Рышард Калиновский. Танец как способ поделиться

3 июля, 2015, 00:00 Распечатать Выпуск №24, 3 июля-10 июля

"Я всегда стремился к активности. Сначала, конечно, это было движение физическое. Эстетика появилась позже. А еще мне импонировала работа над перформансами. Я любил делиться чем-то со зрителями, хотел, чтобы они получали удовольствие и вдохновение", — объясняет свой жизненный выбор Рышард Калиновский, польский хореограф и уже более десяти лет творческий руководитель Люблинского театра танца.

 

"Я всегда стремился к активности. Сначала, конечно, это было движение физическое. Эстетика появилась позже. А еще мне импонировала работа над перформансами. Я любил делиться чем-то со зрителями, хотел, чтобы они получали удовольствие и вдохновение", — объясняет свой жизненный выбор Рышард Калиновский, польский хореограф и уже более десяти лет творческий руководитель Люблинского театра танца.

Безостановочное действие

Любовь Рышарда к танцу выпестована непреодолимым интересом к движению. Его детство, словно солнцем, залито воспоминаниями о выходных у бабушки. Она жила в маленьком поселке, где было не более пяти хаток, лес, поле — далекий от цивилизации оазис.

До переезда на учебу в Люблин Рышард рос в родном Дубечно. В небольшом городке в почете было больше производство, чем сельское хозяйство. Люди работали по восемь часов на стеклозаводе. Варианты отдыха и развлечений — дом культуры, футбольный клуб, маленький театр. Рышард выбрал спорт, играл в футбольной
команде.

Но еще с юных лет преподаватели и знакомые часто делали комплименты мальчику по поводу его способностей к актерской игре и танцу. Однако нос он не задирал. 

Актерское искусство, среди прочего, предполагает и невербальное общение с аудиторией. Калиновскому это импонировало, и он хотел даже подавать документы в актерскую школу, но однажды пленился старым американским фильмом с танцорами Джимом Келли и Фредом Астером. Их образы запечатлелись в памяти будущего польского хореографа на всю жизнь. 

Позже судьба еще раз подтолкнула Калиновского — он увидел объявление о предстоящей постановке и отборе актеров для участия в ней. Объявление висело в центре культуры "Хатка Жака" (Chatka Żaka) при университете Марии Склодовской-Кюри в Люблине.

И Рышард снова вспомнил фильм, который когда-то его так поразил. Ему хотелось создать очень похожий на американский танец, правда, не в мюзикле, а в постановке в стиле модерн. К тому времени Калиновский уже начал пробовать себя в актерской игре и пантомиме, поэтому и решился принять участие в отборе. Так начался его путь в танце и театре. 

Позже, получив высшее образование в университете Марии Склодовской-Кюри по специализации "Театр и танец", Рышард начал искать себя в искусстве. 

В 2001-м поступил в коллектив Люблинского театра танца, который со временем и возглавил. Позже Калиновский организует многочисленные художественные фестивали, встречи, панели для обмена опытом. Перформансы и спектакли под его руководством получили признание как в Польше, так и в других странах — Испании, США, Франции, Германии, Нидерландах, Беларуси, Украине. Сейчас он специализируется в разноплановых хореографических техниках — от контактной импровизации до польской методики современного танца.

Важный выбор

Художника вдохновляет разнообразие жизненных импульсов: "Мне интересны истинные человеческие истории, сами люди, то, что они думают, что творится в их голове".

Большинство тех, кто выбирает хореографию, — люди, которые просто любят это искусство. Часто они очень мало получают и иногда работают даже бесплатно, лишь бы иметь возможность делать то, чему так преданы. Но есть и те, кто имеет хорошую танцевальную школу, принимает участие в постановках известных театров. Многие танцоры работают на фестивалях, делают постановки и театральные спектакли или же передают свои навыки в качестве педагогов. Кое-кто, как Калиновский, работает при городских учреждениях Польши, организует разные танцевальные мероприятия. 

В общем, говорит пан Рышард, по сравнению с Францией или Германией, в Польше не так много танцоров. Есть примерно пять сугубо танцевальных групп, а остальные — проекты, сочетающие танец, театр и оперу.

С каждым новым спектаклем, рассказывает хореограф, усиливается стремление развиваться. Ведь раньше из-за занятости в проектах у него не было достаточно времени шлифовать навыки. Многое дорабатывал сам и немного завидует тем, кто учился годами и может свободно перепрофилироваться из техники в технику. Но как бы там ни было, он нашел себя в танце и теперь помогает в поисках другим танцовщикам, которые охотно движутся художественным путем вместе с ним.

Все по-настоящему

В украинских танцорах Калиновского более всего поражает исполнительское мастерство: умение глубоко переживать каждую историю и абсолютная отдача, присутствие на сцене. Актер, выходя на сцену, искусно показывает то, о чем должен рассказать в определенной роли. Иногда — по личному решению, иногда — по заданию хореографа. "Всегда видно, что человек глубоко переживает состояние своего героя. В других странах я видел, как танцоры исполняли номера, но не особенно проникались ролью, не пропускали танец через себя. У украинских танцовщиков все по-настоящему", — делится впечатлениями Рышард Калиновский.

Понимая ситуацию в Украине, сложность этих событий для всей страны, Калиновский говорит, что в международном масштабе примеров спектаклей на тему войны немного, потому что очень трудно пересказать, интерпретировать трагические моменты. 

Однако, считает хореограф, современный танец все равно возникает из интенций настоящего. Творческие люди не могут не рефлексировать на то, что происходит рядом. "Я знаю, что некоторые художники замалчивают определенные вещи. Но современный танец — это то, чем мы живем. Мы должны рассказывать о нынешних событиях, как ни тяжело это эмоционально", — убежден художник.

 
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно