В эти осенние дни, когда тепла и яркости у солнца все меньше, а дома пока что почти так же холодно, как и на улице, я мысленно возвращаюсь в лето, в те его десять дней, которые провела с детьми в Трускавце, в доме известного украинского мастера гобеленов Михаила Биласа (1924–2016), чье имя известно в Украине и за ее пределами и записано более чем в сотне изданий и публикаций на разных языках мира.
В этом году я не запланировала отпуск заранее. Он приближался, и я не знала, где хотя бы недели две отдохнуть с детьми от раскаленного жарой киевского асфальта. "Слушай, а может, поедешь в Трускавец к моей сестре?" - предложила мне подруга. "Почему бы и нет…" - подумала я. И мы поехали в Трускавец.
Сестра подруги, Христина, оказалась женой внука брата Михаила Биласа - тоже Михаила Биласа. Кроме того, сотрудницей первого прижизненного музея художника, еще в 1992 г. открытого в одном из самых красивых домов Трускавца - на старинной вилле "Гопляна", построенной в конце ХІХ в. Жили мы в семейном доме Биласов, в той его части, где до самой смерти (25 января 2016 г.) жил художник.
На самом деле до этой поездки о мастере декоративного искусства я не знала ничего. В Трускавце раньше бывала дважды, но в далеком детстве. И место было таким творчески намоленным, что за два-три дня нам невыносимо захотелось порисовать, и мы побежали в магазин за альбомами и цветными карандашами. Солнечная веранда-кухня, где мы завтракали, обедали, ужинали, а потом и рисовали, была задумана и нарисована Михаилом Биласом. Еще три года назад именно здесь он рисовал свои цветочные пастели за мольбертом, который смастерил племянник. Скамья была накрыта вытканным им ковриком. Стены украшали первые его гобелены. За закрытыми дверями одной из комнат, куда однажды нам удалось ненадолго заглянуть, хранились альбомы с его фото, рисунками, запасы ниток и других творческих материалов. А во дворе в горшках росли посаженные художником неизвестные цветы его любимого сиреневого цвета.
Конечно, нам захотелось узнать больше о человеке, который здесь жил. Мы пошли в музей и открыли для себя Михаила Биласа.
"Михаил Билас - великий трансформатор народной художественной энергии в новые формы, новые художественные предметы… М.Билас - музыкант красок; так никто не чувствует гармонию цветов, как он, так никто не умеет мыслить красотой одежды, красотой интерьера, как он! … Его самобытность индивидуальна, объединена с вековыми традициями. М.Билас - гордость современной украинской культуры", - писал о нем украинский поэт Дмитро Павлычко.
Вереты, мохнатые покрывала, ковры, гобелены, удивительные аппликации, декоративные цветы, пастели, вышитые салфетки, дорожки, подушки поражают совершенством владения цветом и знанием украинских традиций. Когда я выложила несколько фото работ Биласа на странице Фейсбука, одна из моих коллег откликнулась: "Студенткой я грелась от его гобеленов, как от солнца". От его работ действительно исходит тепло. Непревзойденные произведения рук художника очаровывали и обыкновенных зрителей, и президентов. "Сколько нужно иметь солнца в душе, тепла в сердце и мудрости в руках, чтобы соткать такое чудо, такую радость, неповторимость", - писал поэт Иван Драч.
"Художник Михаил Якимович Билас родился 1 августа 1924 г. в селе Креховичи Рожнятовского района Ивано-Франковской области. В 1959-м окончил Львовский институт прикладного и декоративного искусства (ныне Львовская академия искусств). В 1959–1973 годах - старший и главный художник-модельер домов моделей во Львове, Харькове, Киеве. Член Союза художников Украины (1967), народный художник Украины (1995). Михаил Билас - автор экспозиции древнего периода Национального музея народного искусства Гуцульщины и Покутья, построенной в 1970–1972 годы. Художник постоянно проживал и творил в городе Трускавец, где в 1992 г. открыли музей его произведений", - говорится в Энциклопедии украинских художников.
Однако мало кто знает, что 26 лет назад, в 1993-м, во Франции был организован проект "Лес тысячи поэтов и художников". На окраине города Весдена - это центр Франции, - на территории площадью 3,14 га лесничие Франции посадили 1200 именных дубов от 400 государств (по три от каждого). Есть в этом лесу и три украинских дерева: в честь Украины, Тараса Шевченко и народного художника Михаила Биласа.
"Я не искусствовед, - говорит Михаил Билас (внук старшего брата художника). - Так что воспоминания о нем у меня более личностные.
Дом у нас семейный. Достался моему деду и Михаилу Биласу от их отца, моего прадеда.
Я уже шестое поколение Биласов, которое работает в лесу. Во времена СССР мои дед и отец работали в разных местах Западной Украины. В 1954 г. дедушка попал в город Рудки. Когда собрался на пенсию, мой отец как раз окончил Львовский лесотехнический институт. Так что дедушка фактически передал лесничество сыну, а сам переехал в Трускавец. В 1991 г. туда перевели и моего отца. И дедушка отдал ему свою часть дома. Во второй жил Михаил Билас. Он уже был немолодым. И я время от времени заходил к нему - чем-то помочь или что-то купить.
В династии лесничих всегда были собаки таксы. Были они и у стрика (брата отца), так я называл Михаила Биласа, хотя стриком он для меня не был. У всех его собак была кличка Ас. Своей семьи у стрика не было, и собака (да и любое животное) для него всегда была как ребенок. Детей он, кстати, тоже любил. И закармливал их конфетками, за что мы с женой с ним даже иногда ссорились. Когда он был уже старым, к его дому постоянно прилетали птицы. Я покупал для стрика несколько пачек пшена, и он всегда кормил их.
Михаил Билас очень любил смотреть польские сериалы. При случае он установил хорошую антенну, и когда усаживался перед телевизором, то отключался от всего мира.
Помню, однажды я зашел к стрику и увидел такую картину: он сидит в кресле, смотрит польский сериал. А в двух метрах от него Ас грызет его красивую кожаную адресную книжку. Я подбежал, ударил пса, тот взвизгнул. Я начал собирать с пола книжку, а Михаил Билас загремел на меня: "Зачем ударил моего пса?" - "Так он же книжку вашу грызет", - отвечаю. Стрик, которому тогда уже было за 80, помолчал, глядя в телевизор, а потом и говорит: "Пусть бы грыз. И так уже все поумирали".
Характер у стрика был… как у льва. Нелегкий. Вообще, я когда-то читал, что у людей с творческими способностями всегда трудный характер. Все, что стрику не нравилось, он высказывал прямо в глаза, быстро и резко. Иногда после этого человек чувствовал себя неловко и не знал, что делать: сидеть с ним дальше или уйти. Но позже он подходил и говорил так, будто ничего и не случилось.
Однако человеком Михаил Билас был добрым - мог последнее из дома отдать. Действительно, так и делал. Деньги для него ничего не стоили. В 1990-х, когда всем было трудно, когда здесь не было ничего - ни карандаша, ни резинки, стрику очень помогала канадская диаспора. Уже не помню, почему (кажется, он давал им на выставку свои работы), но они присылали ему все материалы, а кроме того, еще и крупу, и другие продукты. Михаил Билас мог раздать все это за раз. Жадным не был никогда. К тому же у него была какая-то чуйка. Каждый раз, когда у нас были действительно трудные времена, он появлялся на пороге, иногда со своими последними деньгами, и говорил: "Берите. Мне кажется, что вам сейчас надо".
Поговорить Михаил Билас, говорят, любил. Память у него была удивительная. Рассказывал, что помнит все со своих двух лет. Даже мелочи, которых не помнил старший брат. Рисовать Билас, по его словам, любил с детства. Как и читать. Так что родители думали, что он станет священником. Мама его всегда поддерживала. Материнская тема в работах Биласа прослеживается очень четко. А вот отец творчество сына воспринимал не очень.
Когда Михаил Билас учился в гимназии в Дрогобыче, учителем рисования там работал польский писатель и художник еврейского происхождения Бруно Шульц, чьи фрески были найдены в 2001 г. Возможно, любовь к рисованию выкристаллизовалась у будущего художника именно тогда.
Уже после гимназии Михаил Билас учился в хореографической студии. Научился хорошо танцевать. У него был замечательный голос, и он окончил класс вокала. После этого сразу пошел на второй курс художественного училища И.Труша во Львове. "Насколько припоминаю из его рассказов, - говорит Михаил, - проучившись год, он не сдал экзамен по рисованию и перешел на ткачество, где было мало студентов. Но параллельно занимался и рисованием. Цвета он подбирал удивительно.
Помню, как-то стрик пришел ко мне на чай, а по телевизору шла передача "Модный приговор" Вячеслава Зайцева. "А я его знаю", - говорит мне. И рассказал, что, когда учился в институте, у него была практика в Иваново одновременно с Зайцевым. Там они и познакомились. Слушать истории стрика всегда было интересно".
"После окончания института, - рассказывает Христина Билас, - с 1959-го по 1973 г. Михаил Билас работал старшим и главным художником-модельером домов моделей во Львове, Харькове, Киеве.
Обожал театр, у него было много друзей, и он любил принимать гостей. Хорошо готовил, особенно пляцки.
Стрик рассказывал, что иногда, когда денег не хватало, он вязал свитер или безрукавку и сдавал в комиссионный магазин. Так зарабатывал. А вот работ своих, насколько я знаю, Михаил Билас почти никогда не продавал. Мог подарить, если у него было такое настроение. Продал коллекцию гобеленов в Коломыю. Во Львов, Киев, Канев свои работы подарил. У него было много выставок в музеях. Часто там свои работы и оставлял.
Работы его всегда были в одном экземпляре. Повторялись очень редко. Стрик был чрезвычайно придирчивым. Мог спороть всю, уже почти завершенную работу, потому что ему не понравилась какая-то нитка. Все должно было быть идеально - так, как он нарисовал это себе в голове".
Великолепие сделанного этим украинским художником с триумфом увидел мир в 1960 г. на международной выставке в Дели. Спустя год выставки прошли в Польше, Болгарии, Канаде, Франции, Германии, Румынии. Только дома (в СССР, в городе Львове) выставка Михаила Биласа состоялась аж через семь лет.
С 1967 г. художник - член львовского отделения Союза художников Украины. Автор экспозиции древнего периода Национального музея народного искусства Гуцульщины и Покутья (г. Коломыя), построенной в 1970–1972 годы, где хранятся 32 работы Михаила Биласа. Лет десять он постоянно ездил на Гуцульщину, к семье Шкрибляков, художников-токарей и резчиков по дереву. Жил у них, учился, а потом воссоздавал традиции в своих работах, например в "Гуцульской свадьбе".
В последние годы своей жизни Михаил Билас рисовал пастелью. Ткать ему было уже трудно - от старости болели руки и ноги.
Многое из творческого задела Михаила Биласа просто пропало. Он хранил все в доме. Что-то испортилось, что-то поела моль, а что-то погрызли любимые собаки или мыши. Но сохранившееся неоценимое сокровище ( гобелены, ковры, вереты, аппликации, вышивки, декоративные цветы, пастели, куклы, которые хранятся в государственных и частных музеях по всему миру и в трускавецком музее) свидетельствует о неистребимости высокой украинской культуры и искусства. Билас живет в своих работах.
"После себя стрик оставил много идей и эскизов, которые, к сожалению, уже никогда не воплотятся в материале", - говорит Христина Билас.
Ныне, при поддержке Украинского культурного фонда, реализуется проект "Виртуальный музей Михаила Биласа". Его цель - создать онлайн-ресурс с более чем 250 оцифрованными фото гобеленов, ковров, серверов живописи, графики, оригиналы которых хранятся в коллекциях различных музеев Киева, Львова, Трускавца, Дрогобыча, Коломыи, Канева и в частных коллекциях в Украине. Оцифровывание коллекций проходит в сочетании с мониторингом состояния текстильных произведений и предоставления консультаций и рекомендаций опытного эксперта по их сохранению и реставрации.