Международный консультант по перформативным искусствам Министерства культуры Франции Лоран Ван Коте рассказал ZN.UA о собственном видении танца, и почему он не отказался в свое время от мечты стать танцовщиком. Это был его порыв, ставший прорывом жизни.
По призванию
Родители Лорана Ван Коте работали в сфере коммерции, весьма далекой от хореографии. А воодушевленный мечтой мальчик из Леона интересовался театром и музыкой. В конце концов, он решил брать мастер-классы, искать разные грани танцевального искусства.
За страстным желанием и настойчивыми усилиями не промедлила появиться и возможность: преподаватель предложил юному Ван Коте принять участие в новой постановке. Учителя были полупрофессионалами, тем не менее, они воспитали у французского хореографа особое отношение и любовь к танцу, что он впоследствии и показал на сцене.
Наилучшей оценкой работы г-на Лорана стало предложение продолжить обучение в Канаде. Это открыло для французского артиста новые горизонты. Лоран занимался по стипендиальной программе в Монреале. Затем его ожидал Нью-Йорк, уроки от американского хореографа и революционера в мире современного танца Мерса Каннингема.
Французский танцовщик никогда не учился в специальной танцевальной школе или студии. Он совершенствовал свое мастерство через тренинги, классы и конкретных людей, делившихся с ним опытом и навыками. "Это не официальное образование", - говорит г-н Лоран. Но для него ценность его особая, ибо работал, по его словам, с мастерами своего дела. Ван Коте признает, что не может сравнивать и советовать, как лучше идти к цели. Но его путь был именно таким.
Год в Монреале, год в Нью-Йорке, возвращение во Францию - в Париж. Конечно же, в родной Леон хореограф наведывался, но главным образом - чтобы увидеться с семьей. Его ожидали туры по другим европейским городам, периодические поездки в США для работы над конкретными проектами. "Жизни танцора не хватает стабильности", - смеется Лоран Ван Коте.
Танцевальная метаморфоза
Вернувшись во Францию, Лоран участвовал в различных проектах и коллективах, пока не решил, что пришло время для собственного задела. Его перформанс на фестивале Баньоле (фр. Bagnolet, также - название города с танцевальной консерваторией. - О.Г.) был отмечен наградой. Это лишь подтвердило, что Лоран сделал правильный выбор, и что усилия были не напрасны.
Одна из самых первых собственных его работ называлась "001" и не основывалась на конкретном сюжете: "Конечно, есть форма и значение, но в танце это значение должно быть интеллектуализированно. Постановки - это выражения вещей, чувств, которые человек несет в себе, и которые в спектакле выходят наружу", - объясняет Ван Коте.
Г-на Лорана всегда вдохновляли учителя и личности людей. Он вспоминает Каннингема, Пину Бауш, Жан-Клода Галотта, с которыми много ездил с турами.
Создание собственного коллектива - непростое дело, но немало танцовщиков видели Ван Коте на конкурсах и выступлениях, поэтому желающих попробовать свои силы пришло много. И чтобы попасть в труппу требовательного французского танцовщика, нужно было хорошо попотеть над техникой и не только.
Французский хореограф ценит в танцовщиках личность. Она на первом месте в списке его критериев: "Возможно, танцорам не хватает техники, но если они на сцене, то на них должно хотеться смотреть, они должны вдохновлять. А еще у них должно быть желание работать и меньше разговаривать".
Танец под другим углом
"Танец - это выражение подсознания, - говорит хореограф. - Да, это искусство, но оно говорит даже больше, чем мы можем выразить. Иногда даже для меня самого это вне понимания. Есть много такого, чего мы не осознаем, но все равно живем этим. Танец - это "машина", дающая возможность высвободить то, что мы храним в себе".
Г-н Лоран объясняет, что есть существенное отличие между нынешним видением современного танца и парадигмой, пришедшей в свое время из США и повлиявшей на Европу. Европейские танцовщики стремились к некой независимости, пытались открыть и добавить свое. Исследовать и менять движения через общение со зрителем даже стало трендом. Это до сих пор остается предметом исследования: "Что такое танец? Что такое искусство? Что означает быть на сцене? Как сломать стандартные и постоянные отношения со зрителем?".
Вопросов много, и ставить их в спектаклях - это одно, а давать ответ - совсем другое. Это некое построение вселенной, сквозь время и пространство. Для этого нужна определенная техника, а еще - выбор. Творчество, создание чего-то нового - это на самом деле нарушение правил.
Грани движения
После многих лет работы в хореографии Лоран Ван Коте решил закончить еще и магистратуру по политологии. Позже он стал арт-директором музея. Здесь встретил людей, убедивших его пойти работать в министерство.
Новая работа - новые вызовы. Координировать систему перформативных искусств - еще та головоломка. Лоран Ван Коте учился иметь общее видение этой системы, анализировать, а не идти вслепую. В частности учился глубже понимать профессию музыканта и танцора - от привычек и потребностей к сложности, с которой они имеют дело. Как танцор г-н Лоран прекрасно понимал многое из жизни художников. Основной же его задачей в министерстве было рассматривать различные инициативы и соотносить их с возможностями государства.
Сегодня Ван Коте убежден: одну из ключевых ролей в развитии сферы культуры и искусств должно играть государство. Например, право на обучение является абсолютным и безоговорочным, и должностные лица должны его обеспечивать, мотивировать людей искусства к творчеству, передаче приобретенных знаний и, конечно, предоставлять для этого условия.
Понимание людей искусства и потребностей зрителя в значительной мере объясняется тем, что многие работники Минкультуры Франции начинали как музыканты, танцовщики, актеры. Своих коллег Ван Коте считает настоящими активистами культуры, а не просто единицами в штате.
Главная цель Минкультуры Франции - не развивать сферу развлечений, а показывать и продвигать образцы высокого искусства, делать их доступными для широких масс. И Лоран Ван Коте осознает всю сложность нынешней ситуации: люди больше предпочитают телевидение, легкий интертеймент.
"Цена искусства, - говорит французский специалист, - также сложный вопрос. Здесь речь идет о стоимости билетов на спектакли, показы и т.п. Искусство должно быть доступным, чтобы то же посещение музея не зависело от толщины кошелька".
Этой весной г-н Лоран впервые приехал в Украину и был приятно поражен мотивацией украинских танцовщиков. Он убежден, что для Украины сегодня самое главное - начать делать что-то значительное и заметное на мировом уровне. Но прежде всего нужно организовать определенные места, где танцоры могут встречаться, обсуждать какие-то темы, работать вместе, проводить репетиции. Государство должно быть заинтересовано в развитии танцевального искусства, способствовать этому. Опыт заграницы - также важен. Ведь многие европейцы учились, путешествуя и общаясь со специалистами из других стран.
Зная о ситуации в Украине, Лоран Ван Коте понимает, какими эмоциями руководствуются люди, но хореографы должны по-особому осмысливать и интерпретировать эти порывы: "Любая форма искусства и, конечно, танец могут задевать темы войны и конфликтов, а к какой форме или образу прибегнуть, - это выбор художника. Здесь нет рецепта или одного ответа. Это может быть история одного солдата, его семьи и раздумье о конфликте в целом. Это уже творчество и чувствительность художника делают такие темы и экспрессии релевантными или нет".