ИНАЧЕ ПРОИГРАЕШЬ
Наши политические аналитики единодушно сходятся во мнении, что сегодня в Украине практически нет явного претендента на президентский пост, далеко опережающего других по своему воздействию на электорат. Марчук, Мороз, Симоненко - из года в год называются имена одних и тех же партийных лидеров, отличающихся друг от друга разве что политической риторикой. Наверное, именно поэтому так трудно делать прогнозы о результатах стремительно приближающихся президентских выборов. Незначительный перевес тому или иному претенденту может дать ухудшение здоровья российского президента или новое заявление Лужкова относительно Крыма, очередной каприз МВФ или непопулярная военная акция.
Но по-настоящему важным фактором успеха в борьбе за пост №1 в государстве является прочная экономическая база партии, поддерживающей того или иного кандидата. Похоже, в политических кругах Украины это понимают слишком хорошо. Поэтому самые первые и мощные удары наносятся по тем кандидатам, финансовое положение которых наиболее стабильно. Речь, конечно же, идет об образцово-показательном устранении Павла Лазаренко и ослаблении (хотя и косвенном) позиции Александра Мороза.
Похоже, что для кандидата на президентский пост быть бедным - бесперспективно, а богатым - опасно. Вот почему самые умные из них укрепляют экономическую базу своей партии очень осторожно, разрабатывая сложные финансово-политические комбинации, призванные скрыть от глаз широкой общественности их прямые цели.
Вот лишь один из таких гроссмейстерских ходов.
3 декабря депутаты на редкость дружно проголосовали за принятие новой редакции Закона «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональную оценочную деятельность в Украине». Необходимость в укреплении правовой основы деятельности оценщиков (т.е. лиц, имеющих сертификат на право определять стоимость недвижимости или пакетов акций) назрела давно. В частности, особенно очевидна необходимость установления юридической ответственности оценщика или фирмы, осуществляющей оценку, за последствия их деятельности.
Законопроект, разработанный комитетом ВР по вопросам экономической политики и управления народным хозяйством, предусматривал решение многих из этих проблем. Поэтому он был одобрен депутатами еще в феврале нынешнего года. Но Президент Украины наложил на закон вето, предложив внести в него семь поправок.
Основное требование Президента - убрать статью, которой предусмотрено создание некоего Комитета по оценочной деятельности. Из данного закона совершенно неясно, кто будет контролировать работу этого Комитета, действующего на основе самоуправления. Зато четко расписаны его практически неограниченные права в сфере оценки. Предполагается, что Комитет по оценочной деятельности будет обладать всей полнотой информации о проводимых в стране сделках по купле-продаже имущества, имеющей стратегическое значение. Кроме того, Комитет, не являясь государственной организацией, получает исключительные полномочия в области экспертной оценки. Фактически это означает, что все сделки по купли-продаже как мелких, так и крупных объектов, пакетов акций, создание совместных предприятий с иностранными инвесторами, получение кредитов под залог в банках будут находиться в зоне влияния данного органа. Более того, Комитет получает монопольное право на выдачу новых лицензий оценщикам и перерегистрацию уже выданных.
В итоге вырисовывается некий экономический монстр, удерживающий под контролем не только процесс приватизации, но и продажу крупной собственности на вторичном рынке. По мнению многих специалистов, концепция данного закона предусматривает фактическое устранение государства от контроля и проведения оценки имущества.
Понятно, что ни Президент, ни Кабмин не могли согласиться на такое узурпирование полномочий государства сугубо общественной структурой. Достаточно вспомнить, что только за шесть месяцев текущего года в госбюджет от приватизации государственного имущества, а также от сделок по купле-продаже недвижимости поступило более 1 млрд. грн.
И все же, несмотря на очевидную логику поправок Президента, опирающуюся на анализ ведущих отечественных специалистов в области экспертной оценки, вето встретило жесткое противодействие. При этом наибольшую активность проявили прогрессивные социалисты. Осведомленные партийные источники сообщают, что Наталья Витренко лично участвовала в разработке данного закона и всерьез рассчитывает возглавить Комитет по оценочной деятельности. Можно допустить, что этот Комитет Витренко планирует создать под свою партию, возможно, с целью укрепления ее экономической базы.
Прогрессивные социалисты проявили столь явную заинтересованность в этом законе, что он, вполне естественно, стал предметом политического торга. Логика «левых» вполне очевидна: пусть Витренко возглавит придуманный ею комитет и станет маленьким царьком в этой маловлиятельной епархии каких-то оценщиков. Зато в ходе решающей борьбы за президентское кресло взамен этой незначительной уступки можно будет рассчитывать на то, что прогрессивные социалисты не внесут раскол в единство «левых» сил.
Правые же полагают, что более плотное занятие прогрессивных социалистов проблемами свободного рынка смягчит ортодоксальность их позиций и позволит надеяться на дружественный нейтралитет в ходе предвыборных баталий.
Подготовительная работа прогрессивных социалистов оказалась настолько эффективной, что спустя 10 месяцев после наложения президентского вето этот закон был опять принят в новой редакции, которая, учтя две непринципиальные поправки Президента, максимально сохранила все, что касается Комитета по оценочной деятельности.
Большинство депутатов, очевидно, полагают, что провели удачный торг с Натальей Витренко. Но, похоже, парламентские стратеги на этот раз могут крупно просчитаться. Глобальный контроль над процессом купли-продажи недвижимости - вещь отнюдь не второстепенная. В случае принятия закона без учета поправок Президента, опирающихся на мнение большинства экспертов-оценщиков и государственных учреждений, контролирующих и регулирующих этот вид деятельности, в короткий срок будет создан мощный рычаг навязывания правил игры на рынке собственности, выгодных одной политической партии.
Таким образом, левые и правые, привычно пытающиеся использовать прогрессивных социалистов в качестве разменной монеты в политических торгах, сами оказались использованы соратниками Витренко, которые тонко сыграли на противоречиях между двумя непримиримыми лагерями. И хотя аналитики пока не включают лидера прогрессивных социалистов в число основных претендентов на выход во второй тур президентских выборов, при определенном стечении обстоятельств это вполне вероятно. Ведь в свое время и в Белоруссии мало кто мог прогнозировать победу на президентских выборах Лукашенко.