Путешественников с Востока и Запада привлекает Львовщина, ведь львиная доля памятников архитектурного, изобразительного искусства Украины именно в области, здесь же крупнейший музейный комплекс - Львовская национальная галерея искусств имени Бориса Возницкого (она состоит из 16 музеев).
В сентябре 2016 года известный культуролог, политолог, редактор газеты "Ї" Тарас Возняк возглавил это учреждение. В один из самых больших музейных комплексов Украины с новым руководителем пришла и новая команда, которая, стремясь заинтересовать новых и старых посетителей, начала ремонтировать, реставрировать помещение, по-новому подавать экспозицию.
- Господин Возняк, как начиналась работа?
- Начинать было трудно, особенно когда в стране который год война, особенно когда на войне можно спекулировать, дескать, не до культуры сейчас. Но у каждого свой фронт. С мертвой точки сдвинули, даже с хорошим ускорением.
По опыту собственного руководства должность вроде бы не новая, казалось бы - культура, Галичина; но это учреждение масштабное, под 300 работников, здесь и наука, и творчество, и технические, и экономические вопросы.
Это не чиновнический отдел с четкими предписаниями, не команда газеты, не общественная организация с "единомышленниками-добровольцами" - здесь много людей и много мнений. И очень часто перемены к лучшему тормозятся, собственно, мышлением в стиле "совок".
- О количестве с качеством, пожалуйста.
- Статистика - вещь упрямая, начало деятельности принесло новую выставочную жизнь в залы галереи, и не только ее залы. Новое руководство понемногу повысило частоту открытий выставок, вот поэтапно: 22 выставки за сентябрь-декабрь 2016 года, 19 выставок за первое полугодие 2017 года, 21 выставка за второе полугодие и 24(!) выставки за первое полугодие 2018-го.
Теперь о качестве. Мое требование - максимально привлекать богатейшие собственные фондохранилища. А это значит, что перед открытием подбираются экспонаты, они реставрируются, обрабатывается литература, архивы, публикуется каталог с текстами и иллюстрациями, воплощается другой "прикладной креатив", потом один–три месяца - демонстрации, и снова что-то новое - немало усилий. Еще относительно качества: выставки превратились из сухого показа предметов в интерактивные события. Первой бомбой позитива стали "Сокровища Подгорецкого замка". Такого в галерее еще не было: иллюстрированная история родов-хозяев замка, интерьеры, живопись его часовни, - все оживало на трех экранах после прикосновения пальцев гостей события.
Открытия часто сопровождаются небольшими классическими концертами, благодаря сотрудничеству с львовской филармонией. А вот выставка "Венеция как состояние души" началась с дворцового карнавала, приглашенные были в масках и костюмах. Регулярно открываются ворота двора перед посетителями музыкальных фестивалей Львова.
Сотрудничество в совместных проектах с Одесским музеем западного и восточного искусства и Киевским национальным музеем искусств имени Богдана и Варвары Ханенко позволило раритетам путешествовать в совместных выставках. Сейчас в турне по Украине галерейные скульптуры американского украинца Михаила Дзындры (Одесса, Днепр, Харьков, Киев).
И, конечно же, суперзвезды галереи, которых увидела Европа, - Иван Георгий Пинзель (Париж, Вена, Антверпен, Милан) и Жорж де Ла Тур (Милан и Лозанна).
Еще один важный момент - под большинство выставок самостоятельно печатаем цветные каталоги. Почему это важно? Потому что каждое такое событие неповторимо: особый отбор экспонатов, особое оформление, подача, а потом вдруг все это расформировано, разошлось по фондам или разъехалось по городам к своим хозяевам. В этом смысле это важный элемент архивирования на будущее.
- А откуда брать деньги?
- Сначала надо отречься от традиционного "совкового" мнения, что музей - это полностью бюджетное, скромно существующее учреждение. Снова упрямая статистика о доходе ЛНГИ: 2016 год - 7 миллионов гривен, 2017 год - 12,5 миллиона гривен. Итак, почти вдвое больше благодаря разным методам, не в последнюю очередь и посредством "перенаправления ручейка денег" из частных карманов в бухгалтерию учреждения. Еще заработал новосозданный отдел фандрайзинга и промоушена - это движение к привлечению средств от грантодателей и партнеров. И, конечно же, этот отдел стал хорошим пиар-посредником между музейщиками и посетителями, завязалась дружба, скрепленная Фейсбуком, журналистами и другими медиа.
- Как же подобрать и удержать такие квалифицированные кадры? Опять деньги?
- Да. Пригласить специалистов, которых не хватает, и требовать от коллег большего сложно, когда те живут на мизер, - банальная констатация, безусловно. И выход, о котором никто раньше не говорил, нашелся - это поход на Киев. Правительство прислушалось, и теперь завершается перерасчет зарплаты по новому коэффициенту. Коэффициент - это такая цифра, которая может сделать работника с базовой ставкой в сфере культуры в разы счастливее и продуктивнее, от двух до пяти раз.
- Какие загородные филиалы больше всего любят посетители?
- К счастью или к сожалению, сами слова "замок" или "дворец" привлекают посетителей больше, мы и не против. Но боремся за внимание и к другим нашим загородным музеям: неподалеку Львова есть живописная локация Музея современной скульптуры Михаила Дзындры, также отдельная загородная ветвь - Музей-заповедник Маркиана Шашкевича, Музей гетмана Украины Ивана Выговского, Музей-заповедник "Пятничанская башня", Музей Жидачевской земли.
Спрос растет - теперь должны думать больше о перераспределении движения гостей филиалов по-другому. Например, Олесский замок перегружен, и такая, кстати, проблема у многих известных европейских музеев. Несмотря на то, что там работает максимальное количество персонала с максимальным количеством рабочих часов, поток туристических групп не иссякает. Поэтому мы открыли для посетителей после косметического обустройства часть залов Подгорецкого замка, впервые почти за 80 лет! Там сейчас действует выставка репродукций живописи, которая когда-то висела на его стенах, демонстрируются фотографии прежних роскошных интерьеров. К сожалению, не можем предложить большего, ведь реставрацию, возвращение раритетов, обеспечение температурно-влажностного режима для них тормозит неопределенный статус дворца.
- Реставрация замков - как справиться с этим испытанием?
- Напомним, что с нашими замками сегодня. Золочевский замок в хорошем состоянии, можно, конечно, что-то достраивать-дореставрировать, но комплекс в целом презентабельный.
Олесский - в удовлетворительном состоянии, основные работы проводились еще давно при советской власти, когда после пожара туда вошла галерея. Если бы здесь при проведении работ стремились к большей визуальной аутентичности, но тогда выбирать не приходилось. И третья жемчужина - огромный и заброшенный "при совке" Подгорецкий комплекс. Предварительная оценка его полной реставрации - от 20 до 40 миллионов евро, для государственного финансирования сумма неподъемная. Уже давно ведутся разговоры о масштабной поддержке с разными организациями: благотворительными фондами, меценатами или даже посольствами государств, с чьей историей связан дворец, - география разнообразнейшая. Они готовы помогать и дарить в больших масштабах, однако традиционно есть одно "но". Пока не упорядочено имущественное состояние сооружений и территорий наших музеев в области, начинать какую-либо серьезную реставрацию невозможно. Этот очень дорогостоящий процесс любой солидный грантодатель или меценат не захочет начинать, если мы, музей, не имеем документов аренды или собственности на объект реставрации. Подгорецкая жемчужина сегодня самая проблемная, ее "историческая территория" вообще разделена на четыре зоны в разном подчинении, так что здесь вопрос не только о финансах.
Упорядочение документации на замки зависит сейчас от Львовской областной администрации, а иначе - объекты в подвешенном состоянии, нет соответствия с современным значительно измененным законодательством. Если раньше, во времена светлой памяти Бориса Возницкого, получить здания для сохранения любыми бумажными средствами было явлением прогрессивным, то теперь этого мало. Теперь эти памятники надо дальше сохранять и "музейно развивать", и это на основе правильно разработанной документации.
- В чем преимущества музейной опеки над памятниками перед концессионной опекой?
- Здесь надо сказать о нескольких факторах. Где-то в цивилизованной Европе, где работает продуманное законодательство о концессии, где есть кому контролировать и принимать меры, если концессионер не выполняет обещанного, где-то там такое явление положительное - не у нас. Создание соответствующего законодательства лоббируется нуворишами, которые не знают, как легализировать накраденное. Кроме того, сегодняшнее поколение бизнесменов не привыкло инвестировать во что-то долгосрочное, ему хочется быстрых денег, ведь "косить бабло" привыкли сразу, и еще неизвестно, кто будет "на коне" после очередных выборов. К тому же в случае нарушения условий концессии - кто серьезно проконтролирует или примет соответствующие меры? Вероятнее всего, все "порешается", если вообще до того дойдет.
Вот и получаем, например, замок в Старом Селе - концессия с 2010 года. Фактически ничего не делается и продолжается разрушение. Печальный случай с Поморянским замком - от комментариев можно воздержаться, увидев свежообвалившуюся стену на фото. Там не было концессии, зато была общественная организация. Также общественная организация фактически закрепила за собой Свиржский замок, и рассчитывать на профессиональную реставрацию им по вышеупомянутым причинам не удастся. А время проходит - Свирж тоже не в лучшем состоянии. Мы могли бы включить и его в свои отделы. Он не сохраняется сейчас правильно, и хотя находится в терпимом состоянии, однако не открыт для качественного показа посетителям.
- Насколько активно галерея старается решить вопрос с упорядочением документации на замки?
- Активно, в пределах правового поля. Это не одно обращение в Львовскую областную государственную администрацию, Министерство культуры Украины, к главе Львовской облгосадминистрации О.Синютке, к голове Львовской областной рады А.Ганущину. И, наконец, учитывая отсутствие существенных ответов, к президенту Украины П.Порошенко письмом №188 от 16.04.2018 года. Мы в полной боевой или скорее рабочей готовности к развитию замков-музеев, ждем действий власти.
- Пальцами на оппонентов укажем?
- Уже указывали - не секрет. Развернута дезинформационная кампания относительно статуса и судьбы кольца замков, четко очертилась российская пятая колонна, которая состоит из медведчуковских политических и медиа-проектов, а также проектиков ВО "Свобода".
Чем ближе к выборам, тем очевиднее становится, что они четко работают в связке. Отдельные депутаты блокируют все усилия по упорядочению правового статуса замков и искусственно удерживают их в подвешенном состоянии - а вдруг при очередной смене власти "отожмут" себе несколько. Хотелось бы ошибаться...
- Еще о точках над "і" в скандально-проблемных вопросах: кражи из фондов и судьба полотен Альтамонте, которые произошли еще до вашего вступления в должность.
- Итак, коротко. В 2017-м комиссия из наших работников по инициативе Министерства культуры провела сверку фондов, была обнаружена значительная недостача музейных предметов разных групп хранения: старопечатные книги, рукописи, графика, нумизматика, керамика и др. В целом около 500 единиц произведений. Галерея обратилась с соответствующими заявлениями в правоохранительные органы, результат на сегодняшний день - два уголовных производства в ведении Галицкого и Каменка-Бугского отделов нацполиции Львовской области. По моему мнению, фонды могли разворовываться еще с советских времен, систематически, но пусть последнее слово будет за полицией.
Об Альтамонте. Практика дарения другим государствам собственных музейных жемчужин, шедевров не предусмотрена украинским законодательством. Четыре "скандальных" полотна (которые на самом деле не все кисти Альтамонте) принадлежат только украинскому государству и никому другому принадлежать не могут, точка!
- Какие проекты реализовываются уже сегодня?
- В сотрудничестве с LvivMozFest подготовлена мощная выставка, которая касается музыкальной жизни во Львове, когда здесь проживал Франц Ксавер Вольфганг Моцарт.
В совместном проекте "Новая реальность Пинзеля" с ОО Художественный совет "Диалог" начали интенсивное сканирование и фотографирование работ мастера, чтобы потом созерцать трехмерные проекции скульптур Пинзеля, даже каменные, которые являются частью обрамления зданий - такого в музеях Украины еще не было. В Львовской галерее искусств находятся приблизительно 90 процентов известных работ мастера - есть что оцифровывать, проект растянется во времени, но "первые цветы" расцветут в наших залах до начала зимы. Этот процесс скрупулезный, технически сложный, и он открывает перед нами возможности, о которых мы и сами можем не подозревать. Трехмерные голограммы смогут "экспонировать Пинзеля дистанционно", сохранить его нетронутым для исследователей и реставраторов, возможно, сделают разнообразной подачу его в учебном процессе.
И далее прокладываем дороги для Пинзеля в Европу - согласовываются планы на Лозанну (Швейцария) и Ватиканский музей.
Одесситов, харьковчан и киевлян просим не пропустить наши выставки в местных партнерских музеях, наше сотрудничество надолго.
Разрабатывается возможность использовать QR-коды для компонования собственной экскурсии: есть смартфон - и ты сам себе гид. Есть программы по детским мастер-классам, а также квестам для любого возраста, лекции об отдельных наших шедеврах на выходных в дружеской атмосфере.
Еще относительно нововведений - внедряем POS-терминалы, для оплаты карточкой непосредственно в музее, параллельно внедряем электронный билет, который посетители смогут покупать онлайн. Начнем с самых популярных филиалов, в музеях вне Львова - сложно, поскольку нет Интернета, поэтому закупаем модемы. До зимы все должно быть, как говорят галичане, - хоть кровь из носа, но будет!
- Для того чтобы быть удовлетворенным, работы еще много…
- Очень... Но удовлетворенность - понятие относительное, можно кайфовать и от процесса, в конце концов, многими вещами уже можно гордиться. Осознаем, что есть и внешние преграды, и куча проблем в своем доме. Оптимизация предусматривает и непопулярные методы, но "назвался грибом (гендиректором) - полезай в корзину. "Лупати сю скалу" постсовковой музейщины нелегко - ежедневно решаются вопросы, которые прежде не поднимались: от смешной закупки метел, необходимых работникам компьютеров, до галерейно-наполеоновско-мировой экспансии. Но музеи теперь не одни, а с новыми посетителями, верными посетителями, 16 локаций учреждения открыты для дружбы.