Кто из нас не любил в детстве игрушки? Они остаются увлечением и для некоторых взрослых.
А для кого-то куклы стали не просто хобби, но и профессией. Например, для кукольницы Аллы Котляр из Одессы. Ее игрушки покоряют не только украинцев, но и ценителей кукол со всего мира.
ZN.UA беседовало с Аллой Котляр о куклах, кукольном ремесле и творчестве.
- Алла, как правильно сказать, вы по профессии - кукольник?
- Да, я кукольный мастер, хотя и довольно разносторонний. Делаю и кукол, и игрушки, но кукол все-таки больше. Кукольник - довольно общее название, ведь, в свою очередь, они делятся на мастеров авторской куклы, мастеров-народников, мастеров текстильной куклы, теддистов… Очень много направлений, всех так за раз и не перечислишь!
- А кто такие теддисты? Подозреваю, что они имеют какое-то отношение к плюшевому мишке Тедди.
- Совершенно верно! Есть две версии появления мишки Тедди - немецкая и американская, обе игрушки появились примерно в одно время и сразу же стали популярны, поэтому мастера до сих пор спорят, чей мишка был первым. Согласно немецкой версии, мишку придумала Маргарет Штайф. До нее все шили медведей стоящими на четырех лапах, а она вдохновилась цирковым медведем, который стоял на двух. К тому же у зверька шевелились лапки, и дети очень быстро оценили его игровые достоинства.
Согласно американской версии, мишка появился благодаря Теодору Рузвельту. Он был заядлый охотник и охотился на медведей. Однажды медведей не оказалось, и тогда специально для Рузвельта к дереву привязали привезенного медведя, чтобы президент мог поохотиться. Но он этого не сделал и приказал мишку отпустить. Кукольники, растроганные такой любовью Рузвельта к животным, сделали мишку и назвали его Тедди.
Сегодня теддистами называют мастеров, которые занимаются исключительно мишками и их друзьями - зайчиками, собачками и так далее. Кстати, недавно в Киеве в Ботаническом саду прошел пикник теддистов. Традиционно на него собираются лучшие мастера со всей Украины.
Я мишек не делаю. Пробовала, но мне не понравилось. Их шьет моя дочка. Каждый мастер выбирает свое направление.
- У вас медицинское образование - за плечами Львовский медуниверситет. Как получилось, что вы сменили профессию?
- В сфере медицины я проработала недолго. После рождения детей оставила работу, занималась их воспитанием и развитием. Когда дети выросли и в моей помощи уже не нуждались, мне стало скучно. Я искала себя, все время занималась каким-то творчеством: писала картины, рисовала батик, делала мозаику, выжигала по дереву, расписывала шелк, гравировала посуду. В общем, перепробовала все, пока не остановилась на куклах. Спустя некоторое время научилась валять шерсть. Сейчас мое основное направление - валяная игрушка. Причем очень своеобразная. Я гармонично соединяю несочетаемые, казалось бы, материалы: металл, кожу, пластик, войлок. В этом уникальность моих работ. Они сделаны в стиле стим-панк.
- Как я вижу, иногда это целые композиции. Например, "Кувырком".
- Работа "Кувырком" делалась на конкурс. Каждый год Институт голландского и бельгийского кукольного искусства DABIDA проводит тематические конкурсы авторской куклы и игрушки. Тема нынешнего года - "Вверх тормашками". И сделала кота, который играет с мышкой. Кот весь на пружинах, и даже мышка у него на пузе - на пружинке.
Я вообще в основном делаю котов. Люблю их. И живых, и игрушечных. Дома у меня очень большая коллекция привезенных отовсюду котов-игрушек из разных материалов: железа, дерева, стекла. И два живых кота.
- Ваши игрушечные коты довольно необычны. По-моему, они не очень похожи на настоящих, живых.
- Они и не должны быть похожи. Есть мастера, чье направление - реализм. Когда смотришь на их работы, порой игрушку можно спутать с настоящим животным, настолько живой она выглядит. Я же фантастически переосмысливаю привычный кошачий образ. Помимо кота "Кувырком" у меня есть Кот-самурай, Кот в сапогах и даже Котосов (голова кота, а тело, крылья и лапы - совы). Их любят. Многие коллекционеры ждут появления моих новых котов.
- Как вы придумываете эти образы? Что наталкивает на идеи?
- Не знаю… По-разному. Начинаешь делать, и все как-то само собой получается, будто пирамиду складываешь.
- А имена им как подбираете?
- Имя приходит во время работы. Иногда, пока не дам имени, работа не идет. Так и говорю игрушке: "Как тебя зовут?"
Был у меня случай, когда я хотела сделать куклу-мальчишку. Не получался он у меня, не придумывался образ. Стала думать над именем. И поняла, что это не мальчишка, а девочка Катюша. Куклу я доделала практически за пару часов.
- У вас есть любимые и нелюбимые игрушки?
- Нет, я их всех люблю. Если делаешь игрушку и не любишь ее, она просто не получится.
Среди моих игрушек есть очень необычные. Недавно, например, я делала на заказ Петуха-адмирала. За свою творческую карьеру я делала много животных, но петуха заказали впервые. Пришлось поломать голову.
- То есть вы соединяете несоединимое: кот и самурай, петух и адмирал?
- Да. У меня есть разные коты. Например, была серия "женщины-кошки народов мира": Гейша, Гюльчатай, Клеопатра. Моим коллекционерам нравится серия этих антропоморфных котов, иногда они подкидывают мне интересные образы.
Как-то мне заказали кошку Жизель. Когда я сделала ее в белоснежном платье с крылышками и в веночке, заказчица сказала: "Я просила сделать Жизель из первого акта, а ты мне сделала из второго". Специально пересмотрела балет, чтобы вспомнить, как выглядела Жизель в первом акте!
- Вам никогда не хотелось сделать какую-нибудь умопомрачительную Барби с огромными глазами? Так, чтобы по всем стандартам красоты.
- Я не очень люблю женственные образы, редко делаю кукол-девочек. Начинаю делать, и сразу воин какой-то получается, в кожаном плаще, цилиндре или еще с чем-нибудь. Но есть много мастеров, которые делают очень нежные женские образы - и принцесс, и барышень в кринолинах, и волшебных фей. Вообще у каждого есть свой стиль.
Пройдя по выставке кукол, даже не глядя на фриз (надпись, где обозначена фамилия автора), я могу сказать, чьи работы выставлены на стенде. Узнаю руку и образы. Точно так же узнают и мои работы.
- Ваши работы узнают по уникальности, по сочетанию несочетаемого в образах и материалах. Именно это покоряет зрителей не только в Украине. У вас много международных наград?
- Я получала награды в конкурсах в Австралии, Венгрии, Англии, Испании и, конечно же, в Украине. Два года подряд мои работы побеждают на очень престижном международном конкурсе Golden George в Германии. Его еще называют "мишечным" Оскаром. Победители получают статуэтку Джорджа, сделанную по подобию Оскара, только вместо головы Оскара - голова игрушечного медведя. В мире кукол эта награда идентична той, что вручают в Голливуде.
До сих пор в Украине было всего пять человек, обладавших Golden George: два мастера из Одессы и три киевлянки. В этом году мы получили еще шесть "джорджей". Представляете, из девяти украинских мастеров, представивших свои работы на конкурсе, высшую награду получили сразу шестеро! Небывалый успех для страны! Это говорит о том, что украинские куклы очень ценятся. Теперь в Украине 11 обладателей Golden George.
- Почему украинские куклы ценятся в мире?
- Потому что украинские мастера не похожи ни на кого. Большинство из них - самоучки. Я знаю многих мастеров, которые, как и я, начинали свой творческий путь сами, без учителей: где-то что-то услышали, где-то посмотрели, в какой-то книжечке что-то прочитали, что-то в интернете увидели и перевели с иностранного. И за счет этого у украинских мастеров выработался свой, неповторимый стиль. В крупных городах, таких как Киев, Харьков и Одесса, кукольные мастера начали появляться лет 15–20 назад, но массовое распространение кукольное дело получило лет 10–12 назад, когда в Украине начали появляться первые тематические выставки. А в Европе есть старые школы и традиции.
- Вы ведете мастер-классы, создаете свою школу в Украине?
- Раньше проводила, сейчас на это не хватает времени. Провести даже один мастер-класс на небольшую группу - колоссальная подготовительная работа. Но раз в год я провожу мастер-классы. Дело в том, что несколько лет назад Украину приняли в Английскую кукольную ассоциацию. Раз в год английское кукольное сообщество проводит в разных европейских городах конкурсы, ярмарки и мастер-классы. Украинская делегация тоже принимает в них участие. Например, в прошлом году это мероприятие проходило в английском городе Гринвиче, там я давала мастер-класс по маленьким игрушечным ежатам. А в следующем году мастер-класс уже будет проходить в Норвегии.
- Кукольная ассоциация - это как профсоюз мастеров-кукольников из разных стран?
- Можно сказать и так. Мы обмениваемся опытом. Англичане делают кукол не так, как мы. Они не лепят их из пластика. Английские мастера считают, что кукла должна быть только фарфоровая, и что все уже придумано до нас, поэтому ничего нового изобретать не нужно. Они делают реплики (формы, из которых отливается игрушка) со старинных кукол. Поэтому то, что украинские мастера экспериментируют с различными материалами и делают авторскую куклу, для англичан немножечко экзотично. Уже лет пять мы ездим в Англию, проводим мастер-классы, и там уже появились мастера, которые тоже делают подобное.
- Как вы думаете, есть будущее у кукольного ремесла?
- У него большие перспективы. У украинской куклы богатая история. Например, те же обрядные народные куклы-мотанки. И будущее, уверена, не менее интересное. Кукольное дело, как доступное широким массам хобби, еще очень молодое, но оно развивается, растет. Первая волна мастеров пришла к своему творчеству путем проб и ошибок, набила много шишек, наступила на множество граблей. Новым мастерам проще - они уже учатся у предыдущего поколения. Некоторые молодые авторы, к сожалению, боятся придумывать что-то свое, смелое, и повторяют наработки, которым их научили, не добавляя при этом ничего от себя. Я считаю, что это неправильный подход. Зачем делать, пускай старательную и аккуратную, но копию известного мастера? В куклах и игрушках особо ценится именно авторское виденье. Но среди молодежи сейчас встречается и много супер-мастеров, этаких самородков, которые ни у кого не учились, но демонстрируют захватывающие идеи и образы и работают в очень интересных техниках. И это здорово. Особенно когда приезжаешь в Европу на выставки и конкурсы, и везде звучит, что победили мастера из Украины. Чувство гордости просто переполняет.
- Как вы думаете, кому сейчас нужны куклы?
- Как ни парадоксально, но на выставках к игрушкам подходит очень много взрослых людей. У них загораются глаза. Видна какая-то недоигранность во взгляде, когда человек берет в руки игрушку и смотрит на нее.
Недавно одна пара рассматривала мой стенд. И вот она поворачивается к нему, показывает на мою работу и, как ребенок, говорит: "Я хочу ее!" А он отвечает: "Ладно, давай купим". Когда они шли к выходу, взрослая женщина прижимала купленную игрушку к груди.
Взрослым тоже нужны игрушки. Я сама такая. Иногда подходишь к стенду мастера, смотришь на какую-то игрушку - и понимаешь, что хочешь, чтобы она была твоя, чтобы жила у тебя. И даже не хочется выпускать ее из рук. Это необъяснимо, и трудно понять. Наверное, просто все мы в душе остаемся детьми. Может быть, нам сейчас не хватает какого-то тепла. А игрушка - это всегда тепло.