АНАРХИЯ — МАТЬ ВСЕУКРАИНСКОГО ПОРЯДКА

Поделиться
По мере учащения пульса президентской предвыборной кампании широкие массы политобслуги будущих ...

По мере учащения пульса президентской предвыборной кампании широкие массы политобслуги будущих официальных кандидатов энергично раскручивают тему выбора между демократическим развитием и коммунистическим реваншем в Украине. Между тем, более к месту были бы приведенные в воспоминаниях Нестора Махно слова Ленина о том, что крестьянский анархизм «ускорил бы победу коммунизма над капитализмом и его властью». Ибо наша формально антикоммунистическая власть в силу действия знаменитого закона отрицания отрицания всем сердцем восприняла ленинский тезис и применила его в конкретных исторических обстоятельствах (еще один завет Ильича) не к капитализму, а... к коммунизму.

На обломках компартийного самовластья

О рыночно-демократических наших реформах нельзя сказать, что они провалились. По той простой причине, что они и не начинались. Избрав традиционный для развивающихся стран путь догоняющей модернизации, наши кормчие так и не удосужились уточнить, какую стадию развития передовых стран они намерены достичь. Впрочем, их можно понять. Как прикажете назвать стадию, в которой торговцы на вещевом рынке, многие из которых в свое время занимали ответственные посты в промышленности, строительстве, армии, школах, институтах и т.д., были единодушны в момент широкомасштабного социологического опроса: нынешний их статус не идет ни в какое сравнение с прежним, но к старой работе никто вернуться не намерен. Еще бы: здесь деньги и свобода, а там... «Какие мы были дураки, соглашаясь прежде за все отвечать: за взрывоопасные предприятия, солдат, учеников, студентов, рабочих». А посему наши социологические герои против любого режима - демократического, коммунистического, националистического, ежели оный захочет снова поставить их под свой контроль.

Да что там челноки и уличные коммерсанты! Ведь само государство своим периодическим всепрощением обязательных платежей в бюджет вырабатывает отвращение к труду и, по сути, навязывает гедонистический стереотип западной жизни, совершенно умалчивая о трудовой аскезе как основе «реального капитализма». В США, например, образ жизни нашего самодеятельного населения присущ таким маргинальным слоям, как иммигранты, безработные, люмпены, и соответствует простейшему социальному уровню по имени «выживание». Когда уровень сей заменяет все другие, общественная система становится анархичной во всех смыслах: нет эффективной центральной власти и монополии на применение силы, не хватает социальных институтов, норм и правил, отсутствует не только законность, но и нужда в легитимации любой деятельности.

Современная Украина есть не что иное, как традиционное общество, которое частично модернизировано, частично разрушено. При этом модернизированный сектор растет куда медленнее, нежели дезинтеграция традиционных основ и потеря части прежних цивилизационных завоеваний. Так, достижения в виде развязанной инициативы, гласности и банковской системы тонут в процессах разрушения производства и мотиваций к его реанимации, исчезновения среднего класса и расцвета криминалитета. Любой порядок воспринимается как государственное ярмо, а полукриминальное естественное состояние - как подлинная свобода. Люди, в свое время не сумевшие подняться по советской социальной лестнице, сегодня счастливы от того, что сгорела сама лестница.

В персональном плане анархизм порождает загнанного в угол одиночку. Поговорите о житье-бытье с любым счастливым участником коллектива экономической самодеятельности - от рыночного торговца до его хозяина, от частного автоизвозчика до охранника частной структуры - и вы услышите жалобы на временность, зависимость, давление, постоянную опасность, незащищенность. Да и в институциональном плане анархизм искажает все общественные функции. С властью и Конституцией вроде бы все ясно. Ну а с Церковью? Да, роль ее выросла неизмеримо, но работает ли она в качестве структуры, формирующей социальную идентичность? Увы, как и в экономике, от нее требуют или, точнее, вымаливают только помощь. Так что многие прихожане искренне бы удивились, узнав, что у религии совершенно иная роль.

Одним словом, кризис идентичности - пожалуй, самый серьезный в Украине и превосходит даже экономический. Так как это касается не только личностей, не только коллективов, но и национальных интересов, приходится признать: то, что в посткоммунистической Украине уничтожение старых институтов и норм не сопровождается созданием новых, сводит на нет концепцию какого бы то ни было интереса. Это более всего заметно на примере нынешнего понимания политического успеха и президентского, в частности.

Что есть политический анархизм

Политический успех - вожделенная мечта тех, кто к нему стремится. Здесь находят выход многообразные ожидания самореализации, признания со стороны других, достижения престижного статуса и экономического благосостояния, возможности влиять на события. Если следовать классику социологии Максу Веберу, то политику присущи три черты - страсть, ответственность и глазомер (т.е. постановка рациональных целей). Так вот анархический индивид в политике руководствуется исключительно страстью и воспринимает как успех собственное своеволие и сопутствующий ему эмоциональный подъем. Естественно, что субъективное ощущение такого политика, как правило, не совпадает с рациональными целями, сама политика делается непредсказуемой, интересы страны не осознаются и не артикулируются, производимые разрушения превышают объем созиданий. Возникает противоречие между патриотическим и хаотическим, которое обычно выдается за победу нового (ведь такого рода политик - прежде всего великолепный демагог).

Самый яркий пример «анархиста в законе» - Борис Ельцин. Что касается украинской версии «царя Бориса», то я бы составил коллаж из отдельных элементов Леонида Кучмы, Павла Лазаренко, Петра Симоненко и Натальи Витренко. Но главным анархистом в стране является, безуловно, Его Величество Государство, волюнтаристски играющее с финансовыми структурами и распоряжающееся ими не под влиянием объективных обстоятельств, а следуя целям обогащения отдельных «творческих коллективов». Каждый очередной всплеск финансового кризиса ангажирует Украинское государство как одного из самых хищных конкурентов в борьбе за выживание. Разве, например, введение в 1995 году гособлигаций внутреннего займа с огромной нормой растущего процента не есть карикатурная форма выживания государства, повторяющая формы выживания его граждан путем перепродажи алкоголя и прочих «продуктов первой необходимости»? Подобные финансовые инструменты показывают, что государство, как и бомж, живет только сегодняшним днем. «Великолепная команда» его изобретателей и эксплуатационников из Минфина и Нацбанка с огромным подъемом все эти годы играла роль государственного Мавроди и, судя по последней программе правительства, намерена делать это и впредь.

Таким образом, описанная система анархических отношений исключает утверждение о демократическом характере политического режима в Украине. Нет надежд и на его «реструктуризацию» в будущем, ибо это подорвет власть, живущую за счет распада всего и вся. Поэтому если вы спросите меня, на что надеяться, то могу лишь предложить вашему вниманию историю о том, как в Лондоне прошлого века, где лошади были единственным и притом бурно растущим видом транспорта, боялись когда-нибудь оказаться погребенными под конским навозом. Но пророчества не сбылись - были изобретены автомашины.

Вот и демократическая машина давно существует, а выживание за счет развала не может быть вечным. Но ни на анархически-олигархических верхах, ни на анархически-охлократических низах демократии не хотят. Пострадавшая в очередной раз от Гуляй-Поля-на-Печерске мелкая вольница, скорее всего, потребует для начала наказать виновных, а виновный в народном сознании имеет неясные черты Паразита, чучело которого пытались сжечь донецкие шахтеры во время приснопамятного столкновения с милицией. После этого устами своих коммунистическо-социалистических представителей в Верховной Анархо-Переяславской Раде она потребует немедленной национализации «награбленного». То есть попросит до боли знакомой помощи от государства: вернуть все как было и впредь быть предельно хорошим. В результате очень легко может случиться движение не от анархии к порядку, а от анархии к хаосу.

Пока что август 98-го вернул Россию то ли в 92-й - начало рыночных реформ, то ли в 27-й - конец ленинского нэпа. Окажется ли Украина в тех же «конкретных исторических условиях», будет зависеть, мне кажется, от поведения единственного потенциально прогрессивного общественного слоя - национально-демократической интеллигенции, временно потерявшей созвучный месту и времени социально-экономический ориентир. Будучи интеллигентами, но не будучи интеллектуалами, они после обретения Украиной независимости проявили преступную наивность и неграмотность. В том смысле, что не размышляли о реальных процессах и находились в плену эмоций «державотворення». Горький опыт минувших лет должен заставить их своим покаянием, работой совести и мысли сделать еще одну попытку сломать парадигму отечественного развития.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме