Пациентов много, а медсестра одна…

30 августа, 16:15 Распечатать Выпуск №32, 31 августа-6 сентября

Все началось полгода назад. 

Иван Осадчий, выписываясь из хирургии обыкновенной городской больницы в Никополе, решил отблагодарить персонал — подарить что-то полезное. 

Наверное, кто-то посчитал бы полезным коньяк с конфетами, но Иван не пошел по пути старых традиций. То, что он придумал, со временем превратилось в замечательный социальный стартап — подарок превратился в успешную идею.

Иван решил подарить хирургическому отделению кнопки для вызова медсестры. Такие кнопки есть в частных клиниках, так почему бы не поставить их у кроватей пациентов городской никопольской больницы?  

Благодарный пациент стал изучать рынок и не нашел систем вызова медсестры, которые бы ему понравились. 

Во-первых, эти системы работают по принципу кнопок вызова официанта в ресторане, поэтому в сообщении о вызове, которое приходит на пейджер медсестре, не видна фамилия пациента — только номер палаты и койка. "Медсестра — не официант, — говорит Иван. — Ей важно понимать не только, что ее ждут, но кто именно, нужно отображение фамилии пациента, которая ассоциирована с врачебным назначением и пониманием "тяжести" пациента. Когда в отделении 50 и более больных, медсестра может не вспомнить мгновенно фамилию, увидев только цифру. К нумерации коек тоже надо привыкнуть".

Во-вторых, существующие системы вызова не рассчитаны на архитектуру больничных отделений, где много перекрытий. "Если вы хотите систему кнопок для официанта поставить в больнице, нужно будет установить несколько усилителей сигнала, — объясняет Иван. — Это означает увеличение стоимости на ровном месте из-за технического недостатка самих систем, и платить за эту непродуманность должен потребитель. Разве это честно?". 

В-третьих, надо тратить время на то, чтобы обучить персонал пользоваться системой. "Сейчас это неудобный китайский пейджер с цифрами — грубый мезозой для XXI века, — говорит Осадчий. — У медсестер достаточно работы, чтобы тратить время на обучение и привыкание. Я искал систему, где вызов пациента будет отображаться на привычных для медсестер мобильных телефонах". 

В-четвертых, существующие системы вызова медсестры дорогие — цена колеблется от 1,5 до 3 тысяч долларов. "Странные цены за гаджеты, не учитывающие специфику больниц и работу медперсонала, — это деньги на ветер", — считает Иван.

И тогда он решил создать свою систему, недорогую и эффективную. Идею подсказал французский девайс — весы: когда человек взвешивается на них, результат получает в виде сообщения на свой телефон. Точно так же при вызове медсестры сигнал должен поступать на планшеты, телефоны, смарт-часы самих медсестер.

"Вызов пациента с указанием фамилии должен выходить на девайсы медперсонала, на то, что они сами себе купили, к чему они привыкли, что не будут выключать, потому что туда пишут родные и близкие, — объясняет идею Иван. — Сообщение о вызове от пациента будет сопровождаться специфическим звуком, который даст понять, что это не просто сообщение, а вызов от пациента". 

А для передачи сигнала можно использовать WI-FI, он  гораздо лучше справляется с палатными стенами и не требует дорогостоящих ретрансляторов. Чтобы установить его в одном отделении, потребуется одна-две тысячи гривен, во многих отделениях роутеры уже установлены. 

Сигнал о вызове будет поступать не только на телефон медсестры, но и дублироваться на планшет на медсестринском посту. А в коридоре над дверью палаты, откуда идет вызов, загорится яркая красная лампочка. Медсестра, придя в палату на вызов, должна выключить ее (у двери есть специальный выключатель), и это будет сигналом для системы, что вызов принят. В случае если медсестре нужна помощь санитара или врача, она может мгновенно перевести вызов на коллегу, таким образом решается задача коммуникации между всеми сотрудниками отделения. "Если медсестра не придет на вызов в течение трех минут, ей будет отправлен повторный, — говорит Иван. — Но теперь фамилия пациента на ее телефоне высветится красным цветом и закроет весь экран девайса. За несколько месяцев работы нашей системы был только один повторный вызов. В 99,9% случаев медсестры приходят в течение трех минут. Я считаю, что это успех". 

Чтобы воплотить любую идею, нужна команда. Первыми в ней появились классные программисты, сумевшие написать программу в очень сжатые сроки. С февраля по апрель был создан первый образец кнопки, а уже в мае началось его пилотирование в хирургии больницы №1 Никополя. "Стартап нужно делать быстро или не делать вообще", — считает Иван.

Старший программист команды Дмитрий Журавко признается: он и его коллеги сами не ожидали, что все получится так быстро. Бывало нелегко. "Помог проектный азарт и гармоничная команда, — рассказывает Дмитрий. — Многие решения приходилось искать по ходу проекта, много недель провели без сна. Было понимание, что задумана классная вещь, и не сделать ее уже было нельзя. Именно такого решения, как делаем мы, пока нет нигде, мы первые. Ведь это не просто кнопка с приложением, а комплексное решение для коммуникации между персоналом, полноценный компонент ehealth. Это новинка как для Украины, так и для мирового рынка".  

 

Идею кнопки поддержали медработники хирургического отделения. Даже те, кто сначала относились к системе вызова настороженно ("я не хочу, чтобы мне на телефон приходил вызов", "эта система просто будет меня контролировать!", "я не горничная!"), со временем стали ее поклонниками. "Пилотирование кнопки проводилось с разрешения администрации, — говорит завотделением хирургии никопольской больницы Дмитрий Мамчур. — Все довольны — и медсестры, и пациенты. Пока мы ввели эту систему только в половине отделения, будем просить на все".  

Работая над кнопкой, Иван Осадчий проводил многочасовые интервью с врачами и медсестрами, составил специальный опросник, дабы понять, что именно нужно  сделать. Обсуждали с медперсоналом даже такие мелочи, как лучше закрепить планшет на медсестринском посту — горизонтально или вертикально. Каждое интервью занимало час-полтора. Загруженные врачи и медсестры находили для этого время.  

"Когда мы делали эту систему, в первую очередь думали о медсестрах, — продолжает Иван. — Пациентов много, а медсестра у нас одна, и нужно было так организовать работу, чтобы ускорить ее, но не нагрузить лишней деятельностью. Сократить количество передвижений по отделению (пусть ноги передохнут!), снять некоторый тревожный компонент и лишние переживания за пациентов (что и где происходит, когда капельница заканчивается) и создать такую систему, которая бы исключала злоупотребления со стороны пациента, например, когда он  все время нажимает кнопку, потому что тревожный".

Во время пилотирования кнопки открылся еще один плюс новой системы. Благодаря архиву событий, собранному ею, стало возможным вести мониторинг работы медсестры. "Контроль работы не был самоцелью, — говорит Иван, — но теперь стало понятно, как много работает медсестра в отделении. Минимум 40 вызовов за дежурство. А ведь она дежурит одна на все отделение, в котором в среднем от 40 до 60 коек, и, кроме вызовов, много раз обходит все отделение с назначениями или по другим вопросам. Старшая медсестра одной из больниц, где с осени будет установлена кнопка, уже сказала нам, что это хорошие данные для решения, кого из медперсонала премировать. Меньше всего своей разработкой я хотел бы испортить жизнь медсестрам. Им нелегко, они получают мизерную зарплату, работая сутки, рискуя заразиться инфекционными заболеваниями из-за постоянного контакта с кровью, выслушивают недовольство пациентов. Сложно представить себе другую сферу деятельности, где разрыв между ответственностью и оплатой за труд настолько велик. Минимум, который может сделать общество, — постараться облегчить им жизнь, добавить качества в условия их труда".

Любой стратап требует средств. Сначала Иван вкладывал свои, но неожиданно пришла помощь. Как-то Иван советовался о кнопке со своим товарищем Дмитрием Гуриным, экс-сотрудником Минздрава. Это получило внезапное продолжение: "На свой день рождения Митя написал в Фейсбуке пост: мол, друзья, не дарите мне подарки, а соберите, пожалуйста, деньги, хочу поставить в одно отделение Института рака классную систему, которую делают ребята, мне понравилась их идея, — вспоминает Иван Осадчий. — Так, еще на этапе разработки, у нас появился первый желающий приобрести нашу систему".

 Благодаря посту в соцсетях очень быстро была собрана внушительная сумма денег, которой хватит не на одно, а сразу на несколько отделений Национального института рака. В начале сентября начнется установка.

О новой системе вызова медсестры узнала директор киевской бизнес-школы MiniBoss Марианна Луцив. В ее школе дети учатся разрабатывать собственные проекты, презентовать их на форуме стартапов, организованном этой же школой, и реализовывать. То, что в больницах есть проблемы с вызовом медсестры, и надо с этим что-то делать, школьники обсуждали давно (у кого-то бабушка лежала в больнице, у кого-то друг попал в хирургию) и присматривались к разным решениям.    

Марианна рассказала своим ученикам о кнопке Ивана, и ребята загорелись новой идеей — сделать проект оформления детской кнопки для педиатрических отделений. Одиннадцатиклассник Семен Невядомский, воспитанник MiniBoss: "Весной мы в школе обычно думаем над тем, какие проекты будем делать. Есть два варианта: бизнес-проект, чтобы зарабатывать деньги, или же социальный. Мы выбрали второй. Узнав о кнопке, я поговорил с друзьями, и мы собрали команду — нас  шестеро, от 12 до 16 лет. Почему взялись за этот проект? Могу сказать о себе: наверное, потому что я — патриот своей страны, и захотелось сделать что-то полезное".

Свой проект ребята назвали One Click Help. Юные бизнесмены занялись промоматериалами для кнопки —  создали welcome-конверты и постеры с инструкцией.  Связали команду Ивана с клиникой "Охматдет", дети хотели установить кнопку именно здесь.

Welcome-конверт — это первое, что увидит каждый ребенок, поселившись в палату "Охматдет". В конверте много сюрпризов. Во-первых, наклейки с мультяшными и киногероями, которые можно наклеивать на кнопку вызова медсестры или куда угодно. Учащиеся из MiniBoss писали письма к правообладателям мультяшных образов и просили разрешение на использование для наклеек.

А еще ребята придумали веселого персонажа по имени Клик, который будет поддерживать маленьких пациентов. В каждый конверт вложен листочек с историей о Клике. В нем говорится, что Клик дает суперсилу для настоящих героев. В письме есть также просьба не беспокоить кнопку зря, ведь в больнице много других детей, которым тоже нужна суперсила. Свой вклад в проект сделал и знаменитый иллюстратор Сергей Майдуков, нарисовав для ребят "Клика". "Элементы игры помогают маленьким пациентам справиться со страхом и волнениями", — говорит Марианна.

Еще один подарок из welcome-конверта — сертификаты на несколько занятий по изучению английского или немецкого языка, подаренные Британским советом и Институтом Гёте, откликнувшихся на просьбу школьников помочь. Теперь у маленьких пациентов "Охматдета" будет не только поддержка веселых мультгероев, но и стимул побыстрее выздороветь, ведь тогда они смогут изучать иностранные языки в лучших языковых школах.

Свой проект One Click Help команда школы MiniBoss презентовала на Киевском Startup Forum. Специальное жюри, в состав которого входят собственники крупного бизнеса, определяет победителей и дает гранты на реализацию лучших проектов. "Это очень важная практика для детей, когда на взрослых условиях они презентуют совету бизнесменов свою идею и бизнес-план, и совет принимает решение, в какой проект сделать инвестицию, — говорит Марианна Луцив. — Представители бизнеса инвестируют добровольно, это их вклад в обучение нового поколения предпринимателей и собственников бизнеса. Самое важное — искренность и честность. Сегодняшние дети глубоко задумываются о социальных проблемах мира, и мы говорим им: вы — те люди, которые будут создавать страну, создавать мир вокруг себя".

"На удивление, после нашего выступления на форуме нас долго держали на сцене, — вспоминает Семен. — Хотя по регламенту на вопросы и ответы дают 3–5 минут, нас продержали 15. Был такой вопрос: "Вы понимаете, что вы берете на себя ответственность за риски, если система хоть раз даст сбой?". Я сказал: "Считаю, что без системы вызова рисков гораздо больше".

На Киевском Startup Forum проект One Click Help стал победителем, получив намного больше средств, чем запрашивали ребята: 34 тысячи гривен выделил совет бизнесменов и еще тысячу долларов лично от себя — предприниматель, не входивший в состав жюри. Этих средств достаточно не только чтобы напечатать конверты для нескольких тысяч детей, но и чтобы поставить систему "Кнопка" в первые отделения "Охматдета". 

Начмед клиники "Охматдет" Юрий Довбня рассказывает: "Мы еще не запустили "Кнопку", только все подсоединяем, идет предмонтажный этап. Понятно, что это будет эффективно и оптимизирует работу медсестер. В Киеве такое есть только в коммерческих клиниках, а у нас, думаю, будет еще лучше. Начинаем пока с отделения  ортопедии, все упирается в финансы. Больница не вкладывает в это ни копейки, все за деньги благотворителей. В сентябре заработает".

После Киевского форума ребята из MiniBoss представляли свой проект One Click Help на Национальном чемпионате по предпринимательству для детей и молодежи-2019 и заняли второе место, затем — в Болгарии на Международном чемпионате, где стали победителями среди 20 команд из 11 стран. Гранты на этих форумах не выделяют, но оценивают лучшие идеи.

Пока я собирала материалы для статьи, выяснилось две вещи. Во-первых, тех, кто так или иначе помогал и помогает социальному стартапу "Кнопка", много: медсестры, врачи, программисты, предприниматели, дизайнеры, ребята из MiniBoss и их родители... Обо всех поименно рассказать не получится, а хотелось бы. Во-вторых, волонтеров-помощников все прибывает, и это круто. На днях Иван написал мне: "Компания EQUIPA для "Кнопки" бесплатно установит наши лампы! В "Охматдете" нас приняли очень тепло".

У стартапа "Кнопка" большие планы. "Будем развивать наш продукт дальше и интегрироваться в новую систему электронного здравоохранения ehealth в Украине, — резюмирует Дмитрий Журавко. — Будем стремиться к тому, чтобы как можно больше больниц были оснащены удобной и простой для пользователей системой с качественной аналитикой для руководителей. Есть планы выходить на мировой рынок. Работаем".

Очень хочется, чтобы все это сбылось. Проект "Кнопка" — классный пример социального стартапа, объединившего энтузиастов. И того, как много могут сделать неравнодушные люди, загоревшись хорошей идеей. Пусть проект будет успешным. Но это зависит не только от его команды. Многие больницы не смогут оплатить установку "Кнопки", и здесь нужна будет помощь волонтеров.   

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 1
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно