АНАТОЛИЙ ГРИЦЕНКО ВЕРИТ В КРЫМСКИЙ ПАРЛАМЕНТ

Поделиться
На днях исполнилось полгода, как многострадальный крымский парламент возглавил четвертый по счету (наверное, уже последний в этом созыве) спикер - Анатолий Гриценко...

На днях исполнилось полгода, как многострадальный крымский парламент возглавил четвертый по счету (наверное, уже последний в этом созыве) спикер - Анатолий Гриценко. Сейчас, когда его коллеги-депутаты на парламентских каникулах, можно подвести некоторые итоги последней сессии.

- Эти полгода, в течение которых шла шестая сессия, парламентом Крыма прожиты не зря, так как были приняты очень важные документы, которые обсуждались порядка 10-11 месяцев. Один из главных итогов сессии - доработка конституции Автономной Республики Крым по неутвержденным статьям и передача их в Верховную Раду Украины на утверждение. Также были приняты законы о Совете министров АРК, о Верховном Совете АРК и о выборах Верховного Совета.

Следующий важный итог этой сессии - смена Совмина Крыма, отставка и освобождение от должности Аркадия Демиденко. Ибо, вместо конкретных решений вопросов по выходу из той кризисной ситуации, в которой находится народное хозяйство автономии, вместо принятия радикальных мер по погашению задолженности по заработной плате, практически весь Совмин превратился в предвыборный штаб по подготовке к новым выборам, где было инициировано и образовано под руководством премьер-министра автономной республики А.Демиденко движение «Крым - наш дом». Все это мешало нормальной конструктивной работе правительства Крыма, и, я думаю, депутаты правильно сориентировались в этой ситуации, приняли решение об отставке А.Демиденко и назначении председателем Совета министров Анатолия Романовича Франчука. И теперь нельзя не заметить, что есть реальные сдвиги в работе Совмина.

Очень жестко ставится вопрос о погашении задолженности по заработной плате, ежедневно обсуждаются и принимаются меры по завершению уборки урожая текущего года. Невзирая на сложные погодные условия, на сегодняшний день уже собрано и намолочено более миллиона тонн зерна. В прошлом году эта цифра была не более 750 тысяч тонн. Рост промышленной продукции в Крыму за июнь на 11% также говорит о том, что происходят существенные изменения и в промышленности. Если в целом брать сессию, то она была очень бурной и непредсказуемой. Ее начало было обусловлено противостоянием депутатских фракций в связи с переизбранием президиума и председателя ВС Крыма. Но закончилась она тем, что депутаты поняли, наверное, всю личную ответственность перед своими избирателями. И для стабилизации обстановки в парламенте в конце концов приняли решение о том, что председатель ВС Крыма теперь освобождается двумя третями голосов. Это позволит председателю Верховного Совета быть более уверенным в принятии решений по улучшению работы парламента.

- Согласны ли вы с тем, что на стабильность в парламенте повлиял факт формирования нового крымского правительства, которое по своему составу отвечает политической структуре Верховного Совета Крыма? Т.е. нынешнее правительство автономии фактически коалиционное?

- Предсказания Аркадия Демиденко о том, что отставка Совмина Крыма и его лично связана с тем, что многие депутаты рвутся к министерским портфелям, не оправдались. Потому что не было цели у депутатского корпуса занять все посты в Совете министров. Но, тем не менее, часть депутатов перешла туда работать. И все же не все интересы фракций были учтены при формировании правительства, и оно не в полной мере является политическим отражением парламента. Однако вы, наверное, все-таки обратили внимание, что впервые так быстро был назначен новый председатель Совмина и без больших дебатов были представлены и назначены все министры и председатели республиканских комитетов. Отсутствие больших противоречий во время формирования нового состава правительства, я надеюсь, является гарантией стабильности его работы. Но отмечу, что правительство А.Франчука не является ни коалиционным, ни межфракционным. При его формировании учитывались прежде всего профессиональные качества кандидатов. Хотя к отдельным товарищам, которые были назначены на те или иные должности в Совмине, уже есть серьезные претензии, и некоторые кадровые изменения не исключены. Если они не поправят положение дел в тех отраслях, за которые отвечают, то безусловно в составе Совмина будет ротация. И, я думаю, ВС Крыма в этом поддержит премьера, ибо нам сегодня нужен конкретный результат работы. Крымчане уже не могут ждать - ситуация критическая.

- Менее чем два года назад пребывая в должности премьера, Анатолий Франчук очень жестко критиковался парламентом и в результате был отправлен в отставку. Сейчас он опять возглавляет правительство, и складывается впечатление, что депутаты рассматривают его возвращение как панацею от всех нынешних экономических бед Крыма. Почему произошла такая переоценка личности Анатолия Романовича?

- Конечно, Анатолий Франчук не есть панацея от тех проблем, которые сегодня существуют в автономии. Но нельзя не учитывать того огромного опыта, который имеет Анатолий Романович, приобретенного не только на уровне руководителя крупных промышленных предприятий, но и на уровне союзного министерства. Это просто профессионал своего дела, он умеет реально и объективно оценивать ту ситуацию, которая есть, умеет анализировать и, главное, прогнозировать ситуацию. Поэтому это тот руководитель, который сегодня именно в этих условиях должен управлять народнохозяйственным комплексом Крыма. А почему два года назад его отправили в отставку? Как раз тогда парламент республики решал этот вопрос не с точки зрения профессионального подхода, а руководствовался чисто политическими соображениями и амбициями. И, я думаю, в этом смысле Крым достаточно много потерял.

- Взаимоотношения Киева и Симферополя в какой-то мере развиваются по принципу маятника. И складывается впечатление, что сейчас есть предпосылки некоего их охлаждения. Я имею в виду имущественные споры...

- Если в начале работы ВС Крыма - 1994-1995 гг. практически все взаимоотношения с Киевом строились на негативе и были односторонними действиями Симферополя, то с начала этого года Крым не инициировал ни одного такого жесткого шага в отношении Украины. Наоборот, мы делаем все для того, чтобы стабилизировать ситуацию в автономии. И, наверное, сегодня впервые за три с половиной года такая стабилизация во взаимоотношениях между автономной республикой и Киевом достигнута. Но, к сожалению, непродуманные действия отдельных чиновников в Киеве вызывают ответную негативную реакцию со стороны и депутатов ВС Крыма, и жителей Крыма. Таким действием, считаю, является незаконно принятое решение Кабмина Украины, подписанное П.Лазаренко, о передаче санатория «Россия» из подчинения ВС Крыма в распоряжение Государственной налоговой администрации Украины. Оно вызвало настороженность в отношениях Крымской автономии с органами государственной власти Киева. Мы сегодня на себе ощутили, что, говоря о соблюдении законов, говоря о соблюдении Конституции, в то же время в Киеве принимают нормативные документы, которые противоречат и Конституции Украины, и конституции АРК. Мы не хотим осложнений с Киевом, не хотим напряжения ситуации, не хотим, чтобы нас подозревали в очередном всплеске сепаратизма. Скорейшее утверждение всех статей конституции Крыма, скорейшее принятие законов Украины о Верховном Совете АРК, о выборах будет гарантом сохранения стабильности в регионе и государстве. Поэтому я просил Александра Александровича Мороза, чтобы осенью в Верховной Раде одними из первых были рассмотрены документы, касающиеся АРК. Но я также хочу сказать, что законопроекты, переданные в Верховную Раду Кабинетом министров, не согласованы с крымским парламентом, и это недопустимо. Нельзя, чтобы документы, которые регламентируют деятельность органов крымской власти, принимались без учета мнения Верховного Совета Крыма и Совета министров автономии. На мой взгляд - это неуважение к крымчанам. Я также убежден, что нам необходимо переходить на договорные бюджетные взаимоотношения между регионом и центром. Ибо Крым сегодня регион не дотационный, можно употребить термин «самодостаточный регион», и мы хотели бы, чтобы все налоги, которые формируются на территории АРК, оставались в автономии. Но республика брала бы на себя обязательства и гарантии участия в финансировании общегосударственных проблем, которые есть в Украине. Это даст возможность повысить статус автономии, повысить уровень самостоятельности. Я могу привести в пример предприятие «Крымавтогазсервис». Два года назад ВС Крыма принял решение о проведении економического эксперимента, предоставив ему некоторые льготы. И это предприятие из станции технического обслуживания перешло в разряд стабильных производств. Начиная с 1994 года в бюджет Крыма ежегодно поступали сверх установленных заданием средства. В 1994 году - 182 тыс. гривен, в 1995-м - 809 тыс. гривен, в 1996-м - 760 тыс. гривен. На этом предприятии создаются рабочие места, оно не имеет задолженности по зарплате перед работниками, не имеет задолженности по пенсионному фонду, не имеет задолженности по всем платежам-налогам, оно развивается, создаются новые линии, запускается новое производство... Поэтому когда у нас будет возможность самим формировать бюджет, проводить собственную налоговую политику, то, я уверен и есть расчетные показатели, мы сможем резко сократить падение производства в Крыму. Если мы достигнем прироста промышленной продукции хотя бы на 1-2%, то тогда у нас в автономии не будет вообще проблем по выплате заработной платы, по выплате пенсий.

- Противники ваших предложений также имеют весомые аргументы в свою пользу. Хотя бы то, что несколько лет назад, когда одноканальная система формирования крымского бюджета работала, Крым далеко не всегда выполнял условия бюджетного договора. Или другой аргумент - ВС Крыма тоже освободил целый ряд санаториев от платы за землю, других налогов, вследствие чего республиканский бюджет недополучит определенные средства. И еще один пример. ВС Крыма в уплату долгов Татарстану передал своим решением несколько корпусов санатория «Форос». Народный депутат Украины Игорь Франчук предполагает, что там просматривается личный интерес некоторых крымских депутатов. Может, проблема в этом?

- Среди противников идеи одноканального формирования крымского бюджета, на мой взгляд, были бывшие члены Совмина Крыма. Она была загублена Советом министров автономии. Ведь проще поехать в Киев, рассказать, какая тяжелая ситуация сложилась на полуострове, и попросить, чтобы из Центра перекачали деньги на решение каких-то проблем. А так надо же работать, надо вкалывать для того, чтобы этот бюджет наполнить, а не только говорить о том, как у нас плохо. Что касается вопроса об освобождении наших санаториев от уплаты некоторых видов налогов, то мы это сделали только лишь в середине июля текущего года. О передаче корпусов санатория «Форос». Я был категорически против того, чтобы мы рассчитывались имуществом республики. Но приведенные аргументы меня убедили, что необходимо принимать такое решение. Сегодня дача Тессели (передаваемая часть санатория «Форос». - В.П.) занимает 29 гектаров земли. Это большой участок, за который необходимо платить. В 1993 году президиум Верховного Совета АРК обратился к президенту Татарстана М.Шаймиеву с просьбой оказать помощь в выделении нефтепродуктов для обеспечения теплом населения Крыма. И такая помощь была оказана - Татарстан выделил порядка 18 тыс. тонн мазута. Теперь пришло время, когда за это нужно платить. Сегодня Татарстан настаивает на том, чтобы мы рассчитались за ранее взятые товарные кредиты. Татарстан очень длительное время эксплуатировал на договорных началах эту дачу, содержал ее круглый год. С 1996 года он отказался от этого и попросил в качестве возмещения по взаимозачету как раз на сумму 2 млн. долларов часть территории дачи и ее два корпуса. Хотя изначально были требования отдать по взаимозачету всю дачу Тессели полностью. Мы посчитали балансовую стоимость тех двух зданий, которая по нашим подсчетам, составляет 500 тыс. гривен - это 250 тыс. долларов. И ВС Крыма принял такое решение, так что нас зря упрекают, зря хотят найти какой-то криминал, чью-то личную заинтересованность. Надо было искать личную заинтересованность тогда, когда получали 18 тысяч тонн мазута. Можно, конечно, сегодня отказать Татарстану и больше никогда не рассчитывать на то, что мы где-то что-то получим.

- Анатолий Павлович, видимо, все-таки парламентские выборы состоятся следующей весной, не так уже много времени осталось работать Верховному Совету Крыма. Что, по вашему мнению, нужно в первую очередь сделать крымским депутатам, чтобы уйти достойно?

- Я бы хотел, чтобы на момент окончания полномочий этого состава Верховного Совета Крыма не было задолженности по зарплате, не было задолженности перед Пенсионным фондом. Хочу, чтоб продолжился рост промышленной продукции, наступила бы стабилизация в сельском хозяйстве, улучшилась работа курортно-рекреационной зоны Крыма. Если эти вопросы будут решены, я буду считать, что парламент автономии, не взирая на всю пеструю палитру политических событий, сделал большое дело для крымчан.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме