Как Пушкин Сальери "отравил"

6 марта, 2013, 19:55 Распечатать

Так кто же он, Сальери — завистник и убийца, скрывающийся под маской добродетели, или порядочный человек, имя которого было незаслуженно очернено?

 Прошло 188 лет со дня смерти великого австрийского и итальянского композитора Антонио Сальери, чьи музыкальные произведения еще при жизни были признаны во всей Европе. Композитор не только имел почитаемое положение в обществе, но и занимал самую высокую в Вене музыкальную должность. И все равно, вспоминая имя Антонио Сальери, поневоле возникают ассоциации с Моцартом. Легенда о Сальери как об убийце Моцарта передается из века в век. Интригу подогревает и трагедия А.Пушкина "Моцарт и Сальери", где зависть к таланту Моцарта заставляет Сальери совершить преступление. На протяжении многих десятилетий эта версия кочует из книги в книгу. Так кто же он, Сальери — завистник и убийца, скрывающийся под маской добродетели, или порядочный человек, имя которого было незаслуженно очернено?

Антонио Сальери — итальянский и австрийский композитор, дирижер и педагог, один из великих деятелей европейской музыкальной культуры рубежа XVIII—XIX вв. За творческую деятельность написал 40 опер, несколько симфонических произведений, пять месс, а также оратории и Реквием, который был исполнен на его похоронах. И по сей день произведения Сальери популярны во всей Европе. А к 260-летию со дня рождения композитора, в 2010 г. одна из известных работ музыканта — опера "Тарар" была поставлена во многих театрах Европы. С завидным постоянством его оперы ставят в Италии, часто — в театре "Ла Скала", на оперных фестивалях в Шветцингене, в Мариинском театре. 

Венеция, 1766 год. 16-летнему сироте Сальери выпадает счастливая карта — он встречает Флориана Гассмана, придворного композитора балетной и камерной музыки, капельмейстера, члена небольшой группы музыкантов, с которой музицировал Иосиф II. Он переезжает в Вену, где за деньги Гассмана получает музыкальное образование, приобщается к музыкальной элите. Вскоре композитор знакомит своего ученика с императором. С этого момента начинается императорское покровительство Сальери и будущее великого композитора. 

Карьера Сальери стремительно развивается, начавшись с работы помощника Гассмана в качестве клавесиниста-концертмейстера. В 1788 г. после смерти Ф.Гассмана император Иосиф II назначает 24-летнего А.Сальери на самую высокую в Вене музыкальную должность — придворного композитора-капельмейстера, которую он занимал при трех императорах. 

В 20 лет А.Сальери пишет первую оперу "Образованные женщины" на либретто Джованни Боккерини, принесшую ему популярность в Вене. Его каждая новая работа пользуется неимоверным успехом, а композитор становится все известнее. Вторая опера "Армида" приносит ему популярность не только в Вене, но и в Копенгагене, Петербурге, Гамбурге, Майнце, Брауншвейге и Берлине. Публика с восторгом принимает новые произведения — "Венецианская ярмарка", "Трактирщица". В 1778 г. на церемонии открытия театра "Ла Скала", отстроенного после пожара, Сальери представляет оперу "Признанная Европа", и в том же году по заказу венецианского оперного театра "Сан-Мойзе" — комическую оперу "Школа ревнивых". Постановки последней проходили более 60 раз — в Болонье, Флоренции, Турине, Франкфурте-на-Майне, Вене, Праге, Лондоне, Кракове, Мадриде, Париже, Лиссабоне. Затем появляются оперы "Семирамида", "Тарар" и др. К тому же, Антонио Сальери является автором пяти месс, ораторий "Страшный суд", "Иисус в чистилище", "Страсти Господа нашего Иисуса Христа".

После смерти Флориана Гассмана Сальери сближается с Кристофом Глюком, ставшим так называемым крестным отцом "Данаид". В то время здоровье К.Глюка после двух инсультов ухудшилось, и он поручил Сальери написать оперу. А дирекции парижской оперы заявил, что первые два акта написаны им самим, а сочинение третьего он доверил близкому ему музыканту. Но в афишу вставил свое имя, опасаясь, что парижская публика не пойдет на оперу неизвестного композитора. И лишь после шести спектаклей, имевших успех у публики Парижа, Кристоф Глюк раскрыл карты: "Данаиды" — авторская работа Сальери. Но Сальери был не только его учеником, но и сподвижником. Кристоф Глюк был первым, кто решил осуществить реформу в оперном искусстве, поскольку в XVIII веке для оперы были характерны два жанра — опера-сериа и опера-буффа. Сериа — это так называемые "серьезные" оперы, в которых действие происходило в речитативах, а чувства — в ариях. Разговоров на сцене не допускалось, ибо это было характерным для низшей оперы. Увлекательный сюжет, взятый из повседневной жизни, простые мелодии, шутливые скороговорки — все это опера-буффа, опера для бедных. Представление, где "простой смертный" мог узнать себя в сценическом герое. Но К.Глюк стремился создать музыкальную драму. Он писал: "Я хотел привести музыку к её истинной цели, которая заключается в том, чтобы дать поэзии больше новой выразительной силы, сделать отдельные моменты фабулы более захватывающими, не прерывая действия и не расхолаживая его ненужными украшениями". По его мнению, в основе оперы должна быть музыка, развитие сюжета и театральное действие, а не артистическое пение, подчиненное единому шаблону. И Сальери, не только как сподвижник Глюка, но и как выдающийся композитор был сторонником того, что оперный жанр должен развиваться, он не может быть статичным. Сальери стал последователем музыкальной реформы Кристофа Глюка и как никто другой смог переосмыслить важность музыкальной драмы в опере. 

Но с приходом к власти Леопольда II, абсолютно не интересовавшегося музыкой, Сальери пришлось покинуть должность придворного капельмейстера в Вене — он подал в отставку. К тому времени уже обеспеченный, композитор принимает решение заняться педагогической деятельностью и благотворительностью. Он организовывал специальные концерты, доходы от которых шли на материальную помощь женам и детям умерших музыкантов. Талантливым ученикам уроки давал бесплатно. Исключение составляли ученики из богатых семей. Он обучил свыше 60 музыкантов. Среди его учеников такие известные имена как Людвиг ван Бетховен, Иоганн Непомук Гуммель, Франц Ксавер Вольфганг Моцарт (сын Вольфганга Амадея Моцарта), Игнац Мошелес, Ференц Лист, Франц Шуберт. Возможно, произведения Ф.Шуберта никто и не услышал, если бы не педагог Сальери. Он не только занимался с ним бесплатно, но и учредил для него стипендию. А в знак благодарности своему учителю Флориану Гассману после смерти композитора опекал двух его малолетних дочерей и подготовил их к оперной карьере. Бесплатно обучил пению таких певиц как К.Кавальери, А.Мильдер-Хаупман. 

А.Сальери под конец жизни находился в психиатрической клинике, сошел с ума. И перед смертью, в бреду, "признался" в отравлении Моцарта. После этого разошелся слух, что причина смерти Моцарта — это зависть Сальери к таланту молодого композитора, послужившая поводом для отравления. Могло ли иметь место такое событие в жизни Сальери, рассказывает проректор Киевского института музыки им. Р.Глиера, заслуженный деятель культуры Юрий Зильберман

— Многие годы ходили слухи о том, что Сальери отравил Моцарта. Много внимания привлекла трагедия Пушкина "Моцарт и Сальери", содержание которой сводится к обвинению Сальери в отравлении Моцарта. Имелись ли реальные доказательства, которые могли бы послужить основой для написания этой трагедии? Наиболее распространенная версия — признание самого Сальери в отравлении молодого композитора. Бытует и другая, к которой склонялся Пушкин: на представлении молодого композитора Сальери освистал оперу "Дон Жуан" Моцарта, а тот, кто смог это сделать, мог его и убить. Есть много версий о причинах, которые могли послужить Сальери для отравления Моцарта, но не будем их перечислять. 

Все это — косвенные доказательства, разговоры, документальных подтверждений нет. Полагаться на достоверность слов, уже на тот момент психически больного Сальери, пребывавшего на лечении в больнице? Посему венец всех доказательств — факты. Сальери занимал самую почетную должность в Вене — придворного композитора, был ведущим композитором, постановки которого вызывали ажиотаж во всей Европе. У него были слава, деньги. Он имел абсолютное преимущество. И Моцарт, конечно, талантливый молодой композитор, любимый венскими ценителями музыки, играл в оркестре архиепископа Зальцбургского, но большего добиться не мог. При жизни он не получил всемирного признания. В то время как постановки опер Сальери были известны в просвещенной Франции, Австрии, Италии, Англии, во всей Европе. Сальери был на Олимпе славы. Чему или кому он мог завидовать? Откуда пошли слухи, что Моцарт был им отравлен?

Многие ученые в течение длительного времени склонялись к выводу, что Моцарт был отравлен при помощи сулемы, поскольку его симптомы имели признаки ртутного отравления — головная боль, рвота, потеря веса, неврозы, депрессия. К тому же, после смерти его тело раздулось, что характерно при отравлении. Возможно, действительно композитор был отравлен?

Академик АМНИ Исаак Трахтенберг — известный специалист в области токсикологии, в своей книге "Пятьдесят эскизов времени" излагает версии, которые могли стать причиной смерти композитора.

— Предположим, Сальери отравил Моцарта. Согласно легенде, их встреча состоялась за два месяца до смерти композитора. Следовательно, воздействие яда на организм происходило медленно — два месяца. И как подчеркивает профессор Ефрем Лихтенштейн: "Науке неизвестны химические вещества, период действия которых на организм тянулся бы такое длительное время после однократного приема смертельной дозы". Этой же версии придерживается и доктор Гунтер Дуда: "Прием такого количества сулемы приводит к смерти в течение нескольких часов, в крайнем случае — нескольких дней".

Возможно, Моцарт длительное время подвергался отравлению малыми дозами ртути? В таком случае должны появиться симптомы ртутной интоксикации — дрожание рук, сказывающееся в резком изменении почерка. Развиваются полиневриты с параличом рук и ног. А, как известно, Моцарт до последнего дня сочинял. К тому же сохранившиеся после смерти композитора партитуры его последних работ "Волшебная флейта" и "Реквием" не содержат признаков "ртутного дрожания". 

Но все же стоит учитывать, что в XVIII веке медицина была наукой эмпирической, и только методом ретроспективного анализа можно предположить причину смерти композитора.

За неделю до смерти доктор фон Саллаба и доктор Клоссет диагностировали у Моцарта "горячую просянку" ("просовидную лихорадку"). Жена Моцарта Констанца писала: "Его смертельная болезнь, во время которой он был прикован к постели, продолжалась 15 дней. Она началась опухолью рук и ног и почти полной неподвижностью их…и эту болезнь называли "горячей просянкой". Для этой болезни характерны симптомы лихорадки, озноба, судорог, пятнистой сыпи на коже. Но могла ли эта болезнь послужить причиной смерти? Ведь у композитора отсутствовал основной симптом болезни — не было самой лихорадки. 

Существует предположение, что Моцарт был болен милиарным туберкулезом и туберкулезным менингитом, ибо у него были характерные симптомы: отеки при нормальной температуре тела и абсолютном отсутствии признаков, свойственных бурно протекающему заболеванию. 

Но точных сведений о том, какими болезнями болел композитор в последние годы жизни, нет. Известно лишь, что он много работал, вследствие чего постоянные стрессы привели к нарушению кровообращения с развитием обширных отеков — асцита или, как сказали бы современники, к заболеванию водянкой.

По прошествии стольких лет можно только предполагать, по какой причине умер Моцарт, но имя Антонио Сальери было запятнано.

В 1997 г., в Милане, в главном зале Дворца юстиции проходил необычный судебный процесс: рассматривалось преступление двухвековой давности. Слушалось дело Сальери об отравлении Моцарта. Сальери был оправдан "за отсутствием состава преступления". 

Так мог ли "завистник" Сальери учить музыкальному мастерству, заниматься бесплатной педагогической деятельностью, обучать бесплатно талантливых учеников, ставших великими композиторами — Франца Зюсмайера, Людвига ван Бетховена, Ференца Листа, Франца Шуберта, чьими гениальными творениями мы восхищаемся по сей день?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 6
  • Полтавська галушка Полтавська галушка 9 березня, 15:13 Пізнання Григорієм психології генія просто вражає :) А "Вільшаний король" - це те, що ми з музлітератури проходили як "Лесной царь"? Пушкіна, я думаю, більше цікавила проблема зіткнення яскравої, цілісної особистості із сірістю у людському суспільстві. Точніше те, як така особистість стає проблемою для сірості і не дає їй спокійно жити. Озирніться навкруги - і Пушкіна не треба. Поет не дуже цікавився достовірністю, просто зобразити персонажів типу "Іванов і Петров" було б не так яскраво. согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №20, 26 мая-1 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно