Утрата Брата

24 мая, 2013, 19:40 Распечатать
Выпуск № 18, 24 мая-31 мая 2013г.
Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы
Отправить
Отправить

Уже были 2000-е с актуальностью гламура, беззаботности, в крайнем случае - максимально эстетически упакованных философских размышлений. А Балабанов продолжал взирать на эпоху со своей особой колокольни.

Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы

Утрата Брата

Кинорежиссер Алексей Балабанов ("Брат", "Мне не больно", "Кочегар") умер душной майской ночью, работая над сценарием о молодом Сталине.

А менее года назад, в жаркой Венеции на кинофестивале, Балабанов представлял свой последний фильм "Я тоже хочу". На экране была лютая русская зима, странная компания путешественников за счастьем и сам режиссер, член Европейской киноакадемии, в качестве героя, умирающего со словами "А я счастья хочу". И вот его не стало… Неожиданно для всех. В 54 года.

У российского кино какая-то несчастливая полоса. Три месяца назад ушел Алексей Герман, Балабанова, к слову, не любивший. Но в "очереди за счастьем" (по балабановской версии) они теперь недалеко. Может и подружатся?

Балабанов ведь не меньший русский автор. Принципиально другой и по стилю, и по зрительскому резонансу. На свой манер препарировавший и советскую эпоху, и новое постсоветское время. У кинематографических 90-х благодаря Балабанову есть спорный, но знаковый герой - Данила Багров. Типология русского богатыря, чья сила в правде.

Поразительно, "Брат" (1997) снят всего три года спустя после тарантиновского "Криминального чтива". Романтика бандитизма вела перекличку с обоих полушарий. Причем, "Брат", разумеется, работал на реалистическую картину мира, ту, которая за окном. Только в 2000-м, когда у реальности появились приметы комикса, Балабанов позволил себе снять особенно несерьезное ироническое продолжение "Брат-2", где Багров и Америку уделывает. Единственный смешной фильм в его карьере.

Дилогия о Багрове прогремела во всех бывших братских республиках. А уже фильмы Балабанова никогда такого успеха не имели. Они остались в зоне профессионального и интеллектуального интересов. За ним закрепилась слава режиссера, снимающего мрачное, неаттрактивное кино.

Ведь даже с классикой он работал в определенном направлении - Бэкетт, Кафка, булгаковский "Морфий". И никакая сатира на 90-е - "Жмурки" или "Мне не больно" - его репутации не исправили.

Это уже были 2000-е с актуальностью гламура, беззаботности, в крайнем случае - максимально эстетически упакованных философских размышлений. А Балабанов продолжал взирать на эпоху со своей особой колокольни.

На "Мне не больно" закончился кинороман Балабанова с Санкт-Петербургом. Городом, который он остро чувствовал, и который именно такой в его фильмах, каким его НЕ любят коренные жители. Город-сон, город-мрак, город-наваждение. Именно этот образ Питера, прошедший через "Счастливые дни", "Брата", "Про уродов и людей" и "Мне не больно", мне особенно дорог. (Кто видел Петербург Балабанова, никогда не будет вздыхать об атмосфере "ПитерFM").

"Мне не больно" - странно нежная картина для сурового балабановского кинематографа - была оттянутой пружиной, вслед за которой режиссер ударил в лоб таким опусом, что не всякий осилит и всякий ужаснется.

От некоторых фильмов бывает физическое ощущение ужаса. Уверена, что в связи с "Грузом 200" дело не только в мастерстве, но и в чистой случайности. Или в энергетическом заряде ненависти, который вкладывает режиссер. Но все-таки, настаиваю на формуле "сошлось". Что-то похожее испытываешь на "Необратимости" Гаспара Ноэ или "Забавных играх" Ханеке. Страшно важное это кино в балабановском творчестве. Ведь и сам он пришел в кино на излете советской эпохи (кто знает, какого бы кинобунтаря эта система могла взрастить, просуществуй она хоть на 10 лет больше?). А стал хранителем памяти о временах, идущих на смену. Наверное, по фильмам Балабанова будут судить не столько об эпохе, сколько о душевном состоянии человека. В 90-е, 2000-е. Конечно, это состояние далеко не универсальное в смысле поколений. Мне, человеку на то время уже соображающему, эти годы не виделись такими беспросветными. Но у Балабанова была своя оптика. Замылить ее он не давал никому.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК