Частные коммерческие учреждения, доступные для людей на колясках, - все еще большое чудо для Украины.
Несмотря на то, что государственные строительные нормы и законы формально обязуют владельцев помещений соблюдать стандарты доступности, контроля за этим со стороны государства нет, и все зависит от доброй воли самих предпринимателей. В Черновцах подавляющее большинство доступных учреждений принадлежит одному владельцу - Роману Кличуку. Причем речь идет не о пандусах для галочки, а о действительно удобных конструкциях и приспособленности самих помещений, включительно со специальными туалетами. Компания Кличука владеет несколькими ресторанными заведениями ("Гойра-груп") и двумя сетями магазинов ("Тайстра" и "Норма"). Мы поинтересовались, что мотивирует бизнесмена идти навстречу клиентам с ограниченными физическими возможностями.
- Чаще всего о людях с инвалидностью вспоминают в основном те, у кого есть подобный опыт с родными или близкими. У вас он тоже есть?
-Нет. Слава Богу, у меня такого опыта нет. Нет никого из близких, кто бы передвигался на коляске.
- Так что вас мотивирует?
-Просто есть одни люди, а есть другие. Кто-то не откроет дверь перед женщиной или пройдет мимо, когда кого-то бьют. Это же не связано с тем, что их где-то не пропустили, или кто-то когда-то бил. Одних воспитывали, приучая, что надо помогать более слабым, а у других родители и школа на это не обращали внимания.
- А может, это связано с вашей специальностью? Вы же окончили мединститут.
- Да, тогда еще медицинский институт, теперь - университет. И даже два года интернатуры в 3-й городской больнице. Но там я практически не встречался с людьми на колясках. Познакомился с одним таким человеком позже, когда уже оставил медицину и занялся бизнесом, - с Романом Залевским (лидером общественной организации людей с инвалидностью. - О.Д.). Вспоминаю, он был нашим клиентом, когда мы еще были маленькой компанией, приезжал на своем автомобиле, и, помню, меня поразила его активность. Мы потом помогали ему с организацией гонок на автомобилях с ручным управлением. Наверное, это он так на меня повлиял, что я начал помнить о таких людях. Теперь он консультирует нас в вопросах доступности зданий. Именно он мне объяснил, что кнопка вызова, например, неприемлема. Это унижение для человека, когда его кто-то должен заносить в помещение. Надо, чтобы человек на коляске свободно и самостоятельно заходил, передвигался, пользовался туалетом.
Ну и, конечно, поездки на Запад... Когда приезжаешь, например, в Германию, кажется, что там очень много людей с инвалидностью. Всюду - в кафе, ресторанах, театрах, на концертах. Как-то я сказал об этом Роману Залевскому. Спрашиваю, почему там так много колясочников. А он говорит: "У нас еще больше! Просто все они даже из дому не выходят". Знаете, мне досадно, но даже в наших заведениях, где есть доступность, очень редко бывают люди на колясках.
- Расскажите вашу историю с рестораном "Панська гуральня". Вам не разрешили установить там пандус, потому что это историческое здание?
-Да. Но у меня лично не было каких-то разговоров по этому поводу с чиновниками. Этим занималась архитектор, которая вела проект и сообщила, что отдел охраны культурного наследия ни за что не согласует пандус на фасаде этого здания.
- Но вы с этим не смирились?
-Нет, конечно. Мы решили схитрить. Сдали объект, открылись, а потом установили пандус. Никто не пришел нас штрафовать и, тем более, требовать его демонтировать. Может, кто-то этот вопрос решил бы иначе, но я взяток не даю никому и никогда.
- Бывало ли, чтобы к вам на стадии подготовки заведения пришел какой-либо чиновник и спросил: "А будет у вас здесь пандус?"
-Нет. Такого не было. Хотя я лично и не контактирую с чиновниками. Проектами занимаются технический директор, архитекторы. Но если бы такое было, меня, конечно, информировали бы. Никто и никогда не то что не агитировал за пандусы, наоборот, бывало, что советовали отказаться от них. Дескать, зачем эта морока? Все равно никто не проверяет. И приходилось объяснять, что это делается не для того, чтобы кто-то проверял или не проверял, а чтобы к нам могли зайти абсолютно все люди, независимо от того, могут они ходить или нет.
- А советовались ли с вами другие предприниматели, как и себе обустроить доступное заведение?
-Нет. Никто никогда с этим не обращался. Со мной вообще на эти темы никто, кроме активистов, которые сами преимущественно являются людьми на колясках, не говорит. Это никого не интересует. Возможно, дело в том, что таких людей не видно в городе, потому что они редко выходят из дому…
- Замкнутый круг: они сидят дома, потому что нет доступности, их не видят и забывают о них, значит, о доступности никто не заботится…
-Да. Но я думаю, что этот круг можно разорвать, если этим, наконец, начнет заниматься власть. Обеспечивать права людей с инвалидностью - ее прямая обязанность. Причем на местном уровне можно все решать. Если бы лично городской голова поставил перед собой цель, чтобы у него в городе не было ни одного заведения, куда не могли бы зайти люди на колясках, поверьте, так оно и было бы. А сейчас они не могут зайти даже к мэру в кабинет, потому что он на втором этаже, а лифта в ратуше нет.
- Но вы сами в начале нашего разговора говорили, что отношение к людям с инвалидностью зависит от воспитания. Так, может, просто надо больше над этим работать в обществе?
-Это будет слишком долго, этакий длительный проект, рассчитанный больше на молодые поколения. Конечно, это тоже нужно делать: разъяснять, организовывать информационные кампании… Но прежде всего - контроль и наказание за нарушения. Ведь когда водители на дорогах превышают скорость, их не воспитывают, а штрафуют. Так и здесь должно быть. Нарушил права людей с инвалидностью, нарушил государственные строительные нормы - плати штраф, приводи в соответствие свой объект. Не должно открываться заведение, в которое не может попасть человек с инвалидностью. Все. Точка. Об этом обязаны помнить чиновники, которые живут на наши деньги. И делать свою работу.