Если учитывать «население» СИЗО и уже отбывающих срок наказания в местах лишения свободы, то сегодня в Украине находится в заключении 217,3 человек. Удельный вес осужденных и подследственных составляет в расчете на 100 тысяч населения 435 человек (например, в Польше - 147). Украина входит в десятку стран, лидирующих по количеству заключенных «на душу населения». В этом рейтинге мы уступаем России, США, Китаю и Индии. Тем не менее, наше государство не останавливается на достигнутом. Как утверждают специалисты из Министерства юстиции Украины, за шесть месяцев нынешнего года к лишению свободы осуждено больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Из тех, кто предстал перед судом, к различным срокам лишения свободы в Украине было приговорено в прошлом году 37,2%. В европейских странах этот показатель колеблется в пределах от 5 до 11%.
По состоянию на 1 июня, до последней амнистии, количество заключенных составляло в Украине 224 тысячи человек. Если говорить о социальном срезе, состоящем из мужчин возрастом от 15 до 60 лет, за решеткой находился один из 75.
Замкнутый круг
Бывший заключенный, как правило, пополняет ряды безработных. По мнению специалистов, увеличение безработицы на один процент автоматически приводит к увеличению уровня преступности на шесть процентов. Более трети семей заключенных распадается, если говорить о мужчинах, отбывающих наказание. Что касается женщин, вернувшихся из мест лишения свободы, для них сохранение семьи - вообще большая редкость.
Из общего количества преступлений, зафиксированных только в прошлом году, каждое седьмое совершено повторно. По некоторым оценкам, примерно половина отбывших наказание совершает преступление снова.
Психиатры считают, что большая часть отбывающих наказание страдает той или иной психической патологией. Причем примерно половина приобрела ее во время пребывания в местах лишения свободы.
Среди заключенных более шести тысяч больны туберкулезом, в том числе открытой формой.
Однако специалисты считают, что выход из создавшейся ситуации существует. Это - применение мер наказания, альтернативных тюремному заключению.
Опыт
Лишение свободы традиционно считают у нас главным средством наказания. В Западной Европе оно является, как правило, исключительным, последним средством воздействия. Многие государства мира склоняются к тому, что тюремное заключение должно применяться лишь в качестве крайней меры и только в отношении преступников, представляющих опасность для общества. Считается, что на преобладающее большинство преступивших закон целесообразнее влиять посредством применения разнообразных нетюремных санкций, разнообразных социальных программ, доказавших свою эффективность в течение нескольких десятков лет.
Нетюремные санкции нашли широкое применение в подавляющем большинстве уголовно-правовых систем европейских стран. Кроме широко распространенной системы штрафов, компенсационных выплат и уголовного предупреждения, используемого в качестве самостоятельной санкции, существует также ряд, так сказать, национальных особенностей. Например, предостережение с отсроченным штрафом в Германии, социальное предупреждение в Болгарии. Применяются самые разнообразные меры общественного надзора и контроля: посещение центра порядка в Великобритании, надзор за отсрочкой исполнения приговора в Ирландии, тюремное заключение по выходным в Голландии, различные виды домашнего заключения в Италии.
Санкции общественного надзора и контроля весьма разнообразны и включают, в частности, пробацию («испытание») во всем ее многообразии, общественные работы, приостановление действия некоторых прав, аннулирование профессионального статуса.
При пробации осужденный не изолируется от общества. Суд возлагает на него определенные обязательства и предусматривает ряд ограничений. Осужденный обязан принимать участие в определенных видах деятельности, регулярно встречаться с офицером пробации, ставить его в известность относительно изменений места проживания и работы. Если установленный порядок будет нарушен, в крайних случаях, кроме присуждения дополнительного штрафа или общественно полезных работ, суд может вынести решение о прерывании пробации и прибегнуть к другому наказанию, в том числе - тюремному заключению.
Домашний арест или домашняя пробация, изоляция предусматривает пребывание осужденного дома на протяжении определенного времени. Действие такого ограничения может распространяться только на ночное время или на целые сутки, за исключением рабочего времени. Условия такой изоляции могут предусматривать также обязательное лечение, полное или частичное воздержание от принятия алкогольных напитков. Как правило, в таких случаях осужденные находятся под регулярным контролем сотрудников службы пробации.
В Швеции, тюремная система которой считается наиболее совершенной в Европе, если говорить об условиях жизни заключенных, затраты на одного осужденного составляют (в день):
• в закрытой тюрьме - $180
• в открытой тюрьме - $120
• в следственном изоляторе - $235
• при пробации - $12.
В Великобритании средняя стоимость содержания одного осужденного составляет (в фунтах стерлингов в месяц):
• в тюрьме - 2.190
• в дневном центре для лиц до 21 года - 120
• пробация - 105
• общественные работы - 100
• надзор - 80
При электронном мониторинге лицо, находящееся под контролем, обязуется носить специальный электронный браслет. Он отвечает на сигналы компьютера, подтверждая, что поднадзорный не покидал определенного места. Электронный мониторинг используется в Великобритании, США и Швеции. При наличии доходов поднадзорное лицо уплачивает издержки на осуществление электронного мониторинга в сумме около 7 долларов США в день.
Общественные работы предусматривают выполнение различного рода общественно полезной работы для неприбыльных организаций, ассоциаций, церквей и т.п. Общественные работы назначаются исключительно при наличии согласия подсудимого. Такие работы выполняются зачастую в свободное время, по вечерам, в выходные дни, иногда - под надзором офицера пробации.
Общественные работы применяются в Португалии, Голландии, Норвегии и ряде других стран. Широко используется эта альтернативная мера в Великобритании. В Швеции, где общественные работы были введены в качестве альтернативной формы наказания в 1993 году, правонарушитель обязан бесплатно отработать до 200 часов. Там эта санкция применяется преимущественно в отношении молодых правонарушителей - до 24 лет.
В Нидерландах, где традиционно господствует умеренный и взвешенный подход к проблеме борьбы с преступностью, значительно меньше дел по сравнению с другими европейскими странами рассматривается в порядке уголовного производства, намного реже прибегают к уголовно-правовым санкциям. В течение длительного времени это государство имело один из самых низких в мире показателей тюремного заключения: около 25 заключенных на сто тысяч населения. Кроме того, эта цифра уменьшалась. Лишение свободы применялось в Нидерландах столь же часто, как в Японии - государстве с традиционно наиболее низким показателем применения этой санкции. И лишь одно-единственное преступление в Нидерландах влечет за собой лишение свободы чаще, чем, например, в Великобритании. Это - вождение автомобиля в состоянии алкогольного опьянения. Правда, нередко лишение свободы в таком случае длится около семи дней. Однако в последние годы пенитенциарный климат в этом государстве ужесточился. С начала 90-х годов Нидерланды приблизились к западноевропейским государствам по показателям тюремного заключения (восемьдесят заключенных на сто тысяч населения).
Новая идеология пенитенциарной системы предлагает усиление принудительных мер и увеличение продолжительности рабочей недели заключенных с двадцати до двадцати шести часов. Около восьми лет Нидерланды экспериментировали с наказанием в виде общественных работ («неоплачиваемая работа для общего блага») в качестве альтернативы тюремному заключению сроком не более шести месяцев. В 1989 году соответствующее положение было включено в Уголовный кодекс. Это наказание может быть присуждено только с согласия подсудимого и не должно превышать 240 часов. Сейчас исследуются вопросы о перспективах применения таких санкций в отношении несовершеннолетних и о том, может ли, например, обучение осужденного рассматриваться в качестве общественно полезной деятельности.
Весьма поучителен также перечень дополнительных наказаний, применяемых в Нидерландах:
- лишение специальных прав - права вождения и пассивного избирательного права (возможность выставлять свою кандидатуру на выборах), права занимать публичные должности, заниматься определенной профессиональной деятельностью;
- помещение в государственный трудовой лагерь;
- публикация судебного решения;
- конфискация имущества.
Конфискация - наиболее важное дополнительное наказание одновременно может быть назначено в качестве альтернативы основному наказанию.
Украинская альтернатива
Станислав Мищенко, судья Верховного суда Украины: «Из поступивших в суды дел за совершение преступлений к лишению свободы осуждено 37,2% (86437 лиц) от общего количества осужденных. Остальные фактически осуждены к альтернативным мерам наказания. В Украине к ним относятся следующие: исправительные работы без лишения свободы, лишение права на занятие определенной деятельностью, запрет на занятие определенной деятельностью, штраф и общественное порицание. Это - основные наказания. Определенной альтернативой тюремному заключению является также назначение наказания с применением статьи 45 УК - условное осуждение к лишению свободы и исправительных работ. К сожалению, с 1996 года условное осуждение к лишению свободы обязательно должно сопровождаться штрафом. В то же время практика рассмотрения судами таких дел свидетельствует, что штрафы - и назначаемые в качестве основного наказания, альтернативного заключению, и назначаемые по статьям 45 или 46 прим. УК (отсрочка исполнения приговора) - сейчас выплачиваются, мягко говоря, не очень хорошо. Статистика свидетельствует о том, что количество штрафов уменьшилось по сравнению с позапрошлым годом, когда 10,1% лиц были осуждены к наказанию в виде штрафа. В 1998 году этот показатель составил всего 6%. Людям нечем платить штрафы. Но, несмотря на такую ситуацию с уплатой штрафов, условное осуждение применено в прошлом году в отношении 18,7% от общего количества осужденных. Отсрочка исполнения приговора - к 21,6% лиц.
Другие основные наказания - лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью - применены всего лишь в отношении 1,1% осужденных».
* * *
Конечно, следует отдавать себе отчет в том, что новые для нас нетюремные санкции неспособны быстро решить даже часть накопившихся уголовно-правовых проблем. Нельзя быть уверенным также, что внедрение новых альтернативных мер наказания быстро докажет на практике свою экономическую целесообразность. В частности, потому, что для начала оно потребует определенных вложений средств, в том числе - для обучения специального персонала, офицеров пробации. Вместе с тем недальновидно говорить о проблемах учреждений исполнения наказания исключительно исходя из экономических соображений.
«ЗН» рассказывало о состоявшемся на прошлой неделе в Министерстве юстиции семинаре, посвященном мерам наказания, альтернативным тюремному заключению. Приведем лишь слова одного из его участников, г-на Флюгге, главы тюремной администрации Берлина, эксперта по вопросам заключения Совета Европы, который в 1996 году был членом группы экспертов - авторов отчета о состоянии учреждений исполнения наказаний в Украине и посетил 19 мест лишения свободы: «На Западе главные задачи администрации учреждений исполнения наказаний - предотвращение побегов и оказание социальной помощи заключенным, содействие их скорейшей ресоциализации. В Украине же первая цель администрации учреждений исполнения наказаний - безопасность, затем - секретность и сохранение тайны».
В результате на свободу выходит человек, прежние социальные связи которого, как правило, бесповоротно утрачены. Вместо них - новый круг общения, зачастую - более высокая преступная квалификация, подорванное здоровье. Ну а то, что общественное мнение - за ужесточение мер наказания, так ведь кто из людей, находящихся по эту сторону тюремной решетки, в полной мере отдает себе отчет в том, что происходит за ней, а значит и в том, кто вернется в это же общество через некоторое время? Ведь украинскую систему исполнения наказаний вряд ли на самом деле можно назвать пенитенциарной (от слова пенитенция - покаяние). А тот, кто, отбыв срок заключения, действительно избрал новую жизнь, делает это не «благодаря», а исключительно «вопреки» системе. Так что, отвечая на вопрос, вынесенный в заголовок, можно сказать - если действительно исходить из интересов общества, то далеко не каждого преступника следует помещать в тюрьму.