Колонный зал им. Н.Лысенко Национальной филармонии Украины недавно собрал почитателей творчества известных украинских композиторов Жанны и Льва Колодуб. Минувший год стал для звездных супругов юбилейным. Обоим исполнилось по 85. Вряд ли где-нибудь еще в мире можно найти подобный феноменальный тандем.
Уникальность супругов Колодуб заключается не только в том, что их семейный стаж превысил 60 лет. Оба родились в 1930 г. первого числа (с разницей в пять месяцев: Жанна Ефимовна 1 января открывает год, а Лев Николаевич начинает цветущий май).
Музыкальные способности и любовь к музыке они получили в наследство от самых близких родственников. Родители Жанны - профессиональные музыканты. Отец Ефим Брондз был любимым учеником, а со временем ассистентом легендарного Петра Соломоновича Столярского, основал в Виннице музыкальную школу. Мама Льва Николаевича - Лидия Андреевна Колодуб - была оперной певицей.
Оба супруга были сиротами. Воспитанием и Льва, и Жанны занимались бабушки. Именно им было суждено сыграть решающую роль в развитии у внуков музыкальных способностей и определении их будущей профессии.
Благодаря бабушке Жанна окончила музыкальную школу по классу скрипки и фортепиано, а затем - Киевское музыкальное училище (также по двум специальностям), причем всего за два года. Во время обучения в консерватории фортепиано окончательно победило скрипку, и как пианистка Жанна достигла незаурядных успехов. А еще она посещала факультатив по композиции у знаменитого Бориса Лятошинского. Уже с первого курса работала концертмейстером на кафедрах скрипки, хорового и симфонического дирижерства, народных и духовых инструментов - вот почему ее эрудиция была значительно шире, чем у коллег-исполнителей, ограниченных только знанием репертуара и собственными техническими возможностями. Позже все эти знания ей очень пригодились.
Бабушка Льва Колодуба была учительницей музыки. Именно на ее плечи легла забота о мальчике, когда в 1938-м, после ареста отца, семья переехала в Харьков. Там Лев закончил музыкальную десятилетку (класс кларнета). А в консерватории обучался композиции у Михаила Тица - вынеся из его уроков непревзойденное владение оркестром и совершенное знание тонкостей оркестровой палитры. Впрочем, определенную роль сыграла и работа в оркестре Харьковского оперного театра - всю оркестровую кухню Лев Николаевич пропустил через себя. Вполне логичным стало в будущем его избрание президентом Ассоциации деятелей духовой музыки.
И здесь совпадение: и Лев, и Жанна рано научились зарабатывать себе на хлеб и определились со специальностью. Они и познакомились на концерте: Жанна посещала все концерты современной музыки, пленумы СКУ, где звучали новые произведения украинских композиторов, а Лев как раз в 1954-м вернулся в родной Киев, и его композиции зазвучали со сцены.
Встреча на концерте определила их судьбу: Жанна стала для Льва не только женой, подарившей ему двоих детей (теперь они окружены внуками), но хорошим другом и помощницей, хранительницей домашнего уюта. Время летит невероятно быстро: скоро 60-летний юбилей будет отмечать их дочь Оксана - известный музыковед, заслуженный деятель искусств Украины. Да и могло ли быть иначе, если родители - академик (Лев Николаевич) и член-корреспондент (Жанна Ефимовна) Национальной академии искусств Украины, профессора Национальной музыкальной академии (каждый создал собственную педагогическую школу), увенчанные званиями (народные артисты Украины) и наградами (Лев Николаевич - кавалер ордена "За заслуги", Жанна Ефимовна - лауреат Премии им. Н.Лысенко и др.)
Более полувека супругов Колодуб объединяет любовь к музыке. Ее создание было и остается для них насущной жизненной потребностью. За более полувека активной жизни в композиторской профессии каждый из них нашел свою нишу, сформировал неповторимый авторский почерк.
Лев Колодуб сегодня по праву считается корифеем украинской музыки и признанным мастером масштабных полотен. В его творческом багаже - четыре оперы, балеты, оперетты, 13 симфоний, более 20 концертов для различных инструментов с оркестром, две "Карпатские рапсодии", свыше 20 оркестровых сюит, хоровые, камерные произведения, романсы, музыка к спектаклям и кинофильмам - всего и не перечислить. Он создавал почти во всех жанрах, причем все написанное - виртуозная, талантливая музыка с ярким национальным колоритом.
Симфонии Льва Колодуба - своеобразная сага, летопись эпохи, пропущенная сквозь сердце и сознание художника и воплощенная в неповторимой звуковой палитре. Симфония-дума "Шевченковские образы", Симфония в стиле украинского барокко, "Симфония'86", "Pro memoria (Памяти жертв страшных лихолетий в Украине)" - только самые известные. Фактически они являются своеобразной антологией жизни целого народа и в то же время энциклопедией композиторского мастерства. Композитор всегда старался идти в ногу со временем (последняя его симфония так и называется - Zeitheist ("Дух времени"). Но на первом плане все-таки остается художественный образ, и главная задача автора - донести его до слушателя. За Симфонии №9, №10 и №11 Лев Колодуб удостоен Национальной премии им. Тараса Шевченко (другие его произведения восемь раз номинировались на эту самую высокую художественную награду страны).
Композиторская карьера Жанны Колодуб началась с полушутливой просьбы мужа помочь... Это было в начале 1960-х. Уже была дочурка Оксана. Жанна Ефимовна работала в консерватории, выступала как пианистка. Лев Николаевич работал над музыкой к кино и, не успевая, попросил ее написать ноктюрн для флейты. Вот где пригодились знания, приобретенные в классе Бориса Николаевича и во время концертмейстерской практики. Музыка родилась, как говорят, на одном дыхании - Лев Николаевич не изменил ни единой ноты. Начало оказалось поразительно удачным, и с тех пор композиция стала для Жанны Ефимовны жизненной потребностью, а пробужденный композиторский талант расцвел и окреп.
В творческом багаже Жанны Ефимовны преобладают произведения камерного жанра: оркестровые симфоньетты, сюиты, концерты; много произведений для детей. Так, широко известны две тетради ее "Обработок песен народов мира", "Музыкальная азбука" (сборник песен на народные тексты), а "Детский альбом" издан в далекой Канаде. Многие знают самое масштабное ее произведение - балет "Снежная королева", который в течение пяти лет с огромным успехом шел в Донецком оперном театре (партию Кая танцевал знаменитый Вадим Писарев).
Но самой большой ее страстью стала музыка для различных духовых инструментов и ансамблей: Драматический концерт для трубы с оркестром, Концертино для гобоя, струнного оркестра и фортепиано, "Украинская сюита" для квинтета духовых, "Калейдоскоп" для флейты, гобоя и фагота, "Музыка для четырех" для квартета саксофонов, "Эскиз в украинском стиле" для гобоя и фортепиано, "Славянский круг" для флейты и фортепиано и многие другие произведения, написанные по просьбе музыкантов, педагогов и студентов. Все они давно вошли в концертный и педагогический репертуар. Конечно, Жанна Ефимовна сохранила свою преданность и фортепиано - ее перу принадлежат два фортепьянных концерта, сюиты, альбом "Весенние впечатления" и другие произведения. Не остались без внимания другие инструменты - скрипка, альт, гитара, колокольчики (альбом из 16 пьес для этого инструмента стал хрестоматийным, поскольку ранее оригинальных пьес, написанных специально для него, не было). И всем им присущи прекрасная тембровая гармония, деликатность, изысканность и утонченность оркестровки. Ее композиции отличаются лаконизмом, живописностью и прозрачностью.
В парном авторском концерте Колодубов, который подарил им минувшей осенью в Национальной филармонии камерный ансамбль "Киевские солисты" под руководством блестящего интерпретатора современной украинской музыки Владимира Сиренко, прозвучали разножанровые, но знаковые для обоих авторов произведения. Открыла концерт благородная и сдержанная "Партита для струнных". Напомню, когда-то Жанне пророчили блестящую скрипичную карьеру: свой дебютный концерт в 10-летнем возрасте она сыграла дуэтом с Давидом Ойстрахом. Шесть пьес для струнных также подчеркнули стильность и изысканность их автора. А трагедийный Концерт для альта с оркестром Жанны Колодуб я считаю одной из кульминаций ее творчества. Он посвящен памяти матери - Веры Войцицкой-Брондз, выпускницы Киевской консерватории, которая не пережила тяжелые военные времена и умерла в 36 лет. Его глубоко пронзительно сыграл Александр Лагоша.
Второе отделение было посвящено Льву Колодубу. Его Симфония в стиле украинского барокко в свое время сыграла выдающуюся роль в тогдашней культурно-музыкальной жизни, став неординарным, знаковым событием: Колодуб начал ею стиль необарокко в украинской музыке. В сюите "Туровские песни" (почти 10 лет тому именно "Киевские солисты" стали ее первыми исполнителями) композитор вспомнил и творчески переосмыслил народные песни своего детства. Это блестящий, необычайно эффектный концертный цикл, где легко можно узнать начальные темы: казацкую песню "Гей, гук мати…", купальскую "Гей, на Купала", шутливую "Ой кум до куми залицявся" и др. Л.Колодуб облачил их в академическое убранство, обработав как композитор фольклорный материал, и они засверкали новыми красками. В течение многих лет Лев Николаевич вел класс инструментовки в Киевской консерватории. Его виртуозный Концерт для фагота с оркестром (феноменальный солист - Тарас Осадчий) в который раз подтвердил, что Лев Николаевич является сегодня одним из лучших знатоков симфонического оркестра, а концерт стал украшением редчайшего репертуара для фагота.
В целом вечер прошел на подъеме. Коллеги, ученики, друзья тепло поздравляли юбиляров и, как водится, говорили им: "Многая лета!". Присоединилась к теплым пожеланиям и я: ведь так хочется, чтобы они еще долго радовали нас своей музыкой. Из росы и воды вам, супружеское созвездие!