Наша философия ─ "no drama"

11 мая, 16:14 Распечатать Выпуск №17, 12 мая-18 мая

В Киеве работает особенная мастерская "ТАК"  для молодежи с инвалидностью.

"В любом деле, для того чтобы оно получилось, должна лежать личная история, ─ говорит главный куратор студии "ТАК" Юлия Федорова.

У нас такая есть. У моей  сестры Олеси Яскевич есть сын Матвей ─ это наш космический парень. Матвей не видит, у него эпилепсия и аутизм. И хотя Матвею только 11 лет, Олеся задумывается  о будущем сына. Она видит, что специализированная школа и садик для таких детей ─ это хорошо, но вот что ребятам делать дальше, после 18 лет?  Они просто сидят дома, полностью изолированные от общества. Конечно, инвалидность бывает разная, и некоторые могут как-то социализироваться и устроиться на работу. Но что делать тем,  у кого комплексные  нарушения? Например, если человек не ходит, не видит, плохо слышит, у него эпилепсия и аутизм? У нас не только Матвей такой, их много, таких ребят. Олеся неоднократно была за границей, изучала, как эта проблема решается там. Решили попробовать сделать мастерские по опыту Европы".

В мастерской  "ТАК" помогают социализироваться молодым людям с инвалидностью. "ТАК" расшифровывается как "Творческие, активные, креативные". Звучит, как пионерский девиз. Но это мастерская со своей  философией. И в этом смысле ее можно назвать особенной.

В студию я шла, ожидая увидеть грустные лица, услышать жалобы на жизнь и общество, которое не интересуется людьми с инвалидностью. Но все получилось наоборот. Мне хотелось обогреть, обнять, подержать ребят, а оказалось, что обогрели меня. Так тепло, искренне и приветливо меня встретили, что казалось, будто я знаю этих людей уже много лет. Здесь чувствуется какая-то своя особая атмосфера, где все интересны друг другу,  где нет места равнодушию и лицемерию, где никто не давит на то, что "я же с инвалидностью, пожалейте меня".

"Только, пожалуйста, не надо называть участников нашей студии "люди с особыми потребностями", "с ограниченными возможностями". Они такие же, как все, просто с инвалидностью" ─ сразу предупредила меня  Юля Федорова.

 В Украине есть несколько похожих проектов, но они, скорее, исключение, чем правило. А вот в Европе подобные мастерские ─ дело обычное. Сюда ходят на занятия те, кто в силу разных проблем со здоровьем после окончания специализированной школы  обречен сидеть в четырех стенах своей квартиры и общаться только с семьей.

В мастерской "ТАК"  ребята изготавливают мыло, свечи, войлочные кошельки, подушечки – в общем, достаточно конкурентоспособную продукцию, которую с успехом продают потом на "Кураж-базаре" или через соцсети. Вырученные деньги раздают ребятам. Это их самостоятельный заработок, которым они очень гордятся. "Наши студенты (так мы называем участников студии "ТАК")  чувствуют, что могут сами твердо стоять на ногах, могут хотя бы минимально обеспечивать себя. Ну и получают уверенность в себе ─ я смогу, я такой же, как все", ─ говорит Юля. 

  В проект "ТАК" Юля попала неожиданно. Раньше у них с подругой был свой проект:  девушки шили разные "клевые штуки" и продавали их. А еще проводили мастер-классы для детей. Дети приходили разные – и с инвалидностью тоже. "Я поняла, что мне интереснее работать с ребятами с нарушениями. Не знаю, почему. Мне не было их жалко. Здесь другое… Может быть, другая отдача. Ведь для деток с нарушениями наши занятия – это как глоток настоящей жизни, живого общения. И потихонечку мы пошли в эту сторону. Потом я побывала волонтером на проекте "Мамина школа" для слабовидящих детей и их родителей. После этого ─ инклюзивный лагерь Space Camp. Несколько лет назад это был такой маленький пробный лагерь, теперь он вырос и стал большим. Я две недели помогала там сестре Олесе. Помню, после первого дня работы мы едем домой, она спрашивает: "Юль, ну как тебе?". Я говорю: "Олесь, нормально". А я впервые в жизни увидела четырех деток с комплексными нарушениями на один квадратный метр. Все было нормально, но немножечко тяжело. Олеся говорила мне, что будут разные ребята. Но одно дело, когда ты слышишь, а другое дело, когда видишь их вживую. После этого я поняла, что мне интересно работать с этой категории детей. Вот так всё у нас завертелось. Наша  общественная организация "Бачити серцем" решила создать проект для ребят 18+".

Изначально идея была в том, чтобы вытянуть из дому ребят с инвалидностью, научить их выполнять несложные операции, что-то вместе с ними изготовить, а потом  реализовать это и деньги отдать ребятам. "Чтобы они почувствовали вот этот вкус: "Я сам сделал, сам заработал, я могу что-то", ─ объясняет Юля. ─ В Европе, конечно, это делается немного по-другому, на государственной основе. А мы сначала собирали деньги с родителей, чтобы купить какие-то материалы для работы.  Потом нам очень круто  собрал деньги Кураж-базар ─  для большого старта мастерской. Это был благотворительный сбор. Мы поняли, что не можем все время стоять с протянутой рукой и просить: "Соберите нам денег". Ведь то, что мы зарабатываем, мы раздаем. Сейчас наш проект финансируется за счет гранта посольства Швейцарии".

Юля вспоминает, что, начиная свой проект, она и другие организаторы столкнулись с "потребительской стороной" некоторых своих подопечных и их родителей: "Люди  привыкли, что если у них или у их ребенка инвалидность,  то все им должны что-то  подарить отдать, заплатить, потому что "я же бедная и несчастная, у моего ребенка инвалидность". И у ребят было такое. Нам понадобилось какое-то время, чтобы донести родителям и ребятам:  у вас все в порядке,  Вы можете что-то делать, можете сами работать и зарабатывать деньги. Надо только  научиться, поднять пятую точку ─ и все получится. И да, все получается".  

В мае мастерская "ТАК" отпразднует свой первый день рождения – ей исполнится ровно год. Сейчас здесь занимается 11 студентов. "Будет еще одна девочка, ─ говорит Юля. – Но сначала мы с ней индивидуально поработаем, а потом уже будем вводить ее  в группу". О проекте "ТАК" родители узнают по сарафанному радио или из соцсетей, где мастерская  "ТАК"  и общественная организация "Бачити серцем" имеют свои странички.

Сейчас мастерская  размещается в Центре социально-психологической реабилитации детей и молодежи Соломенского района, с которым организация "Бачити серцем" заключила договор о сотрудничестве в рамках совместного проекта для ребят от восемнадцати и старше. "Спасибо большое директору центра, Параскевой Татьяне Ивановне, которая поддерживает нашу идею и понимает, что помощь маленьким детям с инвалидностью ─ это хорошо, но когда они вырастают, дальше нужно что-то делать", ─ говорит Юлия.

В мастерской очень уютно. Здесь ощущается свой комфортный и теплый мир, где все продумано до мелочей. На стенах ─ немного необычные (или, скорее, непривычные) плакаты. Например, такой: "Я хочу говорить" с рисунком губ. Юля объясняет, что этот плакат нужен для организации работы.  "Мы работаем обычно в тишине. Но если кому-то очень нужно поговорить, он подходит к куратору или его помощнику, и они уединяются где-то в стороне, чтобы не мешать другим".

Бросается в глаза написанный от руки плакат "Правила творческой мастерской "ТАК".  Кроме стандартных для любого коллектива правил ("опрятный внешний вид", "взаимоуважение", "взаимопомощь",  "у каждого есть имя", "не выходить без разрешения куратора или его помощника", "нельзя брать чужие вещи без разрешения"),  есть и неожиданные, но очень важные: "Не касаться другого человека без его разрешения", "Не подходить ближе, чем на два шага".

 "Мы работаем пять дней в неделю, ─ рассказывает Юля. ─ Поделили ребят на две группы. Есть группа тех, у кого больше опыта (они сами продают на Кураж-базаре то, что мы изготавливаем здесь). Некоторые даже устроились на работу на несколько часов в день. Вторая группа ─ это те, у кого меньше опыта, меньше навыков, то есть новенькие и те, кто много пропускал занятия, часто болел. Наша задача  ─ научить и подтянуть студентов второй группы (тех, кого можно научить) до уровня первой и устроить куда-то на работу. То есть вывести в свет.  Пусть даже это будет работа всего два раза в неделю.  Мы хотим также вытягивать из дому очень сложных ребят, тех, кто нигде никогда не будет работать  в силу интеллектуальных или физических нарушений. У них будет вот такая мастерская, где они своим пальчиком поставят какую-то точечку на изделии ─ и это будет их работа. Человек будет знать, что он пришел в мастерскую, у него сегодня задача наклеить десять наклеек, и это очень важно для всей команды. Ему это сложно, но он это сделает. Или, к примеру,  будем расписывать горшки, и он будет рисовать на них полосочки или клеить скотч, если у человека работают руки".

Придя в  гости в мастерскую "ТАК", я попала на занятие для новичков. У самого порога меня встретили Дима и Кирилл. Диме 34 года, Кириллу – 20.  Узнав, что я журналист и собираюсь рассказать о студии  "ТАК", ребята тут же повели меня показывать небольшое, но очень уютное хозяйство мастерской. Печку, в которой плавят воск для свечей, нити, ароматизаторы и красители для мыла. В красивой плетеной корзинке в опилках уже упаковано мыло для Кураж-базара. На каждой коробочке наклейка "Ручная работа". Отдельно лежат войлочные кошельки разных цветов, размеров и моделей. Я бы и сама с удовольствием купила такой.

"У нас в мастерской особая философия – "ноу драма", ─ говорит Юля. ─ Без жалости, без соплей. Мы не просим: "Пожалейте инвалида, купите мыло или свечи". Мы не играем на этом. Если мы за инклюзию, за равные права для всех, то почему мы должны быть особенными? Стараемся, чтоб наша продукция была конкурентоспособной. Мы просто говорим покупателям: "Купите мыло ручной работы, если оно вам нравится". 

 Перед началом занятия Кирилл подходит к специальному стенду. Здесь написано, какой сегодня день недели, год, месяц и число. А еще ─ есть места для фотографий участников группы и куратора, которые пришли на занятия. Кирилл перебирает стопку фотографий и выставляет на стенд фото тех, кто пришел, называя каждого поименно.

Вот в мастерскую в сопровождении мамы заходит Даша. Ей 25 лет, у девушки – двигательные нарушения, а еще она плохо видит – различает только цвета и свет-тень. Но, несмотря на это, она закончила школу, поступила в университет "Украина" на социального работника и даже закончила бакалаврат с красным дипломом. Сейчас учится на магистратуре.

"Даша много читает, с удовольствием учится", ─ рассказывает ее мама. ─ Когда училась в школе, я приносила ей книги шрифтом Брайля, а потом она освоила компьютер, выучила клавиатуру. Мы установили специальные программы, которые озвучивают все действия пользователя и  тексты. Теперь Даша сама находит и слушает все книги, которые ей интересны. А институтские лекции запоминает наизусть ─ у нее очень хорошая память и интеллект".

В университете Даша учится на заочном. Она бы с удовольствием училась на стационаре, но добираться в университет приходится на такси, а такие ежедневные расходы семье не по карману. Ведь  работать на полную загрузку мама не может – она должна помогать Даше. Поэтому работает через день. Мама рассказывает, что одногруппники очень хорошо относятся к девушке, поддерживают ее. А что будет дальше, после окончания магистратуры, сможет ли Даша где-то работать, мама даже не загадывает ─ "поживем-увидим".

В мастерскую они с Дашей приехали общественным транспортом (хорошо, что удобно добираться, в отличие от университета). Мама говорит, что хотя дорога не очень комфортная (много людей, душно, маршрутка резко тормозит), люди в транспорте очень  помогают войти-выйти, сразу уступают место. "Мне никогда не приходится об этом просить. Единственное, могу попросить, чтоб подали руку, когда Даша заходит. Я, бывает, поддерживаю Дашу снизу, когда она поднимается на ступеньку маршрутки, а люди подают руку сверху, в салоне".

Занятия в мастерской стали для Даши настоящим чудом, девушка ходит сюда с огромным удовольствием. "В первый же день, когда мы сюда приехали, у дочки половина страхов просто ушла. Страх общественного транспорта, страх  ступенек, страх упасть. ─ вспоминает мама. ─ Я не могу этого объяснить. Может быть, дело в том, что здесь, в мастерской, куратор общается с ребятами так: вы взрослые люди, и вы все сможете, сумеете, всему научитесь. И Дашуня это сразу так восприняла и приняла, это помогло ей.  Аура в мастерской особенная. Ты сюда вошел и чувствуешь тепло. Настолько все позитивно. Это непередаваемо".

Пока мы разговариваем с мамой Даши, в мастерской начинается обычный рабочий день. По традиции сначала все садятся в круг. На флип-чарте – плакат с правилами круга. Их всего два: слушать того, кто говорит, и поднимать руку, если хочешь что-то сказать. Ребята говорят обо всем, что им интересно: расспрашивают Юлю о том, выздоровели ли ее дети, о ее поездке в такую же мастерскую во Львов (какие там ребята, чем занимаются, что умеют). Дима просит Юлю позаниматься с ним и научить складывать вещи. Даша радостно сообщает, что уже научилась складывать полотенца, а раньше ей это не удавалось.

А Юля  рассказывает мне о тех, кто придет на занятие чуть позже, во вторую группу. Они приедут прямо с работы: "Саша и Бодя в "Салатейре" работают. Саша сухари фасует, а Бодя чистит яйца для салатов. Таня в "Макдональдсе" убирает со столов и моет полы.  Эту работу для нее нашли по ее же инициативе. Таня сказала "хочу", и мама договорилась. И хотя девушка работает только пару недель, ей очень нравится". Света шьет. На днях мы с ней ездили на собеседование в фирму, что шьет одежду. Это украинский бренд. Они шьют дорогую и качественную одежду. Согласились взять Свету на стажировку и испытательный срок. На это собеседование Света решалась долго, думала десять дней. Ей обычно нужно много времени, чтоб принять решение. Но результатом очень довольна".

"Это же дело всей ее жизни, но она консерватор", ─ резюмирует о Свете Даша, внимательно слушая наш разговор с Юлей.

Ребята с гордостью рассказывают мне о том, на что потратили деньги, заработанные в мастерской. Кто-то купил себе компьютерный столик, кто-то маме пальто, а кто-то отметил свой день рождения в пиццерии.

Поговорив со мной и обсудив день в круге, ребята садятся за стол ─ начинается работа. Сегодня они будут рисовать принты для сумок. "Давайте пожелаем себе, каким должен быть этот день", ─ говорит куратор. Все по очереди  говорят: "Хорошим", "Креативным", "Радостным", "Отличным". Я тоже не выдерживаю и участвую в круге: "И теплым. Чтобы всем нам было здесь тепло и уютно". Ребята улыбаются и кивают. А мне очень хочется, чтоб так же тепло этим ребятам было в нашем обществе. Чтобы подобные мастерские стали нормой и появлялись и в других городах, и не только за счет грантов, но и за государственные деньги. Чтобы было больше таких проектов по всей Украине. И спасибо тем, кто их делает.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно