если правительству удастся воплотить их в жизнь, это реально приблизит Украину к Евросоюзу. Но цель нового руководства — не приближение, а полноправное членство в ЕС. И это было заявлено во время визита украинской делегации во главе с Президентом с таким напором, что европейцы, вероятно, слегка даже опешили. Слов было произнесено немерено, обещаний — столько же. И очень хочется надеяться, что хотя бы половина из них воплотится в жизнь. Евроинтеграционный вице-премьер Олег Рыбачук, правда, уверяет: «Украина может выполнить все, что обещает». Он полон энергии и оптимизма и убеждает, что трехлетний План действий страна сможет выполнить досрочно.

Еэсовская сторона по-прежнему настаивает на том, что ПД является «воплощением европейской политики соседства». И очень важным моментом можно считать то, что Украина устами Президента заявила, что политика соседства не воспринимается нашей страной в качестве адекватной основы для ее дальнейших отношений с ЕС. «Мы рассматриваем сотрудничество Украины с Европейским Союзом в рамках выполнения плана действий вне контекста политики соседства», — заявил В.Ющенко, выступая в Страсбурге перед депутатами Европарламента. И предложил уже теперь начать готовить диалог о новой долгосрочной политике сближения, «определив его целью предоставление Украине перспектив членства в соответствии с уставными документами Европейского Союза». Президент еще раз напомнил, что именно перспектива членства в Евросоюзе является «наилучшим инструментом» и «самым эффективным стимулом» как для реформ внутри страны, так и для сближения с объединенной Европой. Впрочем, даже отсутствие поддержки наших устремлений со стороны ЕС, по словам Виктора Ющенко, не изменит евроинтеграционный выбор Украины и не остановит реформы.

В Брюсселе и Страсбурге украинская делегация обсудила «дорожную карту» на 2005-й год. Президент озвучил несколько ее пунктов. Первая задача — получить статус страны с рыночной экономикой в первом полугодии (О.Рыбачук уверен, что это произойдет в ближайшие пару месяцев). Вторая цель — до ноября пройти все формальные процедуры по вступлению в ВТО. Параллельно с этим будут прилагаться усилия для начала реализации третьей важнейшей задачи — переговоров по созданию зоны свободной торговли между Украиной и ЕС. Четвертый приоритет — еще до осеннего саммита начать переговоры по упрощению визового режима для отдельных категорий украинских граждан. Для начала это могут быть студенты, журналисты, дипломаты, бизнесмены, имеющие интересы в странах Евросоюза. Со своей стороны, Украина, по свидетельству О.Рыбачука, собирается либерализовать (отменить) визовый режим для жителей ЕС. Пятым пунктом «дорожной карты» В.Ющенко обозначил обсуждение с ЕС доступа нашей страны к конкретным отраслевым проектам, в частности, в области энергетики. В ближайшие недели будет создана рабочая группа и проведены консультации с энергетическим департаментом Еврокомиссии и руководством ЕС «относительно концепции, которую предложит Украина по новым возможностям организации энергетического рынка».

И шестым приоритетом было названо обустройство украинских границ и таможенных пунктов в соответствии с европейскими стандартами, чтобы снизить остроту проблемы нелегальной миграции, контрабанды и наркотраффика.

Вице-премьеру О.Рыбачуку и главе представительства Украины при ЕС Роману Шпеку поручено в ближайшее время разработать график выполнения Плана действий и «дорожной карты». В документе будет четко расписано, какое украинское министерство за выполнение какого пункта и в какие сроки несет ответственность. И если все получится так красиво, как планируется, то уже осенью на саммите с ЕС украинская сторона сможет отрапортовать о первых успехах. А через год Евросоюз проведет свою оценку выполнения Плана действий, по результатам которой в документ могут быть внесены изменения и дополнения.

Что же касается подачи официальной заявки на членство в ЕС, то Киев после брюссельских встреч, похоже, немного протрезвел. Олег Рыбачук уже не собирается это делать прямо через полгода, а утверждает, что он имел в виду, что через полгода Украина только рассмотрит возможные сроки для осуществления этого шага.

Можно предположить, что Евросоюз с содроганием ожидает этого момента. Как утверждают некоторые источники «ЗН», основной целью недавнего визита министра иностранных дел Франции в Киев было погрозить пальцем и дать понять: не вздумайте подавать заявку, у нас и без вас проблем по горло — утверждение европейской конституции, переговоры с Турцией и т.д.

Насколько нам известно, вопрос возможности подачи заявки во время председательствования в ЕС Великобритании (с первого июля с.г.) обсуждался на встрече В.Ющенко с Т.Блэром. Британский премьер якобы пообещал: «Рассмотрим». Однако, по мнению осведомленных экспертов, вряд ли британцы дадут нам отмашку, поскольку у них и без Украины накопилось слишком много разногласий с франко-германским тандемом. Поэтому, считают специалисты, с заявкой лучше подождать до первого полугодия 2006 г., когда председательствовать в ЕС будет «менее проблемная» Австрия. Кроме того, к тому времени Евросоюз, возможно, уже утвердит свою Конституцию, у нас пройдут парламентские выборы и завершится первый год выполнения Плана действий, что, вероятно, предоставит нам возможность продемонстрировать первые успехи в реформировании страны.

Перед нами — огромный объем сложнейшей работы. И в Европейском Союзе, и в НАТО это прекрасно понимают. Членство в этих организациях Тони Блэр сравнил с домом на высоком холме и предостерег украинское руководство: если вы все время не будете держать этот дом в поле зрения, то ваш народ будет видеть одни лишь препятствия на долгом и трудном восхождении к нему.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме