Писанки не только на Пасху

17 апреля, 2015, 00:00 Распечатать

В коллекции известной украинской писанкарки Оксаны Билоус около 5 тыс. писанок. О них знают не только в нашей стране, но и за ее пределами. О.Билоус — заслуженный мастер народного творчества Украины. Кстати, она первой в нашей стране была удостоена этого почетного звания. Вместе с коллегами по цеху известная мастерица создает коллекцию украинских писанок.

 

В коллекции известной украинской писанкарки Оксаны Билоус около 5 тыс. писанок. О них знают не только в нашей стране, но и за ее пределами. О.Билоус — заслуженный мастер народного творчества Украины. Кстати, она первой в нашей стране была удостоена этого почетного звания. Вместе с коллегами по цеху известная мастерица создает коллекцию украинских писанок. Благодаря ее усилиям удалось воссоздать старинные изделия из нескольких коллекций конца ХІХ в. Книги по писанкарству, написанные Оксаной Билоус, хорошо известны тем, кто интересуется этим народным ремеслом.

— Оксана, на какие праздники в Украине традиционно расписывали писанки? 

— Писанки писали целую весну — от Сретения до Зеленых святок. А потом весь год использовали их во всевозможных обрядах. Нельзя утверждать, что традиция писанкарства пришла к нам с христианством, ведь самая древняя керамическая писанка, найденная археологами, датируется ІХ в. И до сих пор на этих произведениях искусства изображают знаки, берущие свое начало с дохристианских времен.

Традиции и секреты мастерства писанкарства передавались из поколения в поколение, от бабушки к внучке. При этом следующим поколениям строго запрещалось менять расположение знаков, поскольку можно было что-то нарушить в предназначении писанок. Писали их только старшие по возрасту женщины. Девушки около них учились. Ведь молодежь не могла знать всего, что надо записать на писанку. 

— Правда ли, что в символах, изображенных на писанках, закодирована определенная информация, которая является оберегом для рода и народа, пожеланием, как именно мы хотим жить?

— Именно поэтому писанки и называются писанками, что на них что-то "записано". Но то, что вы сказали, — это уже более современные представления. Наши предки, создавая писанку, думали о продолжении рода, о том, чтобы не останавливалась жизнь на земле. И это было главное. Впрочем, писанки использовали как обереги на все случаи жизни — чтобы никто в семье не болел, чтобы хорошо плодоносила земля, чтобы скот не переводился, чтобы молния в дом не ударила и т.п. И сегодня люди верят в магическую силу писанки. Иногда просят — дайте мне писанку для любви, для ребенка, для дома. А я говорю, что любая писанка может быть и для ребенка, и для дома, и для всего остального. Главное — чего вы сами хотите, что попросите.

Недавно на выставке в Пирогово ко мне подошла женщина и попросила писанку, которую можно подарить злому человеку — чтобы он стал добрее. Я говорю: возьмите ту писанку, которая вам по душе. Женщина выбрала с символом солнца. Это символ тепла, энергии, движения вперед и — любви. Ведь любовь — это тоже энергия. Я объяснила это женщине. Она задумалась и говорит: "Наверное, тот человек такой злой, потому что его никто не любит". Я отдала женщине писанку и мысленно "зарядила ее" — пожелала человеку, для которого она предназначена, добра и любви.

— Как "заряжать" писанку энергией? Когда пишешь, должен думать о своем желании?

— Конечно. В рисунок вкладывается энергия мастера. И наши предки это понимали. Сам процесс написания писанок — это фактически обряд. В нем все имело значение. Например, в ХІХ в., прежде чем писать писанку, убирали жилище. По воду для красок и мытья яиц женщины шли до утренней зари, пока "ворон не намочил рук", т.е. пока она чистая, и к ней не притронулась злая сила. 

— Символика писанок необычайно разнообразна. О ней вы написали уже не одну книгу. Если коротко — что это за знаки? 

— В писанкарстве используются две группы символов — женские и мужские. Женские касаются Великой матери — Богини неба. Ее рисуют по-разному. Иногда это вертикальная черточка с кружочками с двух сторон и палочками — "руками-ногами". А иногда ее изображают в человеческом облике. 

Богиня — на небе, а под землей у нее есть противоположный образ — мужской. Это огненный змей. На наших писанках неимоверно много т.н. юрков — S-подобных символов змея. Иногда его изображают с крыльями. Ибо по легенде змей поднимается в небо, оплодотворяет богиню, и она рожает дождем на землю. Когда на небе видна молния — считается, что это летит к богине огненный змей. Гром — это свидетельство того, что произошло возрождение природы. Половину "юрка" можно рассматривать как спираль, что является схематическим изображением эволюции Вселенной.

К группе знаков, символизирующих женское начало и рождение жизни, принадлежат: волны (бесконечность), грабельки (дождь идет с неба), рыба, птичка.

Мужская сила отвечает за энергию, развитие. Это такие знаки, как звезда, огонь — "трикветр" (трехкрючковый крест). 

Этот огонь находится под землей, он никогда не исчезает. Как и огненное ядро Земли. И его символы имеют огромное значение. А солнце — это небесный огонь, который во все времена уважали и возвеличивали. На писанках солнце обозначают по-разному: круг, круг с точками, с крестом внутри, с лучами. 

Мужское и женское начала равнозначны. На одних писанках преобладают женские знаки, на других — мужские. Это связано с древними обрядами, в которых эти писанки использовались. 

Символическое значение имеют и цвета. Есть мужские: красный, желтый (цвета огня). И есть женские: белый, фиолетовый, голубой. Кстати, если смешать синий и желтый цвета, получится зеленый — цвет жизни. Самые древние писанки были преимущественно красного цвета, потому что это — цвет огня.

— А яйцо, на котором рисуют писанку, считается символом Вселенной?

— Да. Почти у всех народов мира яйцо считалось источником жизни. Множество легенд и мифов связано с его культом. Однако яйцо принадлежит и к сфере подземной, оно является атрибутом змея. Согласно легендам, змей несет яйцо или раскалывает его. 

При раскопках древних могил на территории Украины в погребальных камерах археологи находили красные глиняные яйца. Такой была своеобразная дань, подарок Богу, который должен принять тело покойника. Девушку, которая умирала незамужней, хоронили в венке из писанок. Это — словно нимб вокруг головы Богини. И сама девушка уподоблялась ей.

— Через неделю после Пасхи — поминальное воскресенье. Пишут ли к нему специальные писанки? 

— Да. Символику этих писанок изучала Романа Кобальчинская, известный украинский этнограф. Такие писанки обязательно должны быть пустыми. Специальные символы, нарисованные на них, означают покой души, счастливый переход в потусторонний мир. Они несут следующую идею: Бог бессмертен, он умирает и воскресает, природа умирает и воскресает, душа наша умирает и воскресает, поэтому не следует бояться смерти. Бог и природа дарят большую надежду на жизнь.

Поминальные писанки весьма отличаются от других. Они двухцветные и на них изображают лишь один символ — белый крест. Этот знак символизирует огонь, солнце и подземное царство. Такой крест является равносторонним в отличие от удлиненного к низу христианского. Белый, поскольку это — цвет неба, куда попадает душа, цвет чистоты и света.

Белый крест на поминальных писанках рисовали на черном или синем фоне. Это в христианстве черный цвет считается цветом скорби. А раньше это был символ плодородной земли. Синий — цвет неба. Есть и другое объяснение особенной палитры цветов. Черный — это мужской цвет, а синий — женский. 

Писанки для поминального воскресенья клали на могилу умершего. Ими выкатывали крест — качали по земле вертикально и горизонтально в виде креста. Затем прикапывали прямо на могиле и на следующий день смотрели: если писанка на месте — значит душа умершего спокойна. Поминальные писанки натыкали на палочку, втыкали ее в пасху и ставили в красный угол.

Об этой и других традициях, связанных с писанками, мы больше всего узнаем из бесценной монографии конца ХІХ в. "Описание коллекции народных писанок". Это каталог писанок, хранившийся в частном музее дворянки Екатерины Скаржинской. Одним из его авторов был хранитель музея — член императорского Русского географического общества Сергей Кульжинский. "Описание" было издано отдельным альбомом в Москве в 1899 г. В нем, кроме образцов писанок, содержится описание истории, обычаев, легенд, символики. "Только писанки могут рассказать нам о том, о чем молчит народная память...", — отмечает автор каталога. До наших дней коллекция писанок не дошла, но мы воссоздаем ее по каталогу. 

— С какими мыслями разукрашивают поминальные писанки?

— Это молитва о душе умершего, которая ждет воскрешения. А вообще я думаю, что поминальная писанка должна быть благодарностью тому человеку, о котором вспоминает писанкар. Рисование такой писанки — это акт очищения, всепрощения, любви. 

Наши предки считали, что человека берегут семь поколений предков. И надо со всеми ими наладить хорошие отношения. Например, написать писанку для своей пра-пра-прабабушки, о которой вы почти ничего не знаете. Но она есть, и она вас бережет. Кстати, на писанках ХІХ в. изображены женщины-богини с зонтиками. Тогда в селах зонтиков точно не было. Что это за символ? Очевидно, купол, оберегающий человека от внешних негативных воздействий. Семь поколений — это как зонтик.

— Долго ли хранили писанки?

— Поминальные — только до поминального воскресенья. А другие в качестве оберега дома держали в доме круглый год. Они лежали в корзине на видном месте. 

Говорят, если писанка сломается, лучше не выбрасывать ее в мусорник, а бросить в воду, огонь или прикопать. Так вы отдаете писанку стихии, из которой она пришла. 

Кстати, символика, используемая в писанках, встречается не только в писанкарстве. Но и в таких древних ремеслах, как выбойка (декорирование ткани вытесненными на полотне разнообразными узорами и орнаментами. — О.О.) и приготовление "печатных" пряников. Наши пряники ничем не хуже известного во всем мире тульского. У нас эти лакомства готовили в каждом городе, где была ярмарка. Я нашла мастера, изготавливающего резные деревянные штампы для "печати" и на тесте, и на ткани. Решила возродить старинные ремесла. Настолько увлеклась, что без всего этого теперь просто не существую. Я этим живу. 

Фото Евгении Онищенко

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно